Саитгареева Мария
Занятие по познавательному развитию «Экспериментальная лаборатория»
▼ Скачать + Заказать документы
Экспериментальная лаборатория»
Задачи:
- Расширить представления детей о свойствах воздуха, обнаружить его в окружающем пространстве и выявить его свойство- невидимость;
- закрепить знания о свойствах холодного и горячего воздуха, об истории изобретения воздушного шара;
- уточнить представления о свойствах воды, закрепить умение представлять их при помощи «маленьких человечков»;
- закрепить знания о круговороте воды в природе, причины выпадения осадков;
Темочки:
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Опытно - экспериментальная деятельность
- Экспериментирование. Исследовательская деятельность
- Темочки
- закрепить представления о том, что Солнце является источником тепла и света, что это – звезда.
Оборудование: воздушные шары белого, желтого и синего цвета; веера, баночки с водой, трубочки, кусочки льда по количеству детей; стаканчики с кусочками чеснока, апельсина, ванилью, душистой ваткой.
Ход занятия
Воспитатель: Дорогие ребята, рада приветствовать вас в нашей научно-экспериментальной лаборатории. Вам известно, что без Солнца, воздуха, воды прожить невозможно. Предлагаю, дорогие исследователи, доказать это
опытным путем. Готовы?
Послушайте загадку: Через нос проходит в грудь
И обратный держит путь.
Он невидимый и все же
Без него мы жить не можем (воздух)
Конечно, это воздух. Обозначим его белым шариком (выставляю).
- Для чего нам нужен воздух? (ответы детей).
Воспитатель: прямо сейчас проведем опыт. Вдохните воздух, выдохните его и задержите дыхание. Не вдыхайте, пока я не скажу. Вдохните. Поняли, как необходим нам воздух? (ответы детей).
- А можно почувствовать воздух? Давайте проверим. Возьмите веера и помашите ими возле лица.
- Почувствовали воздух? (ответы детей).
Теперь внимательно посмотрите вокруг.
- Вы видите воздух? (ответы детей)
Воспитатель: давайте попробуем его увидеть. Возьмите баночки с водой и трубочки. Один конец трубочки в воду, а в другой подуйте.
- Что вы увидели? (ответы детей)
- Вы увидели пузырьки воздуха. А есть ли у воздуха запах? Закройте глаза
и понюхайте. (ответы детей). Давайте проведем еще один опыт. Закройте глаза.
(подношу детям понюхать стаканчики с чесноком, апельсином, ванилью, духами).
- Чем пах воздух, который вы понюхали? (ответы детей).
Вы чувствовали запах того вещества или продукта, которое было в стаканчике, а сам воздух запаха не имеет. Но зато воздух умеет двигаться.
- Что же мы знаем о движении воздуха?
Дети: теплый воздух поднимается вверх, а холодный остается внизу.
- А что было изобретено на основе этих свойств воздуха?
Дети: воздушный шар.
- Из каких материалов был сконструирован первый воздушный шар?
Дети: из бумаги и льняной ткани.
- А кто были первыми пассажирами?
Дети: утка, овца и петух.
- А что образуется в результате движения воздуха?
Дети: ветер.
- А какой бывает ветер? (ответы детей)
- Какой вред может принести ветер? (ответы детей)
- Какую пользу нам приносит ветер? (ответы детей).
Воспитатель: Да, ветер бывает разным. Предлагаю вам поиграть с бумажными вертушками. (подвижная игра).
Воспитатель: Солнце – это следующий объект нашего исследования. Обозначим его желтым шариком.
- Что такое Солнце? (ответы детей)
-На что оно похоже? (ответы детей)
-Почему мы видим Солнце, а не другие более крупные звезды?
Дети: это ближайшая к Земле звезда.
-Что дает нам солнце? (ответы детей)
-Что случится, если исчезнет Солнце? (ответы детей)
-А мы можем пригласить солнце к нам в группу?
Дети: нет, оно огромное, горячее и мы все сгорим.
Воспитатель: У нас в гостях маленькое, ласковое солнышко (модель). Предлагаю гимнастику для глаз. Внимательно следим глазами за солнышком.
А теперь еще одна загадка:
В морях и реках обитает,
И часто по небу летает.
А как наскучит ей летать-
На землю падает опять. (вода)
Обозначим воду синим шариком. Предлагаю вам заняться исследованием воды. У вас в баночках вода. Понюхайте ее.
-Есть ли у воды запах? Вкус? Цвет? (ответы детей).
- В каких 3 состояниях вода может находиться?
Дети: твердое, жидкое, газообразное.
-Где мы можем встретить воду в твердом состоянии? Жидком? Газообразном? (ответы детей).
Воспитатель: Давайте выясним, в каком состоянии вода легче. Проведем еще один опыт. Опустим в баночку с водой кусочек льда. Что происходит?
Дети: Лед не тонет. В воде видна его верхняя часть. Значит, он легче воды.
Воспитатель: А теперь вскипятим воду в чайнике и понаблюдаем. Что происходит?
Дети: Пар поднимается вверх, он легче воды в жидком состоянии.
Воспитатель: А теперь при помощи «маленьких человечков» покажем лед, облако, град, туман, дождь.
Воспитатель: Подводя итог, давайте посмотрим, как воздух, солнце и вода работают вместе.
Дети по схеме рассказывают: Солнце согревает воду в водоемах, вода превращается в пар и поднимается вверх. Чем выше поднимается пар, тем холоднее становится воздух. Образуются облака. Облака тяжелеют, идет дождь. Ветер разгоняет или сгоняет облака.
Воспитатель: Какой вывод мы можем сделать из нашего занятия?
Дети: Воздух, вода и солнце просто необходимы для жизни и одинаково важны. Людям необходимо изучать их свойства.