Евгений Щекотихин
«Роспись плешковской игрушки». Занятие из цикла «Народные промыслы Орловского края» на основе программы Б. М. Неменского
▼ Скачать + Заказать документы
Оборудование и материалы:
-Плешковская игрушка.
-Гуашь.
-Краски, кисточки.
-Фартуки, тряпочки, клеёнки.
-Плакаты, наглядные пособия.
Цель урока- Познакомиться с народным промыслом Орловского края «Плешковская игрушка». Познакомиться с принципами и элементами народного рисунка и народной лепки. Отличия декоративного искусства от классического. Их взаимосвязь.
Публикация «„Роспись плешковской игрушки“, Занятие из цикла „Народные промыслы Орловского края“ на основе программы Б, М, Неменского» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Народные промыслы, игрушки, прикладное творчество
- Республика, область, край. Список городов
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» март 2017
Дать на практике понятия линия-пятно. Развить у обучающихся пространственное и наглядно- образное мышление.
Задачи:
Обучающие- Овладеть теоретическими и практическими знаниями и навыками. Познакомиться с элементами и основными композиционными мотивами Плешковской игрушки.
Научиться лепке и росписи Плешковской игрушки.
Воспитательные- Патриотическое, эстетическое, духовно- нравственное воспитание. Развитие чувства художественного вкуса. Развитие чувства художественного вкуса. Умение отличать Орловскую народную игрушку от Каргопольской и прочих. Развитие положительных, нравственных качеств.
Програмный материал :
Игрушка Плешковского промысла- на первый взгляд невзрачна, неказиста. Не очень богатая палитра красок. Но не смотря на это, многие поражаются её декоративными качествами. В чём же секрет? А весь секрет в том, что народный, порой даже неграмотный, «неотёсанный» мастер имел своё особенное, природное чувство ритма и чувство цвета. Кроме природного цвета глины, использовалось всего два- три цвета. Но посмотрите, как точно из этой цветовой паллитры созданы такие необычные, декоративные цветовые композиции. В то время не было художественных школ, специальных учбных заведений, где подобное ремесло могло бы преподаваться в массовом порядке. Как мы уже сказали, простой сельский мастер не владел общеобразовательной грамотой, а уж тем более изобразительной. Но у народного художника есть своё, внутреннее, незамутнённое видение искусства. По своей декоративности Плешковская игрушка привлекает отечественных и зарубежных искусствоведов. Но не смотря на видимую простоту, очень много ушло трудов, чтобы собрать хоть какую- то информацию о данном промысле.
Плешковская глина довольно пластичная и поддатливая. Обладает хорошими декоративными качествами и прекрасно поддаётся обжегу. После обжега цвет глины принимает очень интересный, бледно- терракотовый оттенок. Именно поэтому на нём очень удачно смотрятся пятна красного и зелёного цвета. Древнее, непревзойдённое сочетание цветов. Изделие не нужно излишне декорировать, делать налепы и «кренделя». При помощи «чирочек», аналогов современных стеков делалась нехитрая гравировка. Цвет являлся лишь дополнением к форме. Но выполняя задание, следует подойти к нему с особенным усердием и ответственностью.
В целом, роспись представляет собой небольшие пятна сдержаных цветов. Плешковские мастера Фроловы любили повторять- «А больше и не надо». Мастера Фроловы известны тем, что часто применяют и свои, авторские узоры, которые для других мастеров Плешковской игрушки не характерны.
Форма игрушки цельная, без лишних деталей, небольшого размера, с ладошку ребёнка.
В сюжетах преобладает крестьянская тема - домашняя скотина и птица. Роспись животных, как и роспись людей имеет как характерные детали рисунка, так и символические знаки.
Фигурки людей такие же, как в других областях - бабы, кормилки, солдаты. Особенный местный сюжет - мужчина одет в форму солдата русско-японской войны.
Детали одежды женщин, по-видимому, характерны для этого села - островерхий капор, косынка на шее. Напоминает крестьянский костюм Орловской Губернии. Встречается также убор в виде кокошника. Возможно- местный, или символический. Кокошник, как правило окрашивается в красный цвет.
Баба (или Барыня, Кормилица, Нянюшка, она же Берегиня) — связь с культурой наших предков. Тысячи лет отделяют нас от наших предков- дикарей, но женское изображение плешковской пластики удивительным образом перекликается с фигурой древнего божества — хранительницей очага, связанной с культом плодородия. Та же проработка лица (защипом обозначен нос, тот же головной убор, так же выполнена укороченная рука со свистком. Узоры на поверхности женско фигурки- солярные знаки — двойной крест, пятна с мелкими точками. Вертикальные линии — знаки падающего дождя, и волнистые — земля, наполненная дождем, ещё может быть морская стихия, водные источники. С дождём в народных приметах так же ассоциируется лягушка. Лягушки квакают на дождь. Среди писателей и художников, приезжавших в Плешково в 60-х, 70-х годах прошлого века, известны рассказы о Юродивом Васюне, который мастерски, правдоподобно квакал, изображал лягушек. «Квак!» «Квак!». Отсюда следует, что в генетической памяти плешковцев жива связь с «Матерью- Сырой- Землёй» и водными стихиями. Так же, как и в китайской традиции, этот символ имеет значение достатка, плодородия. В Плешковском промысле не случайно встречается сюжет «лягушка». Плешковцы любят говорить- «У нас весной лягушки как прям преображаются, становятся на редкость красивыми, и куда уродство всё девается? Кода преобретает голубоватый оттенок.» Напоминает процесс изменения цвета глины при обжиге. Не сложно вспомнить и русскую народную сказку о Царевне-лягушке.
Следует помнить: в росписи вертикальные полосы - знак падающего дождя; волнистые линии - земля напоенная дождем; пятна - знаки зерна, двойные кресты - солярные знаки (солнце).
Мастерица Александра Михайловна Иванилова. Многие исследователи, со всей России приезжали к ней в гости, чтобы проникнуться в суть Плешковского промысла. Александра михайловна осуществляла роспись своих изделий тоненькой палочкой- лучиной. Сверху наматывала ватку. Линии получались певучие, живые и сочные. Культуролог И. И. Борисова вспоминает, как плешковские мастера не только не признавали художественных кистей, но даже смеялись над профессионалами, членами Союза Художников- «Эко вы тут казюлин налепили.»
Среди жителей Ливенского района бытовало по верье, что в мае, на Николу, нужно праздновать "Свистунью". Звонким свистом выгоняли из домов и сердец все лишнее и наносное, что накопилось за зиму. Зелёный цвет- цвет майской зелени. Стоит отметить, что это всё- язычество и не имеет ничего общего с современной наукой. Но эти поверья несут нам знания общекультурологического характера. Местные жители верили, что солнце от этого жарче греет. Об этом говорит красный цвет в росписи. По другим данным, этот праздник празднуется в конце марта- середине апреля. Символизирует талый снег, первую зелень. (Е. Щ.) Однако смысл- один и тот же. Приход весны и обновление природы.
Возможно, с этим связана и роспись плешковских игрушек. По народной традиции, издавна выполняемая тертым кирпичом и соком лопуха. Как свидетельствуют старинные образцы игрушек, сохранившихся до наших дней, цвета не протятся, не выгорают. При этом учитывается то, что в эти свистульки и Барышни играло не одно поколение. Древние цвета природы, своим происхождением и предназначением относящие нас к временам наших далёких предков- Вятичей. Пятна, произвольно покрывающие поверхность игрушки, напоминают знаки колоса и травы - символическое обозначение майской зелени.
Плешковцы гордо говорили- у нас краска своя, домодельная, не то что покупная. Затирается, варится с душой. Цвета природные, истинные. Но к сожалению, секреты тех, народных красок «канули в лету», да и на изготовление подобных красок не предусмотрено времени. В школьном курсе изобразительного искусства рекомендуется использовать гуашевые, акриловые, темперные краски, которые сейчас свободно продаются в художественных салонах.
В Плешковском промысле, единственном из всех похожих, у барыни встречаются вертикальные и волнообразные линии - символы падающего дождя и земли, напоенной дождем. Земля и женщина призваны порождать, плодить новую жизнь. Об этом говорит зелёный цвет в росписи, который брали из лопуха, цвет земной растительности.
Ход занятия:
-Подготавливаем рабочее место.
-Обзор расписанной игрушки : Кто скажет, какие символы Вы видите в цветовых пятнах, которыми расписана игрушка, и что они означают?
- Какие цвета преобладают?
-Какими красками расписывали игрушки народные мастера?
Роспись изделия производится кисточкой, без предварительой разметки.
Плешковские народные мастера, по началу не признавали кисточки. Выстругивали спичку или палочку- лучину. Наматывали ватку.
- Берём в руки игрушку. Желательно, с точки зрения народного искусства постоянно держать её, крутя в ладони. Народные мастера не пользовались каким- либо подиумом.
Начинаем роспись с крупных, локальных пятен. Окрашиваем кокошник. Применяем красный, оранжевый или красно- коричневый цвет.
Кто нам скажет, что же такое кокошник?
-Окрашиваем детали одежды.
-Изображаем на одежде круги, дождь, или двойной крест, что является, как было сказано выше, символическими знаками в народном искусстве.
-Уточняем, прорабатываем мелкие детали.
-Даём изделию высохнуть. В конце занятия- выставка- просмотр.