Алена Микалина
Конспект занятия по развитию речи «Чтение рассказа К. Д. Ушинского «Четыре желания»
▼ Скачать + Заказать документы
Образовательные области: речевое, познавательное, социально- коммуникативное, художественно-эстетическое, физическое.
Тема занятия : чтение рассказа К. Д. Ушинского «Четыре желания»
Возрастная группа: старшая группа.
Цель занятия : формирование знаний у детей о рассказе К. Д. Ушинского «Четыре желания», посредством чтения и пересказывания.
Задачи:
Образовательные:
Публикация «Конспект занятия по развитию речи „Чтение рассказа К, Д, Ушинского „Четыре желания“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Литература, чтение. Конспекты занятий
- Развитие речи. Конспекты занятий, НОД
- Ушинский К.Д.
- Темочки
• Актуализировать знания детей о героях рассказа «Четыре желания», посредством чтения;
• Познакомить детей с рассказом К. Д. Ушинского «Четыре желания», посредством дидактической игры;
• Учить грамотно отвечать на вопросы по содержанию сказки.
Развивающие :
• Развивать зрительное и слуховое восприятие, внимание, память;
• Развивать нравственные чувства: доброту, взаимопомощь, чуткость, отзывчивость;
• Развивать связную монологическую речь.
Воспитательные:
• Воспитывать у детей интерес к русским народным сказкам;
• Воспитывать умение взаимодействовать со сверстниками, педагогами.
Словарная работа: румяны, карманная книжка, вволю набегался, восторг, сенокос, желание.
№ Этапы продолжительность Задачи этапа Деятельность педагога Формы методы приемы Предполагаемая деятельность детей Планируемый результат
1 Организационно-мотивационный Организация направленного внимания и формирования интереса у детей к теме занятия.
Собрались все дети в круг
Я твой друг, и ты мой друг
Вместе за руки возьмемся
И друг другу улыбнемся!
- Сегодня утром в детский сад приходил почтальон, оставил конверт. 1сл. А что находится в конверте, мы узнаем, если отгадаем загадки Художественное слово. Приветствуют друг друга. Включаются в предстоящую деятельность Замотивировать детей к предстоящей деятельности
2 Основной этап
2.1 Этап постановки проблемы Создание проблемной ситуации, формулировка проблемы в доступной для детей форме
1. Загадки о временах года ( звуковая запись: П. И. Чайковский “Времена года”)
Дел у меня немало: я белым одеялом
Всю землю укрываю, в лед реки убираю.
Белю поля, дома, зовут меня. (зима). 2сл.
Я раскрываю почки, в зеленые листочки.
Деревья одеваю, посевы поливаю.
Движения полна, зовут меня. (весна). 3сл.
Я соткано из зноя, несу тепло с собою,
Я реки согреваю, “Купайтесь!” - приглашаю.
И любите за это вы все меня, я. (лето). 4сл
Несу я урожаи, поля вновь засеваю.
Птиц к югу отправляю. Деревья раздеваю,
Но не касаюсь сосен и елочек. Я. (осень). 5сл
(По мере отгадывания вывешиваются на доску картинки с изображением времен года) Художественное слово, чтение загадок. Постановка проблемной ситуации в понятной для детей форме.
2.2 Этап ознакомления с материалом Познакомить детей с новым произведением Сегодня мы с вами познакомимся с новым произведением Константина Дмитриевича Ушинского, а называется она «Четыре желания».
Иллюстрации к сказке нарисовал Николай Александрович Устинов (портреты 6сл) Этот рассказ находиться вот в такой книге. 7сл. Что это за книга? А чем отличаются сказка и рассказ?
«Четыре желания» рассказывает о прелестях всех времен года. Мальчик Митя не хотел, чтобы заканчивалась зима, потом ему очень нравилась весна, потом лето… А все потому, что каждое время года по-своему прекрасно!
А как вы думаете почему? Запомните свои предположения, после прочтения мы проверим правильные ли они.
Примите позу слушателя, перед тем как я начну читать вам рассказ, разберем не понятные слова, которые вам встретятся в рассказе :
- Ребята, в рассказе есть слова, значение которых нужно уточнить
-Что означает слово румяный (красный, алый) 8сл.
-Как объяснить значение словосочетания «карманная книжка», записная книжка (тетрадь небольшого, маленького карманного размера) 8сл.
-Как понять словосочетание «вволю набегался», «повеселился вволю» (достаточно много) 9сл
-Что значит восторг? (веселье, радость) 9сл
-Что такое сенокос? (косьба травы на сено; время, когда заготавливают траву на сено) 10сл
-А что такое желание? (просьба, мечта, задумка)10сл Беседа. Показ картинок. Дети познакомились с новым произведением
2.3 Этап решения проблемы Решение детьми поставленной проблемной ситуации. А теперь сядьте красиво я начинаю читать рассказ.
Чтение рассказа
- Понравилось ли вам произведение?
- Что мы прочитали: рассказ, стихотворение или сказку? Как догадались, что это рассказ?
- О ком идет речь? Кто главный герой?
- Какое время года описывается в начале?
- Что делал Митя зимой?
- Что посоветовал папа?
- Чем занимался весной?
- Чем понравилось лето?
- Что советовал папа осенью?
Вы, наверное, устали? Встаем, подходим ко мне.
Физминутка
А сейчас мы поиграем на волшебной доске. Но перед началом мы вспомним технику безопасности при работе с доской.
Кто первым пойдет к доске нам поможет определить волчок. 11сл Выбирайте цвета.
Ваша задача проставить картинки по сюжету сказки и рассказать.
Наши глазки устали, встанем к доске спиной.
Гимнастика для глаз
Дождик-дождик пуще лей (глаза смотрят на верх)
Капай-капель не жалей (глаза смотрят вниз)
Только нас не замочи (глазами по кругу)
Зря в окошко не стучи (мигаем глазками часто)
Садитесь за столы, сейчас вы будете рисовать момент из рассказа, который вам понравился. Дети решают поставленную проблему
3 Заключительный этап Подведение итогов деятельности, обобщение полученного опыта, формирование элементарных навыков самооценки - С каким произведением познакомились?
Кто написал рассказ?
А чему нас учит этот рассказ?
Кто был главными героями?
Каким по характеру был Митя? А его папа? Подведение итогов занятия и формирования полученного опыта
Рассказ К Д. Ушинского "Четыре желания"
Митя накатался на саночках с ледяной горы и на коньках по замёрзшей реке, прибежал домой румяный, весё лый и говорит отцу:
— Уж как весело зимой! Я бы хотел, чтобы всё зима была.
— Запиши твоё желание в мою карманную книжку, — сказал отец.
Митя записал.
Пришла весна.
Митя вволю набегался за пёстрыми бабочками по зелёному лугу, нарвал цветов, прибежал к отцу и говорит:
— Что за прелесть эта весна! Я бы желал, чтобы всё весна была.
Отец опять вынул книжку и приказал Мите записать своё желание.
Настало лето. Митя с отцом отправились на сенокос.
Весь длинный день веселился мальчик: ловил рыбу, набрал ягод, кувыркался в душистом сене, а вечером сказал отцу:
— Вот уж сегодня я повеселился вволю! Я бы желал, чтобы лету конца не было.
И это желание Мити было записано в ту же книжку.
Наступила осень.
В саду собирали плоды — румяные яблоки и жёлтые груши. Митя был в восторге и говорил отцу:
— Осень лучше всех времён года!
Тогда отец вынул свою записную книжку и показал мальчику, что он то же самое говорил и о весне, и о зиме, и о лете.