Яна Васютина
Технологическая карта коррекционной образовательной деятельности по развитию речи детей 3–4 лет с ОВЗ
▼ Скачать + Заказать документы
Технологическая карта коррекционной образовательной деятельности
по развитию речи (по формированию слоговой структуры слова) детей 3-4лет с ОВЗ (ТНР)
с использованием приемов логоритмики на индивидуальном занятии
Актуальность: В последнее время в моей практике встречается все больше детей с тяжелыми нарушениями речи в коморбидности с диспраксией, речевой слуховой агнозией, дефицитом внимания, с трудностями обработки сенсорной информации.
У данной категории детей, наряду с речевыми нарушениями, есть проблемы с координацией, общей и мелкой моторикой. Поэтому возникла необходимость включать в свою работу игры, которые помогают ребёнку контролировать свою двигательную активность, развивать слуховое внимание. Большое значение в этом процессе имеет логоритмика, которая направлена на формирование и развитие чувства ритма, ритмико-мелодической организации речи в целом и нужной мотивации для ребёнка.
Работа с ритмом, как основой речи – это главный этап формирования слоговой структуры слова у ребенка, имеющего тяжелые нарушения речи.
Тема: Формирование слоговой структуры слова через элементы логоритмики.
Вид занятия: тренировочное
Цель – Формирование слоговой структуры слова.
Коррекционно-образовательные задачи: Активизировать и пополнять словарный запас.
Развивать артикуляционный праксис через упражнения и проговаривания звуковых и слоговых цепочек.
Развивать ритмико-мелодическую организацию речи.
Развивать фонематический слух, кистевой и пальцевой праксис, концентрацию слухового внимания и памяти.
Вовлекать ребенка в игровую деятельность.
Коррекционно-воспитательные задачи: Воспитывать мотивацию путем игровых моментов.
Воспитывать культуру поведения на занятии, самоконтроль за речью, самостоятельность, доброжелательность, отзывчивость в сотрудничестве с педагогом.
Планируемые результаты:
1. Ребенок умеет правильно воспроизводить слова 3 класса слоговой структуры.
2. Концентрирует слуховое внимание.
3. Тренирует слухоречевую память.
4. Тренирует зрительное внимание.
Оборудование: проигрывающее устройство, запись логоритмических песен: «На занятие иду…», «Снежинка летит…», «Делай так», фетровые снежинки, ортоковрики, контейнер с сыпучем материалов (фасоль / орехи / рис, фигурки на 3 класс слоговой структуры, массажные коврики-травка, тренажер для речевого дыхания - «аэрофутбол», коробочки-сюрпризы, игрушка гусь.
Интеграция образовательных областей: Речевое развитие, познавательное развитие (развитие высших психических функций, физическое развитие.
Ход образовательной деятельности
Этапы Задачи Деятельность педагога Деятельность ребенка Планируемые результаты
1. Организационный момент.
«На занятие иду.»
«На занятие иду, свою песенку пою: топ-топ, топ-топ, топ-топ, СТОП.
А теперь я побегу, громко ножками стучу: Топ-топ, топ-топ, топ-топ, топ- СТОП.
Я как зайка поскачу, прыгать высоко хочу: оп-оп, оп-оп, оп-оп, оп-оп-СТОП.
А теперь я как юла, покручусь туда-сюда: ууууууууууууу СТОП.
А теперь иду, иду, место я себе найду: где-где, где-где, где-где, ВОТ!»
«Стишок - приветствие»
Ладошка по ножке
Хлопает немножко.
Ножка по ножке постучит немножко.
Наши ручки щечки трут,
Наши ручки ушки мнут.
Носик пощипаем,
Занятие начинаем.
Мотивация к деятельности
Самоконтроль
Включение ребенка в коррекционную деятельность.
Тренировка слухового внимания, зрительно-моторной координации
Элементы самомассажа
Включает песню. Показывает, что делать.
Контролирует выполнение
Сопряженное проговаривание и выполнение действий по тексту.
Сопряженное проговаривание и выполнение действий по тексту
Ребенок стоит на круговой дорожке из ковриков. Идет/бежит/прыгает/ кружится, когда звучит музыка, и останавливается, когда музыки нет.
Выполняет движения по тексту
Выполняет движения по тексту
Создание положительного психологического настроя ребенка на образовательную деятельность
Развивается самоконтроль
Точность выполнения движений
Точность выполнения движений
2. Дыхательная гимнастика
Тренажер для развития дыхания «аэрофутбол»
Трубочки для коктейля
Выработка длительной направленной воздушной струи, без раздувания щек. Предлагает ребенку
Поиграть в футбол.
Контролирует правильный выдох Дует в трубочку на шарик, забивает гол….произносит слова «гол», «да» Выработка длительной, направленной воздушной струи.
3. Пальчиковая гимнастика с массажным ковриком (травка):
Мишка по лесу гулял, (сжимают в кулаки обе руки и шагаю по поверхности коврика.)
Мишка шишки собирал. Пальцами обеих рук (щепотью) собирают шишки на поверхности коврика)
Бедный мишенька устал (кладем ладони на поверхность коврика.)
На пеньке он задремал. (Одну руку сжимают в кулак (пенек)кладут на него ладонь другой руки.)
На полянке, на лужайке
Целый день скакали зайки. (Указательные и средние пальцы обеих рук прыгают по поверхности коврика)
И катались по траве
От хвоста и к голове. (Прокатываем ладони от основания к кончикам пальцев по поверхности коврика)
Долго зайцы так скакали,
Но напрыгались, устали! (кладут ладони на поверхность коврика-«зайцы спят»)
Мимо змеи проползали.
«С добрым утром!»- им сказали! (делают извилистые движения ребром ладоней по поверхности коврика)
Развивать кистевой и пальцевый праксис.
Тактильно- кинестетическая стимуляция пальцев и ладоней.
Воспроизводит стишок и показывает правильное выполнение упражнений и контролирует выполнение ребенком.
Выполняет движения по тексту и проговаривает простые слова «топ-топ»
Точность выполнения движений на уровне кистевого и пальцевого праксиса.
Развивается слуховое внимание. И чувство ритма.
4. Артикуляционная гимнастика
Песенка «Делай так» под клавесы
«На меня ты посмотри
И за мною повтори…
Делай так….держим удыбку
Делай так….держим трубочку и т. д.
Далее с ускорением Выработка правильных движений органов артикуляции (рот открыт, улыбка, качели, часики, хомяк)
Удержание одноударного ритма со сменой темпа.
Предлагает ребенку поиграть с палочками. показывает правильное выполнение артикуляционных упражнений и контролирует выполнение ребенком.
Стучит палочками в заданном ритме. Выполняет упражнения артикуляционной гимнастики Выработаны правильные положения органов артикуляционного аппарата.
Удерживает одноударный ритм.
Развивается слуховое внимание, и чувство ритма.
5. Нейрогимнастика
«Вот снежинка летит,
На твоем пути,
Ты снежинку лови,
И на нос (плечо/живот/ногу/голову) ее клади!» Развитие пространственных представлений, соматонозиса - ориентировка в собственном теле, уточнение названий частей тела (нос, нога, живот, плечо, голова) Выполняет все движения под музыку. Показывает ребенку куда летит листочек. Контролирует выполнение ребенком Выполняет движения по тексту. Следит глазами за листочком. Четко находит части нужные тела. Улучшаются пространственные представления : вверх, вниз, вправо, влево, за спиной….
Улучшается соматогнозис. Развивается слуховое внимание. и чувство ритма.
6. Формирование слоговой структуры слова.
По пособию «Веселые ручки»
Расширять и активизировать словарный запас
Правильно воспроизвести слова 3 типа слоговой структуры.
Выполнить моторную программу. Контролирует правильное выполнение, проговаривание слов. Проговаривает название картинок с жестами. Словарный запас активизируется и пополняется. Слоговая структура сохраняется
Движения рук точные
7. Формирование слоговой структуры слова с деревянными фигурками, спрятанными в контейнер с сыпучим материалом. Фигурки кладем в цветные коробочки.
Расширять и активизировать словарный запас
Правильно воспроизвести слова, 3 класс слоговой структуры.
Отрабатываем Р. п. спрятали что/кого?
Развивать мелкую моторику.
Тактильно-кинестетически стимулировать пальцы рук
Закрепление названий цветов
Контролирует правильное выполнение, проговаривание слов. Называет цвет коробочек. Ищет в контейнере с сыпучим материалом фигурки, четко называет.
Кладет фигурки в коробочку нужного цвета Словарный запас активизируется и пополняется. Слоговая структура сохраняется
Движения рук точные
8. Игра ритмы-звукоподражания.
Игрушка гусь поет песню по-разному:
1. Га- гага-Га-гага
2. Га-Га-гага-Га Воспроизвести звукоподражания в заданном ритме:
1-11-1-11
1-1-11-1
Озвучивает гуся, показывает, как правильно спеть в заданном ритме.
Контролирует выполнение Пропевает звукоподражания в заданном ритме.
Активизируется речевая деятельность.
Развивается чувство ритма
Итог
Рефлексия Хвалит ребенка. Спрашивает, понравилось ли ему играть? Провожает в группу
Ответ ребенка…
Ребенок доволен своими результатами. Уходит с игрушкой в группу
Список источников:
1. Вайнгольц О. Н. Пособие для формирования слоговой структуры слова «Веселые ручки. 3 тип»
2. Зажигина О. А. Игры для развития мелкой моторики рук с использованием нестандартного оборудования. СПб. : ООО «ИЗДТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО_ПРЕСС», 2026, 96 с.
3. Тарасова О. А. Чернышева Ю. А. Авторская программа по логоритмике для детей со сложной структурой дефекта. – М. Издательство Перо,2021.-271
Рефлексия
На занятии присутствовал ребенок с тяжелыми нарушениями речи с ОВЗ. У него речевая слуховая агнозия и артикуляционная диспраксия - грубое нарушение слоговой структуры и тяжелое нарушение фонематического слуха.
Цель занятия активизировать речевую деятельность, формировать слоговую структуру слова – сейчас ребенку доступна структура только из одного слога – дом, дым, сок. При таких нарушениях работа начитается с ритмических упражнений и развития слухового внимания. Поэтому я включила в свои занятия логоритмические упражнения из авторской программы Олеси Тарасовой.
Я считаю, что мне удалось создать благоприятный эмоциональный фон, положительно настроить ребенка на работу и смогла реализовать задуманное. Разнообразие игр и смена видов деятельности позволило ребенку быть заинтересованным в течение всего занятия.