Ольга Булгакова
Занятие по познавательному развитию «Её величество Игра!»
▼ Скачать + Заказать документы
По данным социологического исследования, с 1981 по 1997 год время, проводимое детьми в игре, сократилось на 25%. На 55% сократилось время домашних разговоров, где дети могут что-то обсудить со своими родителями. Зато на 145% увеличилось время, потраченное детьми на выполнение домашних заданий и на 168% - время, проведенное детьми с родителями в магазинах.
К сожалению, эта печальная динамика сохраняется и до сегодняшнего времени. Конкурентами игре стали учеба, организованные занятия и потребительская активность.
Публикация «Занятие по познавательному развитию „Её величество Игра!“» размещена в разделах
Вижу, как дети тоскуют по свободной, нерегулируемой взрослыми игре, как им этого не хватает. Замечаю, как они вздыхают, когда им приходится оставлять на ковре игрушки и товарищей по игре и идти «на занятия». Я не хочу умалять значимость обучения как такового, безусловно, это тоже важный и необходимый этап развития ребенка. Но всему свое время. А дошкольное детство – время ИГРЫ!
Поэтому хочу спеть оду её величеству Игре :
• Игра способствует раскрытию и развитию потенциала ребенка;
• Игра дает возможность выражать свое истинное «я»;
• С помощью игры, выстраиваются определенные программы мозга, ответственные за решение проблем;
• Благодаря игре ребенок сохраняет психологическое здоровье и благополучие;
• В игре есть возможность беспрепятственно исследовать свои творческие стороны и развивать чувство ответственности;
• Игра позволяет пробовать жизнь в свободном от последствий пространстве.
«Да, играть, конечно, очень хорошо, полезно, и интересно, это мы уже поняли. Но, скажите на милость, когда же им играть? Некогда!», - говорят мне родители дошкольников. И это действительно так. Практически как у Барто про «драмкружок, кружок по фото, а мне еще и петь охота…» - и это мы еще в школу не пошли, речь о дошкольниках. Вот еще немного невеселой статистики: за шесть лет с 1997 по 2003 на 50% сократилось время, проводимой детьми в игре на улице! Вполовину меньше, представляете? Уже стали появляться общественные движения в поддержку уличной свободной игры. Игра постепенно вымирает, исчезает. На ее место приходят организованные и образовательные занятия и, конечно, электронные устройства. Оказалось, что Игру пора записывать в «Красную книгу» и беречь, как редкие виды растений или животных, создавать специальные условия для ее сохранения, резервации практически. Это очень странно, как мне кажется, но такова реальность.
И это одна часть проблемы. Другая часть проблемы в том, что дети все чаще предпочитают экраны и мониторы, а не спонтанную игру – так проще, быстрее, удобнее и родителям и детям. Включил экран и можно погружаться в волшебный виртуальный мир.
Чтобы вернуть детям свободную игру, а родителям счастливых и творческих детей, предлагаю изучить условия, создание которых будет побуждать детей играть :
1. Удовлетворяйте потребность в контакте и близости.
Представьте, что у вашего малыша есть топливный бак, который должен быть заполнен до краев близостью с вами и привязанностью. Пополняйте его время от времени близким и теплым контактом!
2. Создавайте пустоту, которая потребует заполнения.
Одна из предпосылок для появления игры – это пространство и время (о, где же его брать, где нет альтернативных занятий. Детям нужен доступ к материалам для игры, а так же пространство для исследования и самовыражения. Самые простые атрибуты, безопасное пространство и время. И дети сами устроят великолепную игру!
3. Создавайте распорядок, ритуалы, режим, чтобы поддержать игру.
Да, представьте, для спонтанной игры детей нужна организованность родителей. Придется предусмотреть в нашем плотном графике место для игры.
4. Не мешайте игре похвалой или вознаграждением.
Оказывается, чем чаще взрослые вмешиваются в игру детей с похвалой или наградами, тем сильнее они мешают ее спонтанному появлению.
Вот такие нехитрые правила. По сути, очень просто: дать время, пространство и не мешать ни советами, ни наградами, ни альтернативными развлечениями. И если ребенок напитан привязанностью, он сам организует игру