Чапурина Ксения Владимировна
Занятие по развитию речи в старшей группе «Составление рассказа на заданную тему»
▼ Скачать + Заказать документы
Задачи :
• связная речь: учить составлять короткий рассказ на заданную тему;
• словарь и грамматика: закрепить умение образовывать названия детенышей животных в именительном и родительном падежах множественного числа; активизировать в речи сложноподчиненные предложения;
• звуковая культура речи : учить подбирать слова, сходные по звучанию.
Материалы:
Публикация «Занятие по развитию речи в старшей группе „Составление рассказа на заданную тему“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Развитие речи. Конспекты занятий, НОД
- Составление рассказов, обучение рассказыванию
- Старшая группа
- Темочки
• сюжетные картинки с изображениями детенышей разных животных (по количеству детей) : лисят, щенков, крокодильчиков, обезьянок, детенышей жирафа и др. ;
• скворечник.
Ход занятия
Воспитатель (читает детям стихотворение И. Токмаковой)
Где спит рыбка?
Ночью темень. Ночью тишь.
Рыбка, рыбка, где ты спишь?
Лисий след ведет к норе,
След собачий — к конуре,
Белкин след ведет к дуплу,
Мышкин — к дырочке в полу.
Жаль, что в речке на воде
Нет следов твоих нигде.
Только темень, только тишь.
Рыбка, рыбка, где ты спишь?
Воспитатель: Где спит рыбка?
Дети. В воде.
Воспитатель. А в конуре кто спит?
Дети. Собака.
Воспитатель. Собака с малышами. щенками. В конуре собака со щенками, в дупле — белка с бель. чатами, в норе. лиса с лисятами, а в дырочке под полом. мышка с мышатами.
Если дети затрудняются в подборе наименований, воспитатель подсказывает начало слова.
В разных домах живут животные со своими детенышами. Сейчас мы поиграем в игру «Чей домик?». Я назову разные, знакомые вам дома животных, а вы скажете, какие детеныши в них живут, чей это домик.
Чей дом — конура?
Конура — дом щенков, а нора. лисят.
Дупло — дом. бельчат.
Конюшня — дом. жеребят.
Коровник — дом. телят.
Скворечник — дом. скворчат.
Как вы догадались, что скворечник — дом скворчат?
Дети отвечают.
Скворечник — домик, который люди строят для скворцов поэтому он и называется: скворечник.
В скворечнике любят селиться не только скворцы, но и многие другие птицы — синички, воробьи, а бывает, что в забытом скворечнике и белка устроит себе дом или кладовую.
Очень гостеприимный скворечник! Вот такой же гостеприимный домик есть и у нас, вот он. (Показывает картинку со скворечником или макет.) Помогите детенышам попасть в свои домики. (Раздает картинки с изображением одного или нескольких детенышей — по одной каждому ребенку.)
У детей, речь которых развита хуже, можно спросить: «Тебе обезьянку или олененка? Тебе ласточку или снегиренка?»
Проводится физкультминутка.
Утром бабочка проснулась
Потянулась, улыбнулась
Раз- росой она умылась,
Два- изящно покружилась
Три- присела
На четыре- улетела.
Рассмотрите картинки. Можете тихонечко рассказать друг другу, что на них изображено.
Домик пускает к себе всех: и зверят, и птенцов. Только нужна правильно и вежливо попросить об этом: если вы ошибетесь и неправильно назовете своего детеныша или попросите невежливо, двери не откроются и малыш не сможет попасть в домик.
Воспитатель проносит по рядам скворечник, давая детям возможность выполнить игровое задание, правильно попросить: «Домик, домик, пусти, пожалуйста, наших скворчат, наших бельчат, моего снегиренка» и т. п.
Все малыши собрались в домике. Догадайтесь, о ком из них эта загадка.
Хожу в пушистой шубе,
Живу в густом лесу.
В дупле на старом дубе
Орешки я грызу.
(Белка.)
Дети отгадывают, почему вы думаете, что это белка?
Дети отвечают.
А вот еще загадка.
Зимой спит — летом ульи ворошит.
(Медведь.)
Дети отгадывают.
Как вы догадались, что это медведь?
Дети отвечают,
Слушайте еще:
Кто на елке, на суку,
Счет ведет: «Ку-ку. ку-ку»?
(Кукушка.)
Дети отгадывают.
Почему вы думаете, что это кукушка?
Дети отвечают.
Смотрите на эту картинку. Кто на ней изображен? Дети. Зайчонок.
Воспитатель. Я буду вас спрашивать, а вы отвечайте так, чтобы получилось складно. Зайчик, зайчик, где ты был? Д е т и. За капустой я ходил. Воспитатель. Зайчик, зайчик, где гулял? Дети. За морковкой поскакал, на полянке танцевал и т. п. Воспитатель. А сейчас придумайте короткий рассказ про зайчика, который на «полянке танцевал».
Дети придумывают и рассказывают.
Воспитатель. Молодцы ребята! Мне очень понравились ваши рассказы,на этом наше занятие окончено. До свидания!