оксана прокопенко
Занятие по развитию речи для старшей группы
▼ Скачать + Заказать документы
Занятие. Гласные звуки
Цели занятия : Коррекционно - образовательные:
- развитие умения различать гласные звуки;
- формирование словообразования;
- закрепление понятия о словах-признаках.
Коррекционно-развивающие :
— обучение звукослоговому анализу слов;
— улучшение дыхания и голоса;
— развитие фонематических : процессов;
— закрепление понятия «гласный звук»;
Публикация «Занятие по развитию речи для старшей группы» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Развитие речи. Конспекты занятий, НОД
- Старшая группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» июнь 2015
— развитие общей, мелкой и артикуляционной моторики,
Коррекционно-воспитательная:
— воспитание навыков поведения в магазине.
Методическое обеспечение: пособие к дидактической игре «Домик», набор «банок», наборы для составления схем, разрезные азбуки, карандаши, тетради.
- Вступительная часть.
Дети под руководством логопеда дают характеристику гласным звукам.
- Общее расслабление.
- Развитие общей моторики.
- Развитие мелкой моторики.
- Массаж лица.
- Развитие мимических мышц лица.
Логопед говорит, что сейчас все отправятся за ягодами, будут со-бирать их и пробовать на вкус, потом он называет разные ягоды, а дети мимикой должны выразить свои впечатления от этой пробы:
— Это сладкая черника; это кисло-горькая брусника; это горькая-прегорькая калина; это кислая-прекислая клюква.
• Артикуляционная гимнастика.
Для челюсти:
— спокойно открывать и закрывать рот.
Для губ:
— изобразить губами произнесение гласных звуков [а], [у], [ы], [и], [о].
Для языка:
— язык попеременно поднимать вверх (между зубами и губой, опускать вниз {между зубами и губой).
• Развитие дыхания и голоса.
1. Вдыхать ртом, выдыхать носом (3—4 раза).
2. Голосовые упражнения: произносить на одном выдохе «ыо».
• Объявление темы.
Логопед говорит детям, что они уже познакомились с гласными звуками [а], [у], [и], [ы], [о], которые сегодня пришли к ним в гости.
• Акустико-артикуляционный образ звуков.
1. Логопед спрашивает, почему эти звуки называются гласными и каким цветом их обозначают. Затем он читает стихи, дети повторяют за ним звуки. Гласные звуки тянутся песенкой звонкой: И-и-и-и.
Могут заплакать и застонать: 0-о-о-у-у-у.
Могут качать в колыбели Аленку: А-а-а-а.
Могут, как эхо в лесу, закричать.
Дети должны назвать пропущенный звук [ы].
2. Дети угадывают звуки по беззвучной артикуляции.
• Связь звуков и букв.
Логопед называет звуки, а дети ищут соответствующие буквы в разрезных азбуках.
• Развитие фонематического слуха.
Дети, с опорой на предметные картинки, определяют последний звук в словах «калина», «коты», «весло» и первый звук в словах «утка», «ива».
• Дифференциация звуков в слогах.
Работа с разрезными азбуками. К каждой букве («а», «о», присоеди-няют букву «к» и читают получившиеся слоги («ак», «ок» и т. д.). Затем меняют буквы местами и читают: «ка», «ко» и т. д.
• Дифференциация звуков в словах.
Рассматривание предметных картинок. Дети определяют, какой из заданных звуков присутствует в их названии.
Определение места звука в словах.
Игра «Домик».
Деление слов на слоги. Знакомство с правилом: сколько в слове гласных, столько и слогов.
Выкладывание слов из букв разрезной азбуки: «тик»—«ток»—«так» — «тук» — «тык».
• Физкультминутка.
Дети изображают гласные буквы с помощью движений, поз.
• Формирование лексико-грамматической стороны речи.
Игра «Магазин соков».
В магазине продаются «соки». (Из картона вырезаются «банки» и на них наклеивается изображение определенной ягоды.) Ребенок подходит к «продавцу» (логопеду) и говорит: «Я хочу купить сок из брусники — брусничный сок. Я хочу купить сок из черники — черничный сок» и т. д.
• Домашнее задание.
1. Печатать буквы «а», «у», «ы», «и», «о».
Составить слова с буквами «а», «о» и напечатать их.
Назвать, что, кроме сока, можно приготовить из ягод.
• Итог занятия.
1. Назвать гласные звуки, охарактеризовать их.
2. Дети отвечают, кем они были, когда покупали сок. (Поку-пателями.) Затем говорят, кем был логопед. (Продавцом.)
• Оценка работы детей.