Дубова Екатерина
Экспериментальная деятельность «Волшебная лаборатория» в первой младшей группе
▼ Скачать + Заказать документы
Экспериментальная деятельность в детском саду.
1 младшая группа “Солнышко”.
“Волшебная лаборатория”
Задачи
1. Расширение представлений детей об окружающем мире через знакомство с
элементарными знаниями
• Развитие у детей представления о химических свойствах веществ
• Развитие у детей элементарных представлений об основных физических свойствах и явлениях
• Развитие представлений о свойствах растворение различных веществ; взаимодействие различных веществ при соединении (реакция) и их влияния на свойства других веществ
2. Развитие у детей умственных способностей:
Публикация «Экспериментальная деятельность „Волшебная лаборатория“ в первой младшей группе» размещена в разделах
- Исследовательская и экспериментальная деятельность
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Опытно - экспериментальная деятельность
- Опыты и эксперименты. Конспекты занятий, НОД
- Темочки
* развитие мыслительных способностей: анализ, классификация, сравнение, обобщение
* формирование способов познания путем сенсорного анализа
3. Социально - личностное развитие каждого ребё нка: развитие коммутативности, самостоятельности, наблюдательности, элементарного самоконтроля и саморегуляции своих действий.
План работы в детской лаборатории с детьми младшего дошкольного возраста
Вода принимает форму
Задача: выявить, что вода принимает форму сосуда, в котором она налита.
Материалы: воронки, узкий высокий стакан, округлый сосуд, широкая миска, резиновая перчатка, ковшики одинакового размера, надувной шарик, целлофановый пакет, таз с водой, подносы.
Описание игры - эксперимента :
Перед детьми - таз с водой и различные сосуды. Галчонок Любознайка рассказывает, как он гулял, купался в лужах и у него возник вопрос: «Может ли вода иметь какую-то форму?» Как это проверить? Какой формы эти сосуды? Давайте заполним их водой. Чем удобнее наливать воду в узкий сосуд? (Ковшиком через воронку.) Дети наливают во все сосуды по два ковшика воды и определяют, одинаковое ли количество воды в разных сосудах. Рассматривают, какой формы вода в разных сосудах. Оказывается, вода принимает форму того сосуда, в который налита.
Какие предметы могут плавать?
Задача: дать детям представление о плавучести предметов, о том, что плавучесть зависит не от размера предмета, а от его тяжести.
Материалы: большой таз с водой, пластмассовые, деревянные, резиновые шарики, шишки, дощечки, большие и маленькие камешки, гайки, шурупы, сачки по количеству детей, подносы.
Описание игры - эксперимента :
Перед детьми разложены все предметы. Воспитатель предлагает узнать все ли предметы могут плавать? Дети самостоятельно опускают предметы в воду и наблюдают. Что плавает? Все ли предметы одинаково держатся на воде? Одинакового ли они размера? Почему одни предметы плавают, а другие тонут? Вода давит на предмет, толкая его снизу вверх (пытается удержать). Если предмет легкий, вода держит его на поверхности, и предмет не тонет. Если предмет тяжелый, он давит на воду, и она его удержать не может- предмет тонет. (На фланелеграфе отмечается, что плавает, что тонет.)
«Волшебная пирамидка»
1. Собираем пирамидку от большого колечка к маленькому. Делаем вывод: стоит.
2. Собираем пирамидку, наоборот, от маленького колечка к большому. Устоит ли? Почему?
«Растворение веществ в воде»
1. Берем стакан воды и кусок сахара.
2. Кладем сахар в стакан.
3. Размешиваем. Что произошло?
4. А что будет, если положить еще больше сахара?
Прозрачная вода
Задача: выявить свойства воды (прозрачная, без запаха, льется, имеет вес).
Материалы: две непрозрачные банки (одна заполнена водой, стеклянная банка с широким горлышком, ложки, маленькие ковшики, таз с водой, поднос, предметные картинки.
Описание игры - эксперимента :
На столе две непрозрачные банки закрыты крышками, одна из них наполнена водой. Детям предлагается отгадать, что в этих банках, не открывая их. Одинаковы ли они по весу? Какая легче? Какая тяжелее? Почему она тяжелее? Открываем банки: одна пустая - поэтому легкая, другая наполнена водой. Как вы догадались, что это вода? Какого она цвета? Чем пахнет вода?
Взрослый предлагает детям заполнить стеклянную банку водой. Для этого им предлагаются на выбор различные емкости. Чем удобнее наливать? Как сделать, чтобы вода не проливалась на стол? Что мы делаем? (Переливаем, наливаем воду.) Что делает водичка? (Льется.) Какой слышим звук?
Вода меняет цвет
Задача: выявить свойства воды.
Материалы: прозрачные банки (заполненные водой, пластиковые пипетки, стаканчики с окрашенной водой.
Окрашивание воды не менее интересное занятие для детей раннего возраста. Сначала дети учатся окрашивать водичку при помощи гуаши и кисточки. Затем я предлагаю другой способ : наливаю в бутылочки прозрачную водичку, предлагаю детям закрыть их крышками и потрясти. Вот уже прозрачная вода становиться цветной. Ребята рассматривают с большим удивлением цвет воды в своей бутылочке и у других детей. Предлагаю родителям провести окрашивание воды: закрыть крышки и потрясти бутылочки.
"Цветы открывают лепестки"
Провожу очень интересный эксперимент с бумажными цветами. Вырезаю из цветной бумаги цветы с длинными лепестками. Дети сворачивают лепестки к середине цветка и опускают в ёмкость с водой. Большой восторг вызывает процесс открывания лепестков. Дети выбирают по желанию цветочки определённого размера и цвета. Предлагаю родителям вырезать цветы из бумаги, согнуть лепестки и опустить в воду.
Родители наблюдают как цветы постепенно открывают свои лепестки.
Эксперимент «Водонос»
Цель: познакомить со свойствами вещества и понятием объема, способствовать развитию координации движении
Оборудование: тазик с водой, две или три банки, деревянные палочки.
Ход эксперимента:
Поставьте перед ребенком тазик с водой. Рядом положите чайную ложку, столовую ложку, поварешку, ситечко, губку.
Предложите ребенку зачерпывать воду из тазика разными предметами и переливать в разные банки.
* Сравните, в какой банке воды окажется больше.
* Спросите, чем зачерпнуть вообще не получится.
* Измерять глубину воды в банках можно так, как это когда-то делали моряки: опуская в банку деревянную палочку (правда, у моряков был канат с грузом).
Эксперимент «Поплывет или утонет»
Цель: способствовать развитию наблюдательности, мелкой моторики, освоению навыков классифицирования предметов.
Оборудование: предметы, тонущие в воде (камушки, ложки, винтики, пуговицы, и предметы, не тонущие в воде (мячик, деревянные дощечки, пластмассовые игрушки, емкость с водой, два пустых ведерка.
Ход эксперимента:
Поставьте перед ребенком тазик с водой и разложите все предметы. Пусть малыш кидает по очереди предметы в воду и наблюдает за ними.
Потом доставайте предметы из воды и раскладывайте их по разным ведеркам — в одно, все, что не утонуло, в другое — то, что оказалось на дне.
Эксперимент «Превращения воды»
Цель: знакомство со свойствами вещества.
Оборудование: фигурные формочки и формочки для льда.
Ход эксперимента:
* Расскажите ребенку, что вода, поставленная в морозильную камеру, замерзает и превращается в лед.
* Продемонстрируйте это наглядно.
* Покажите ребенку ледяные фигуры, обратите его внимание, что льдинки повторяют форму сосудов, которые вы заполняли водой.
* Понаблюдайте за таянием льда.
* Добавив в воду краски, можно получить разноцветный лед и выложить из него красивые узоры
Эксперимент «Вода и бумага»
Цель: расширить представления детей о качестве и свойствах бумаги.
Оборудование: бумага, ванночка с водой.
Ход эксперимента:
-А сейчас я вам предлагаю поместить бумагу с водой. Что происходит?
Кладем бумагу в ванночку с водой. Бумага тут же размыкает, и рвутся в руках детей.
Вывод: бумага боится воды. Все бумажные предметы портятся от встречи с водой – бумага материал не прочный.
Эксперимент «Живая вода»
Цель: познакомить детей с животворным свойством воды.
Оборудование: свежесрезанные веточки быстрораспускающихся деревьев, сосуд с водой, этикетка «Живая вода».
Ход эксперимента:
Возьмите сосуд, наклейте на него этикетку «Живая вода». Вместе с ребенком рассмотрите веточки. После этого поставьте ветки в воду, а сосуд с ними на видное место. Пройдет время, и они оживут. Если это ветки тополя, они пустят корни.
Вывод: одно из важных свойств воды – давать жизнь всему живому.