Инна Белова
Занятие по познавательному развитию на тему «Мир насекомых» в средней группе детского сада
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект занятия по ознакомлению с окружающим в средней группе детского сада на тему «НАСЕКОМЫЕ».
Белова И. В. - воспитатель ГБДОУ детский сад № 88 Калининского района СПб
Цель: - закреплять и расширять первоначальные представления у детей о насекомых, развивая интерес и эмоционально положительное отношение к окружающему миру.
Задачи:
Темочки:
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Насекомые. Конспекты занятий, НОД
- Насекомые. Мир насекомых для дошкольников
- Средняя группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» май 2023
Образовательные: расширять и уточнять знания о насекомых, их существенных признаках; о многообразии насекомых, о приспособлении к условиям жизни; уточнять знания о пользе и вреде насекомых; закрепить правила безопасного поведения-обращения с насекомыми (ОБЖ).
Развивающие : развивать коммуникативные способности детей в общении с воспитателем и друг другом, способствовать развитию наблюдательности, внимания, слуховой, зрительной и тактильной памяти, мышления; активизировать и расширять словарный запас, развивать речь.
Воспитательные: воспитывать познавательный интерес, любовь и бережное отношение к природе, животному миру.
Оборудование и материалы: оформленный под лужайку зал (ширмы с цветами, деревья, заготовки бабочек, вырезанных из бумаги, цветы и т. п.); экран, слайды и иллюстрации с изображением насекомых; волшебная коробочка; муляжи насекомых; набор развивающей игры «Палочки Кьюзенера»; аудиозаписи звуков насекомых и песни «Злая оса»; атрибуты к подвижной игре «комарик», «паучья сеть и мушки»; книжка с наклейками «найди, покажи, наклей».
Предварительная работа:
- беседы о насекомых,
- рассматривание иллюстраций и фотографий, изображающих насекомых;
- рассматривание книжных иллюстраций произведений ДХЛ по теме «Насекомые»,
- наблюдение за насекомыми на прогулке;
- рисование насекомых в свободной деятельности;
- слушание «голосов» насекомых;
- чтение стихов и загадок о насекомых,
- знакомство с литературными произведениями: В. Зотов из книги «Лесная мозаика» («Божья коровка», «Майский жук», К. Чуковский «Муха – Цокотуха», «Тараканище».
- пальчиковая гимнастика «Насекомые. Пчела. Бабочка».
- подвижная игра «Поймай комарика», «Мушки в паутине».
Ход занятия:
Воспитатель: - Ребята, сегодня у нас гости. Давайте поздороваемся с ними. Передача гостями детям персонажа – Мишки. Мишка жалобно рассказывает деткам о своём злоключении (звучит фрагмент песни «Очень злая оса»).
Воспитатель: Дааа, история неприятная. Мишка, ты, наверное, правил безопасности не соблюдал? Руками размахивал. Оса же тебя предупреждала: «я- опасная!».
Мишка: «Как это -предупреждала?».
Воспитатель, обращаясь к детям: «Расскажем Мишке, как оса предупреждала?». ( дети: жужжала, яркая окраска)
Воспитатель: «Верно. Яркая окраска предупреждает об опасности».
Слышен «голос» осы. Мишка, пугаясь и показывая на муляж осы на клумбе: «Ой, вот она…боюсь».
Воспитатель: «Что нельзя делать, чтобы не пострадать от укуса?» (ответы детей)
Воспитатель: «Ничего то, Мишка, ты не знаешь. Ребята, давайте расскажем Мишке о насекомых?»
Воспитатель: «Чьи это тени?». Слайд «Чья тень?»
Дети рассматривают на экране «тени насекомых», угадывают, перечисляют.
Воспитатель: «А, куда же они попрятались?».
Педагог предлагает детям поискать игрушечных насекомых на «полянке».
Затем дети выставляют муляжи в ряд на столе возле соответствующей картинки. Даём общую описательную характеристику представителям класса насекомые.
Далее воспитатель, загадывает загадку о каком- либо насекомом. Дети называют его.
Воспитатель ведёт диалог с детьми о каждом насекомом. Делает описание вместе с детьми, при помощи наводящих вопросов (Какого цвета? Сколько лапок? Есть усики). Далее рассказывает о том, какую пользу это насекомое несёт природе. Проводит пальчиковую, словесную или подвижную игру.
1. Пчела.
Звук пчелы.
Воспитатель: «Пчела-это родная сестра осы. Но они отличаются».
Сравнение осы и пчелы. Рассматриваем муляжи. (Либо на слайде).
Воспитатель: «Ребятки, поиграйте с Мишкой, чтобы он не боялся»
Проводится пальчиковая игра «Прилетела к нам пчела…»
Прилетела к нам вчера (машут ладошками)
Полосатая пчела.
А за нею шмель – шмелёк,
(на каждое название насекомого дети загибают один палец)
И веселый мотылек.
Два жука и стрекоза.
Как фонарики глаза. (делают кружочек из пальчиков и подносят к глазам)
Пожужжали, полетали. (машут ладошками)
От усталости упали. (роняют ладошки на стол)
2. Божья коровка.
Загадка
Какая коровка, скажите, пока
Никогда никому не дала молока.
(божья коровка)
Воспитатель: «Какая она?» (дети - красная, яркая)
Воспитатель: «Значит и мы и птицы могут ее заметить. Как же она защищается от врагов?» (дети - выделяет горькую, желтую жидкость)
Воспитатель: «Верно, эта жидкость очень горькая и едкая на вкус с неприятным запахом. Знаете, что означает красный цвет божьи коровки?»
Яркий, красный цвет в природе –сигнал опасности. Это значит «не прикасайтесь ко мне!».
Воспитатель: «Божья коровка – какую пользу приносит природе?» (дети – полезное насекомое, уничтожает тлю)
Воспитатель: - Верно, она поедает маленьких букашек- тлю. Тля высасывает сок из листьев деревьев, растений и растения погибают. Божью коровку называют санитаром садов и огородов. (Слайд)
3. Муравьи.
Воспитатель обращается к детям, к Мишке: «А, знаете у какого насекомого есть – «домашний скот»?» (нет). Загадку отгадаете, узнаете.
Загадка
Чей домишко из иголок
На земле, у старых ёлок?
Мы- лесные жители,
Мудрые строители. (Муравьи).
Мишка задаё т вопрос детям: «А, они тоже летают?» (нет, они ползают).
Воспитатель: верно. Они живут семьями, это великие труженики.
Воспитатель предлагает детям игру- построить муравейник из «палочек Кьюзенера» (либо- из счётных палочек).
4. Муха. Комар. Таракан.
Дети слушают звук мухи (аудиозапись). Дети угадывают «голос» насекомых. Воспитатель читает загадку.
Целый день везде летает,
Очень всем надоедает. (Муха)
Вопрос детям: «Мухи могут вредить человеку?» (кусают, могут заразить).
Воспитатель: «Муха, как и комар, и таракан могут быть разносчиками заразных болезней. От них нужно защищать себя, своё жилище, свою пищу. Вот, Мишка, сядет муха на твоё варенье и будет у тебя потом животик болеть. Но мухи тоже нужны природе. Польза от мух заключается в способности их личинок разлагать ткани. Личинки являются санитарами природы. Если бы не было этих существ, повсюду бы были разлагающиеся трупы животных, птиц, гниющие растения, фрукты и овощи. А комарами и тараканами питаются … кто? (дети- птички и лягушки).
Звук комара.
Динамическая пуза. Подвижная игра «Поймай комарика»
Слышен «звук комарика». Воспитатель предлагает детям поиграть.
Дети, стоя в кругу вокруг воспитателя и мишки, который крутит на леске над головами детей «комарика», подпрыгивают и пытаются хлопнуть по нему.
5. Паук.
Воспитатель: «А, кто главный враг мух, знаете? Отгадайте загадку».
Восемь рук, как восемь ног.
Вышивают шёлком круг.
Мастер в шёлке знает толк.
Покупайте, мухи, шёлк. (Паук)
Воспитатель: «Паук – хищник. Он не совсем насекомое. У него есть голова и брюшко, и не 6ть, а аж 8мь ног».
Воспитатель предлагает детям игру «Паук и мушки». Дети, прицеливаясь, бросают «мушек» в «паутину» (обруч).
6. Бабочка.
Загадка
Спал цветок и вдруг проснулся,
Больше спать не захотел.
Шевельнулся, встрепенулся,
Взвился вверх и улетел.
(дети — Бабочка)
Кисти рук расположить горизонтально. Скрестить большие пальцы.
Махи кистями рук, изображая крылышки бабочки.
Воспитатель: «Расскажите Мишке, какая бабочка?»
(дети - красивая, яркая, легкая, разноцветная)
Воспитатель: «Что умеет делать бабочка?» (дети – порхать)
Воспитатель: «Чем питается бабочка?» (дети - соком растений, нектаром)
Воспитатель: «С помощью чего она пьет нектар?» (дети - хоботка)
Воспитатель: «Можно ли ловить бабочек?» (дети - нет, мы можем поранить бабочку)
Воспитатель предлагает детям найти среди многих двух одинаковых бабочек.
Игра на внимание «Найди двух одинаковых бабочек».
7. Кузнечик.
С ветки на тропинку,
С травинки на травинку
Прыгает пружинка -
Зелёненькая спинка. (Кузнечик)
Воспитатель: «Кузнечика мы заметим в траве? Почему?»
(дети - в траве его не видно, он зеленый, под цвет травы)
Воспитатель: «А как мы можем узнать, есть кузнечик на полянке или нет?»
(дети - мы услышим, как он поет)
Звук кузнечика (аудиозапись). Дети слушают.
Воспитатель: «Чем он издаёт такие звуки?» (дети -крыльями)
Воспитатель: «Верно, он трет одно крылышко о другое и получается такая песня кузнечика. Мы говорим, что он не поет, а стрекочет. Питаются кузнечики листьями растений, мягкими семенами, мелкими насекомыми».
8. Жук.
Звук жука (аудиозапись). Дети угадывают «Чей звук?». Воспитатель говорит загадку.
Я лечу, лечу, лечу
Очень громко я жужжу. (жук).
Воспитатель: - Я хочу вместе с вами рассмотреть жука. Какого он цвета? Сколько у него лапок? А, есть ли усики?
Воспитатель: - А теперь мы с вами на минутку превратимся в веселых жуков и поиграем в игру «Веселый жук»
Дети встают в круг.
Хором: Я веселый майский жук (дети хлопают в ладоши)
Знаю все сады вокруг. (Разводят руки в стороны)
Над лужайками кружу (кружатся)
И Жужжу, жужжу, жужжу. (Жужжат)
Не кусай, комарик злой (грозят пальчиком)
Я уже лечу домой. (Бег по кругу, с взмахами рук).
Итоги занятия. Рефлексия.
На экране слайд с насекомыми.
Воспитатель: Ребятки, нам тоже пора домой. Мишка, посмотри- вот какие разные бывают насекомые. У них есть крылья – значит, они умеют летать. У них по шесть ножек. У всех есть усики. Это усики помогают им искать пищу. Одни насекомые – радуют глаз, опыляют растения, делают мёд, другие служат пищей для птиц, лягушек. И, чтобы все это всегда было с нами, надо беречь природу.
Воспитатель задаё т вопрос детям: - Каких полезных насекомых мы знаем? Какую пользу они приносят?
(дети - божья коровка, муравей, стрекоза — уничтожают тлю, вредных насекомых, помогают растениям. Пчела дает мёд, бабочка - опыляет растения.)
Воспитатель: - Назовите вредных насекомых. Какой вред от них?
(дети - комар и муха разносят разные болезни, они могут нас заразить.)
Воспитатель: - Молодцы! Все верно рассказали. А, какое насекомое вам больше всего понравилось? Почему? Дети отвечают.
Воспитатель, обращаясь к персонажу, говорит: Теперь, Мишка, ты знаешь, что насекомые бывают разные. Но все они несут пользу нашему миру. Нужно быть другом всему живому и правильно вести себя на природе. Теперь я спокойна за тебя и наших ребяток. А тебя мы полечим и всё заживёт. Так, ребята? Попрощаемся с нашими гостями.