Петрова Галина
Занятие по развитию речи в подготовительной группе детей с ТНР «Школа. Школьные принадлежности»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: Повторение и обобщение знаний детей в форме путешествия.
I. Образовательные:
1. Закрепить у детей понятия «звук», «слог», «предложение».
2. Учить называть в правильной последовательности слова в предложении, звуки и слоги в словах.
3. Совершенствовать умение находить слова с заданным звуком, определять место звука в слове.
4. Закрепить умение употреблять в речи синонимы, антонимы, сложные предложения.
II. Развивающие :
1. Развивать и обогащать словарный запас детей.
Публикация «Занятие по развитию речи в подготовительной группе детей с ТНР „Школа, Школьные принадлежности“» размещена в разделах
- Заикание, ТНР. Занятия, рекомендации родителям и педагогам
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Подготовительная группа
- Развитие речи. Конспекты занятий, НОД
- Школьные принадлежности
- Темочки
2. Развивать зрительное и слуховое восприятие, корректировать внимание, память, мышление.
3. Развивать связную речь, навыки речевого общения, добиваться полных ответов на вопросы.
III. Воспитательные:
1. Формировать навыки сотрудничества на занятии, создавая положительный эмоциональный фон.
2. Воспитывать самостоятельность, активность, культуру общения и чувство коллективизма.
3. Воспитывать доброту, желание помогать тем, кто нуждается в помощи.
Оборудование: игрушка Буратино, сюжетная картинка по теме “Дети идут в школу”, алфавит с буквами, карточки для игр «Один- много», портфель, книга, ручка, альбом, краски, ластик, тетрадь, карандаш, точилка, мяч, поощрительные призы для детей.
Методы и приемы:
- наглядно – действенные (демонстрация, иллюстрация);
- словесные (объяснение, разъяснение, рассказывание);
- практические (игровые).
Ход занятия
I. Вводная часть.
Добрый день, ребята! Ребята, скоро вы пойдете в школу, и будете вспоминать наш детский сад, своих друзей, наши игры, занятия, праздники, прогулки. А сегодня мы с вами отправимся в сказочное путешествие. В этом путешествии мы с вами проверим свои знания, умения, ловкость. Вы готовы?
Но отправимся мы не одни, к нам в гости придёт будущий первоклассник. Послушайте загадку и отгадайте, какой герой сегодня придет к нам на занятие :
У отца есть мальчик странный,
Необычный, деревянный,
На земле и под водой
Ищет ключик золотой,
Всюду нос сует свой длинный…
Кто же это?.
(Буратино)
- Ребята, вы узнали, кто это. А как называется произведение, из которого пришел Буратино? («Золотой ключик, или Приключения Буратино»). Кто автор? (Алексей Николаевич Толстой).
- А вот и наш герой. (Воспитатель показывает куклу Буратино). Какой он? (Весёлый, смешной, непоседливый, озорной, любознательный, любопытный, добрый, дружелюбный)
II. Основная часть.
1) Ребята, как вы знаете, Буратино любит путешествовать. Он путешествует по многим детским садам и сейчас расскажет о своих путешествиях, а вы отгадаете, в каких комнатах детского сада или на улице он побывал.
Зашел в комнату, где дети засучивают рукава, намыливают руки, вытираются. (Ванная)
- Зевают, отдыхают, спят (Спальня)
- Пляшут, поют, кружатся (Муз. зал)
2) И вот однажды, Буратино решил, что ему уже пора идти в школу. Он собрал портфель. Давайте, посмотрим, что он в него положила. По - очереди, будем вытаскивать по - одному предмету из портфеля, называть его и описывать. Какая у предмета форма, цвет, величина и каково назначение предмета.
Игра «Опиши предмет».
(Книга, ручка, альбом, краски, ластик, тетрадь, карандаш, точилка.)
Как можно назвать все эти предметы, одним словом? (Школьные принадлежности).
(Воспитатель складывает всё в портфель).
3) Взял Буратино портфель и отправился в путь вместе с нами в школу. А ведь там нужно владеть определёнными знаниями. Там много деток, с ними нужно уметь общаться, находить общий язык. И общаемся мы с вами с помощью предложений, выражаем свои чувства и мысли.
- Ребята, а из чего же состоят предложения? (Из слов).
- Посчитайте, сколько слов в следующем предложении? Солнце светит. (2) Дети идут в школу(4) в школе интересно (3)
Попробуйте придумать своё предложение, любое.
4) Мы уже знаем, что предложения состоят из слов. А из чего состоят слова? Расскажите Буратино. (Из звуков).
- На какие две группы делятся все звуки? (На гласные и согласные).
- Как произносятся гласные звуки? (Легко, свободно, поются, тянутся). А согласные? (не тянутся, не поются)
5) Молодцы! Теперь Буратино умеет считать слова в предложении и различать звуки. Но, ребята, нам ещё нужно научить нашего будущего ученика делить слова на слоги. Покажем, как это делается? Давайте будем называть школьные принадлежности и считать в них слоги. Приготовьте для этого руки, будем прохлопывать.
Тетрадь, карандаш, учебник, ластик, альбом, краски, кисточка.
6) Загрустил Буратино. Ох, как много всего он ещё не знает! Он думал, что собрал портфель и можно отправляться в школу, а оказывается нужно много чего знать и уметь. Упало у Буратино настроение. Давайте сделаем так, чтобы Буратино снова был весел. Станьте в круг, возьмитесь за руки.
Физкультминутка
Каждым утром перед школой
Делаем зарядку.
Очень нравится нам
Делать по порядку:
Весело шагать, весело шагать.
Руки поднимать, руки опускать,
Приседать и вставать,
Приседать и вставать.
Прыгать и скакать,
Прыгать и скакать.
7) Теперь настроение у всех будет хорошее.
Вы уже знаете, что Буратино большой озорник и любит разные игры. И вам предлагает игру “Наоборот” (С мячом). Я называю слово, а вы противоположное.
Радостный – грустный, печальный
Светлеть – темнеть
Сухой – мокрый
Тишина – шум
Часто – редко
Ясный – пасмурный
Мёрзнуть – согреваться
Плохой - хороший
Тёмный – светлый
Храбрый - трусливый
Высокий – низкий
Лёгкий – тяжелый
Тихо – громко
Широкий – узкий
Холодный - горячий и т. д.
8) Ой, ребята, посмотрите, нам передали большое письмо. Что же в нём? Интересно. Так это же письмо от папы Карло! Это задания.
Первое задание. Он прислал нам картину, и просит рассказать о ней. Мы постараемся? А для того, чтобы нам было легче, он отправил для нас схемы.
Воспитатель выставляет картину «Дети идут в школу», предлагает детям внимательно рассмотреть ее и ответить на вопросы:
- В какое время года дети начинают учиться? (осенью)
-Ребята, а кто изображён на картине?
(На картине нарисованы мальчик с девочкой).- Как они одеты? Почему?
-Какой день изобразил художник на картине? (1 сентября)
- Почему вы так думаете? (дети несут букеты цветов)
- Кто встречает детей в школе?
- Какое настроение у детей?
-А как можно назвать картину?
Примерный рассказ
Был ясный, солнечный, сентябрьский день. Миша встал очень рано, потому что боялся опоздать. Еще с вечера он приготовил портфель и тетрадки. Во дворе он увидел Катю с цветами, и они вместе пошли в школу. По дороге они смотрели на яркие желтые листья на деревьях, красивые пушистые облака на небе. Возле школы они встретили нарядных и веселых ребят, которые тоже спешили на встречу с учителем. Когда закончились уроки, Катя с Мишей вернулись домой в хорошем настроении.
- Молодцы! Вот такая интересная история у нас получилась.
10) Второе задание. Игра «Один – много - ни одного».
- Возьмите по одной карточке, никому не показывайте. Я показываю карточку с одним предметом. Например, мяч, а тот, у кого много мячей, показывает свою карточку и называет - много мячей (ручка, тетрадь, ластик, учебник).
— А если все предметы исчезнут, как мы скажем? Ни одного?
III. Заключительная часть.
Молодцы, я напишу ответ папе Карло, что вы со всеми заданиями справились. А какие задания вам понравились больше всего?
Видите, сколько всего нужно знать и уметь, чтобы пойти в школу. Как вы думаете, теперь Буратино примут в 1 класс? С 1 сентября, он, как и вы, пойдёт в школу и будет учиться на пятёрки и четвёрки. Буратино говорит вам спасибо и в благодарность оставляет вам маленькие подарки, которые лежат в ваших столах.