МААМ-картинки

Досуг по познавательно-речевому развитию в старшей группе «Хлеб — всему голова»

Наталья Жукова
Досуг по познавательно-речевому развитию в старшей группе «Хлеб — всему голова»
▼ Скачать + Заказать документы

Программное содержание: совершенствование знаний детей о значимости хлеба. Формировать знания детей о последовательности выращивания хлеба. Познакомить с различными видами хлеба и хлебобулочных изделий. Учить образовывать прилагательные от существительных. Обогащать обществоведческий словарь. Воспитывать бережное отношение к хлебу и уважение к труду хлебороба. Формировать представления о предметах, облегчающих труд людей на производстве и в сельском хозяйстве;

Проблема: Помочь узнать Незнайке, как выращивают хлеб.

Варианты решения:

Публикация «Досуг по познавательно-речевому развитию в старшей группе „Хлеб — всему голова“» размещена в разделах

1. Хлеб нужен человеку, как продукт питания.

2. Хлеб выращивают люди многих профессий, нужно уважать их труд.

3. Хлеб вкусный, полезный, в нем наше здоровье и сила.

Оптимальный вариант: знание о том, как люди выращивают хлеб, сколько тратят времени и сил, учит тому, что нужно бережно к нему относиться.

Материал к занятию: Поговорки, стихи, набор слайдов с изображением этапов выращивания хлеба. Медиопроектор. Костюм Незнайки, пекаря. Наглядно демонстрационный материал «Как наши предки выращивали хлеб». Каравай. Рушник для каравая. Картинки с хлебобулочными изделиями. Мячик.

Предварительная работа:

1. Рассматривание репродукции картины Шишкина "Рожь";

2. Разучивание стихов и пословиц о хлебе.

3. Чтение художественной литературы: украинская народная сказка "Колосок", "Мальчик с пальчик", "Мужик и медведь", "Петушок и два мышонка", "Жерновцы", "Лёгкий хлеб", "Песня пахаря" А. Кольцова, "Земля на зёрнышке стоит" А. Владимиров.

4. Рассматривание иллюстрации к сказкам, на которых изображены старинные орудия труда.

5. Рассматривание колосков злаковых культур: ржи, ячменя, овса, пшеницы.

6. Рассматривание зерна, чем они отличаются друг от друга.

7. Рассматривание картин, иллюстраций с изображением процесса выращивания, обрабатывания, сбора, сортировки, хранения зерновых культур.

8. Экскурсии в булочные которые находятся в близи д/сада, знакомство с работой продавцов хлебных магазинов.

9. Провести исследования с семенами зерновых культур: замочить, прорастить, рассмотреть через увеличительное стекло (лупу, растолочь камень о камень (как в древности, убедиться, как превращается зерно в муку.

10. Изготовление книги-самоделки: "Приключение Колобка".

11. Дидактические игры. «Что сделано из муки», «Назови профессию», «Разложи блинчики», и др.

Ход занятия:

Воспитатель. Ребята, отгадайте загадку:

Рос сперва на воле в поле.

Летом цвёл и колосился,

А когда обмолотили,

Он в зерно вдруг превратился.

Из зерна – в муку и тесто,

В магазине занял место. (Ответы детей)

(Появляется Незнайка. Он идёт и бросает хлеб.)

Воспитатель :(поднимает хлеб)

Незнайка, ты зачем хлеб бросил? Разве тебе не известно, как с хлебом надо обращаться? Безобразие!

Незнайка: Разве это безобразие? Я уже наелся и хлеб мне больше не нужен. Вот я его и выбросил.

Воспитатель: Как тебе, Незнайка, не стыдно! Хлеб – это самый дорогой продукт питания. Он очень трудно выращивается и печь его тоже очень трудно.

Незнайка: Кто? Хлеб трудно достаётся? Да пошёл в магазин, купил сколько хочешь и ни какой трудности.

Воспитатель: Ты, Незнайка, не прав и многого не знаешь оказывается.

Давайте, ребята, Незнайке расскажем о том, что хлеб – это самый дорогой продукт, о том как тяжело его вырастить. О том, как выращивали и пекли хлеб наши предки и как выращивают и выпекают хлеб в настоящее время. Незнайка, ты готов нас послушать и посмотреть? Ну, тогда будь внимателен.

Воспитатель: Весной люди подготавливают почву. Как они это делают? (Ответы детей) (ребенок читает стихотворение)

Снег растает в поле чистом,

Схлынет талая вода -

Побежит за трактористом

Ранним утром борозда. (Показ слайда)

Воспитатель: (дополняет) Правильно! Люди пашут землю. К трактору прикрепляют плуг, трактор тянет его, а плуг переворачивает землю. Она ложится большими плотными комками.

А теперь посмотрим как это делали наши предки. Они много работали на земле и все процессы были ручными. Лошадь тащила плуг, а пахарь держал плуг, а потом борону (картинка). В старинное время лошадь заменяла трактор.

Как вы думаете, можно бросать зерно в такую землю? (Ответы детей)

Воспитатель: Конечно, нет! Землю сначала надо разрыхлить с помощью больших грабель, которые называются бороной, а затем можно сеять в землю семена.

Как называют сельхозмашины, которые сеют зерно? (Ответы детей - сеялки) (показ слайда).

В старину когда приходило время сеять зерно, люди вручную разбрасывали зёрна по полю из кузовков (картинка).

Воспитатель:

Выйдут сеялки потом

Засевать поля зерном.

Что нужно для того, чтобы зерно, попав в землю, выросло?

( Примерные ответы детей: нужны тепло, свет и влага. Солнце дает тепло и свет, а влагу дает дождь).

Воспитатель: Правильно, солнце светит и греет, дождь поливает и росток прорастает.

Ребята я предлагаю показать Незнайке какие хороводы водили наши предки.

Исполняется хоровод «Земелюшка - чернозём».

Воспитатель: Во что же превратилось зернышко? Отгадаете загадку, и появится отгадка: "Золотист он и усат, в ста карманах - сто ребят" Что это? (ответы детей) (показ слайда)

Воспитатель: Летом все поле в золотистых колосьях. Хлебные поля похожи на море. Ветер дует, и колосья превращаются в золотые волны.

А когда, приходит осень, колосья наливаются, созревают. Пора убирать урожай, а то зерна могут осыпаться.

Скажите, пожалуйста, какие машины убирают урожай? (ответы детей) (ребенок читает стихотворение)

Хлеб созрел,

В полях моторы

Песню жатвы завели.

В степь выводят комбайнеры

Полевые корабли (показ слайда)

Воспитатель: Комбайны выполняют несколько работ сразу: большими острыми ножами срезают колосья: молотилка внутри комбайна вычищает зерна из колосьев. Зерно высыпается в грузовую машину, которая едет рядом с комбайном (показ слайда)

У наших предков комбайнов не было и земледельцы серпами жали пшеницу. (картинка). Не было и автоматических молотилок- поэтому зерно выколачивали из колосьев цепами. (картинка).

Кто знает, куда шофер увозит зерно? (ответы детей) (ребенок читает стихотворение)

Слышен, летом до заката,

Гул комбайнов у реки,

И везут на элеватор

Урожай грузовики.

Воспитатель: Зерно отвозят в большие зернохранилища, которые называются элеватором. Там его сушат и хранят (показ слайда) В старину хлеб сушили в специальных хлевах. (ребенок читает стихотворение)

Убран хлеб и тише стало,

Жарко дышат закрома

Поле спит. Оно устало.

Приближается зима

Воспитатель: Куда везут зерно с элеватора? (ответы детей)

Воспитатель: Правильно, на мельницу, там зерно превращается в муку (показ слайда).

Физкультминутка. (Дети встают в круг.)

Вот на мельнице пшеница (взмахи руками)

Здесь такое с ней творится! (покачивание головой)

В оборот ее берут! (круговые движения руками)

В порошок ее сотрут! (прыжки на месте)

Стали зернышки мукою. (вытягивают руки вперед ладонями вверх) (Повторяем 2 раза)

Воспитатель: Потом на специальных машинах муку везут на хлебозаводы и пекарни (показ слайда).

На заводе из муки делают тесто и выпекают из него хлеб. (Показ слайда) А в старину хлеб месили руками, и пекли в русской печи. Какие хлебобулочные изделия вы знаете. (дети дополняют, какие хлебобулочные изделия выпекают из муки) (Незнайка тоже отвечает вместе с детьми).

Воспитатель: Ребята, а вы знаете, почему хлеб бывает черный и белый? (показ слайда) (ответы детей)

Воспитатель: Черный хлеб пекут из муки, которую получают из ржи, а белый - из пшеницы.

Ржаной, темный хлеб очень полезный, его надо обязательно есть, он придает силы и здоровье. А сейчас поиграем! (Игра с мячом) Незнайка вставай и с нами поиграй.

"Назови, какой, какая, какое?"

(Воспитатель бросает ребенку мяч, он образовывает от существительного прилагательное)

Хлеб из ржи - ржаной.

Хлеб из пшеницы - пшеничный.

Каша из пшена - пшенная.

Каша из овса - овсяная.

Каша из ячменя - ячневая.

Каша из кукурузы - кукурузная.

Каша из гречихи - гречневая.

Поле с рожью - ржаное.

Поле с пшеницей - пшеничное.

Поле с овсом - овсяное.

Поле с ячменем - ячменное.

Воспитатель: Наконец -то хлеб попадает в булочную. Мы его покупаем и с удовольствием едим.

Хлеб всегда считался главным блюдом на столе. В старину без него за стол не садились. Считалось, что если в доме есть хлеб, то голод не страшен. Не зря говорят: "Хлеб - всему голова".

Ребята, какие еще вы знаете пословицы и поговорки о хлебе? (ответы детей (Без отрубей хлеба не бывает. (чувашская) Без соли, без хлеба - половина обеда. (русская) Без соли не вкусно, а без хлеба не сытно. (русская).

Воспитатель дополняет:

"Хлеб - наше богатство";

"Не трудиться - хлеба не добиться";

"Хочешь, есть калачи, не сиди на печи";

"Кто не работает - тот не ест"

Воспитатель: Да, ребята, действительно:

Хлеб ржаной, батон и булки

Не добудешь на прогулке.

Люди хлеб в полях лелеют,

Сил для хлеба не жалеют.

(Раздается стук в дверь, входит пекарь с караваем в руках)

Воспитатель:

Вот он, каравай душистый

С хрупкой корочкой витой,

Вот он мягкий, золотистый,

Словно солнцем налитой!

В каждый дом, на каждый стол

Он пожаловал-пришел.

В нем - здоровье наше, сила,

В нем чудесное тепло.

Сколько рук его растило,

Охраняло, берегло!

Ведь не сразу стали зерна

Хлебом - тем, что на столе,

Люди долго и упорно

Потрудились на земле.

В нем - земли родимой соки,

Солнца свет веселый в нем.

Уплетай за обе щеки -

Вырастай богатырем!

Слава миру на земле!

Слава хлебу на столе!

Слава тем, кто хлеб растил,

Не жалел трудов и сил!

Слава им, привет от нас

В добрый день, счастливый час. (Пекарь угощает детей караваем)

Воспитатель: Ребята, как вы думаете, удалось нам помочь Незнайке? (ответы детей) Незнайка теперь ты понял, как трудно выращивать и выпекать хлеб? Будешь ещё разбрасывать хлеб по улице?

Незнайка: Теперь я тоже буду бережно относиться к хлебу. Только вы скажите мне куда девать хлеб, если он останется после обеда?

Дети: Хлеба надо брать для еды столько, сколько сможешь съесть, а если останется, то бросать под ноги его нельзя. Надо засушить или доесть в следующий раз.

Воспитатель. Вам понравилось наше занятие? Чему оно было посвящено? Кому мы рассказывали о хлебе? Почему мы Незнайке так много рассказали? Как вы думаете Незнайка будет плохо обращаться с хлебом?

А что вам запомнилось из нашего занятия? Какой вывод мы должны сделать?

Ребятки, 16 октября во всем мире отмечают День хлеба. Хлеб - это главное богатство нашей страны и его нужно беречь (показ слайда) На прощание давайте споем песенку про колосок. Незнайка присоединяйся к нам. (исполняется песня «Колосок»).

Прикреплённые файлы:

Публикации по теме:

Познавательно-творческий проект «Хлеб — всему голова» Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад общеразвивающего вида «Аленький цветочек» Познавательно-творческий.

Фотоотчёт о занятии в старшей группе «Хлеб — всему голова»Фотоотчёт о занятии в старшей группе «Хлеб — всему голова» Наступила осень. На тематической неделе: "Откуда пришёл хлеб?" мы решили с ребятами, что обязательно расскажем мамам и папам, ОТКУДА.

Конспект НОД с использованием ИКТ с детьми старшей группы «Хлеб всему голова» Конспект непосредственно образовательной деятельности с детьми старшей группы. Тема : «Хлеб всему голова» Интеграция образовательных областей:.

Конспект занятия для детей старшей группы «Хлеб всему голова» Цель: зaкрепление предстaвлений детей o выращивание хлебa (зернoвых культур). Задачи: • рaсширить знaния детей oб истoрии пoявления хлебa,.

Конспект занятия по познавательному развитию в старшей группе. Тема: «Хлеб-всему голова» Конспект занятия по познавательному развитию в старшей группе. Тема: «Хлеб-всему голова» Программное содержание: Беседа о старинных способах.

Познавательно-речевое занятие в старшей группе «Хлеб — всему голова»Познавательно-речевое занятие в старшей группе «Хлеб — всему голова» Цели:• познакомить детей с трудом хлеборобов; • обобщить и систематизировать знания детей о хлебе, процессе выращивания и изготовления.

Познавательно-творческий проект «Хлеб — всему голова» Цель: формировать у старших дошкольников знания о процессе выращивания, обработки и производства хлеба и хлебобулочных изделий в различные.

Сценарий ООД по познавательному развитию в подготовительной группе с участием родителей на тему «Хлеб всему голова». Цель: расширение представления о процессе выращивания хлеба, значение хлеба в жизни человека. Задачи: • обобщить и систематизировать знания.

Занятие по речевому развитию «Хлеб — всему голова» 1. Организационный момент. Вступительное слово учителя: Дорогие ребята! Сегодня мы с вами поговорим о хлебе. Без него не обходится ни завтрак,.

Занятие по развитию речи «Хлеб всему голова» Конспект занятия по развитию речи на тему: «Хлеб всему голова» Программное содержание: Закрепить у детей знания о хлебе – одном из главных.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Досуг по познавательно-речевому развитию в старшей группе «Хлеб — всему голова»
Опубликовано: 6 ноября 2015 в 21:57
+10Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Досуг по познавательно-речевому развитию в старшей группе «Хлеб — всему голова»» (включая файлы) размещена пользователем Наталья Жукова в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев


РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД