Светлана Максимова
Занятие по развитию речи в средней группе детского сада «Звуковая культура речи. Звук [Ч]»
▼ Скачать + Заказать документы
Занятие по развитию речи в средней группе МДАОУ "Журавушка".
Конспект занятия по развитию речи. Звуковая культура речи :звук
[ ч ].
Цель: Объяснить детям,как правильно произносить звук [ ч ].
Упражнять в произнесении звука [ч] в словах и
фразах,подбирать слова на заданный звук, развивать
фонематический слух детей.
Развивать диалогическую речь.
Публикация «Занятие по развитию речи в средней группе детского сада „Звуковая культура речи, Звук [Ч]“» размещена в разделах
- Буквы Ц, Ч и звуки [ц], [ч]. Конспекты занятий
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Обучение грамоте. Звуки, буквы, слоги
- Развитие речи. Конспекты занятий, НОД
- Средняя группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший сценарий праздника» март 2015
Задачи:Учить понимать смысл загадок, правильно называть
качество предметов. Учить использовать в ответах на
вопросы воспитателя сложноподчиненные и простые
распространенные предложения.
Развивать умение образования существительных с
суффиксом эмоционально-экспрессивной оценки,
существительных, обозначающих детенышей животных.
Воспитывать любовь к природе и животным.
Материал: игрушки: елочки, мягкая игрушка волк, заяц и белка.
Маски зверей. Конверт с картинками. Волшебный сундучок.
Магнитофон с аудиозаписью "Голоса птиц".
Сюрпризный момент: Звучит аудио-запись" Голоса птиц".
Воспитатель: -Ребята, вы слышите, как красиво поют птицы.
А наш язычок тоже умеет так красиво петь. Но сначала его
нужно разбудить. Для этого мы с вами выполним упражнение
"Лошадки" :Вытянем губки, приоткроем ротик и поцокаем
"узким" язычком (как цокают копытами лошадки).
- Разбудили мы наш язычок. Сегодня он будет учиться петь
новую песенку: Пошел язычок погулять и пришел к желез-
ной дороге. Там стоял большой паровоз. Он громко пел:
[Ч-ч- ч]. Наш язычок решил тоже выучить эту песню. Он
то собрался запеть:[ Ш-ш-ш], но сделал шаг назад своем
домике. Покажите, как язычок сделал шаг назад. Закройте
ротик, Дайте вашим язычкам отдохнуть. Теперь, пусть язычки
снова поднимут кончики, сделают шаг назад и постучат
ими в потолок: [ Ть-ть-ть].А теперь пустите на ладонь (сде-
лайте заборчик перед ртом) теплый ветерок и спойте:[Ч-ч-ч]
(Повторить несколько раз. Медленно, быстро,громко,тихо).
-Молодцы!Справились с песенкой. А теперь у меня для вас
есть сюрприз. Нам в группу кто-то прислал письмо. Но ни об-
ратного адреса ни имени,того кто его прислал на нем нет,
вместо этого только три загадки. Давайте,ребята, отгадаем
эти загадки и узнаем,кто прислал нам письмо.
Дети:Давайте.
В: - Слушайте внимательно первую загадку:
Кто зимой холодной
Ходит злой,голодный?
Кто в зайчатах знает толк,
Ну конечно, это. (волк).
Дети:Волк.
В: -А почему вы думаете, что это волк?
Дети: Потому, что.
В: -Какой волк?Что мы можем про него сказать?
Дети:Он серый.
В: -Да, правильно,а еще он сердитый,злой,голодный. А как
называют детенышей волка?Один и много?
Дети:Один-волчонок, много-волчата.
В:Молодцы!Первую загадку отгадали, слушаем теперь
вторую:
Зверька узнаем мы с тобой
По двум таким приметам:
Он в шубке серенькой зимой
И в рыжей шубке летом.
Если дети сразу не отгадают, прочитать дополнительно:
Кто на ветке шишки грыз
И бросал объедки вниз.
Дети: Белочка.
В:-Почему вы думаете,что это белка?
Дети:Потому,что.
В:-Какая она? Опишите ее словами.
Дети:Она рыженькая, с пушистым и длинным хвостиком.
В:-А еще? Что она делает?
Дети:Она быстрая,умеет прыгать по веткам, запасает орешки и
грибочки.
В:-Как называют детенышей белки?Одного и много?
Дети: Один-бельченок, много-бельчата.
В:-Молодцы!Вот и вторую загадку мы разгадали. Осталась послед-
няя, третья:
Длинное ухо,комочек пуха.
Маленький,как гномик,
Прыгает ловко,
Любит морковку.
Дети:Зайчик.
В:-Почему вы думаете,что это зайчик?
Дети:Потому,что.
В:-Какой он?
Дети:Трусливый, косой, быстрый, осторожный.
В:-Что делает?
Дети:Прыгает,боится,скачет,прячется от волка и от лисы.
В:-А как называют детенышей зайца?Одного и много?
Дети: Зайчонок и зайчата.
В:-А их маму называют. ?
Дети: Зайчиха.
В:-Вот какие молодцы!Все загадки отгадали. Так кто нам, ребята,
письмо написал?
Дети:Письмо написали волк, белочка и зайчик.
В:-А какие это животные,где они живут?
Дети:Это дикие животные, они живут в лесу.
В:-Правильно! И теперь мы с вами можем его прочитать:
Жила в дупле елочки белочка. А под елочкой-зайчик. Они очень любили играть вместе. Вдруг,видит зайчик,что из чащи выглядывает волчок-серый бочок. Испугался зайчик, а волчок говорит :-Я тебя не трону,если отгадаешь мою загадку. Назови слова, в которых есть звук [ч]. Помогите,нам, ребята.
В:-Ну, что,детки, поможем белочке и зайчику?
Дети:Да,поможем!
В:А на помощь нам придет наш волшебный сундучок с под-
сказками. Но сначала мы должны его открыть. Ребята,а чем
открывается волшебный сундучок?
Дети:Наверное, волшебным ключиком.
В:-Что же делать,у меня есть только обычный ключик.
Придумала. А давайте, когда мы будем открывать замочек,
скажем волшебные слова: Чики-чики-чики-чок, открывайся,
сундучок.
Дети повторяют за воспитателем чистоговорку три раза.
В:-Получилось!Посмотрим, что у нас в сундучке?
Воспитатель достает из сундучка различные предметы, в
названии которых есть звук [ ч] и несколько предметов, в
названии которых этого звука нет. Воспитатель вместе с
детьми называет эти предметы и дети хлопают в ладоши,
если слышат в слове звук [ч].
В:-Ну что же, ребята,вот мы и справились,молодцы!Но,
посмотрите,сколько у нас еще вещей осталось!Неужели наш
волшебный сундучок ошибся,не может быть?Почему в нем
лежат ложка, нож и вилка?Ведь в этих словах нет звука [ч]?
Если дети не догадаются сами, то можно подсказать:
В:-Ребята,а давайте, назовем их ласково,может это поможет?
Дети:Ложка-ложечка, нож-ножичек,вилка-вилочка.
В:-Ну вот,ребята, у нас все получилось. А теперь давайте
сложим наши слова в конверт,и сами отвезем его в лес бе-
лочке и зайчику. А поедем мы на поезде.
Физ-минутка :"Паровозик". Дети строятся паровозиком за вос-
питателем как вагончики.
В:-Наш паровозик очень любит петь волшебные песенки. Если
он поет громко-он едет быстро, если он поет тихо- он едет
медленно.
Чу-чу-чу-стоять я не хочу.
Ча-ча-ча-каланча.
Ач-ач-ач-испеку калач.
Оч-оч-оч-наступила ночь.
Чоки-чоки-чоки-чок-постучал наш каблучок.
В:- Вот мы и приехали. Посмотрите, ребята, сколько здесь деревьев.
(Можно посчитать, маленькие и большие.)
А как они называются?
Дети: Елочки.
В:-А лес тогда какой?
Дети: Еловый.
В:-А вот и наши зверята. Бери волчок-серый бочок,ответы на свои
загадки и отвечай: зачем зайчика пугал (Поиграть хотел. Одному
грустно. Раньше с мишкой играл, а теперь он спит,скучно.)
А во что ты с мишкой играл,научи и нас всех, мы в д. садик
приедем и там всех научим. А здесь, белочку с зайчиком, будешь
и с ними тоже играть.
- Игра"Похвалялись звери" :дети надевают шапочки зверей,
играют парами:
- Я - волчок.
Я - зайчик.
- У меня шубка серая.
У меня шубка белая.
-У меня уши маленькие, острые.
А у меня -длинные.
Играют также пары: волк и белка, белка и заяц. Можно добавить
медведя.
В:-Ну вот,все подружились. А нам пора обратно, в детский сад
на нашем паровозике. (Повторение чистоговорок).
- Вот мы и дома. Ребята, что мы расскажем остальным деткам,
которые не ездили с нами лес?Какую песенку научился петь наш
язычок? Где мы были?В каком?Кого видели?Вам понравилось?
Съездим туда еще? До скорых встреч!
Литература:
1. В. В. Гербова "Конспекты занятий по развитию речи в средней
группе".
2. О. С. Ушакова "Конспекты занятий по развитию речи для детей 3-5
лет".
3. Программа М. А. Васильевой "Программа воспитания и обучения в
детском саду".