Наталья Жукова
Досуг по познавательно-речевому развитию в старшей группе «Хлеб — всему голова»
▼ Скачать + Заказать документы
Программное содержание: совершенствование знаний детей о значимости хлеба. Формировать знания детей о последовательности выращивания хлеба. Познакомить с различными видами хлеба и хлебобулочных изделий. Учить образовывать прилагательные от существительных. Обогащать обществоведческий словарь. Воспитывать бережное отношение к хлебу и уважение к труду хлебороба. Формировать представления о предметах, облегчающих труд людей на производстве и в сельском хозяйстве;
Проблема: Помочь узнать Незнайке, как выращивают хлеб.
Варианты решения:
Публикация «Досуг по познавательно-речевому развитию в старшей группе „Хлеб — всему голова“» размещена в разделах
- Логопедические и речевые праздники и развлечения. Сценарии
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Старшая группа
- Сценарии праздников. Развлечения, досуги, утренники
- Хлеб. Все о хлебе для детей
- Хлеб. Сценарии
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший сценарий праздника» ноябрь 2015
1. Хлеб нужен человеку, как продукт питания.
2. Хлеб выращивают люди многих профессий, нужно уважать их труд.
3. Хлеб вкусный, полезный, в нем наше здоровье и сила.
Оптимальный вариант: знание о том, как люди выращивают хлеб, сколько тратят времени и сил, учит тому, что нужно бережно к нему относиться.
Материал к занятию: Поговорки, стихи, набор слайдов с изображением этапов выращивания хлеба. Медиопроектор. Костюм Незнайки, пекаря. Наглядно демонстрационный материал «Как наши предки выращивали хлеб». Каравай. Рушник для каравая. Картинки с хлебобулочными изделиями. Мячик.
Предварительная работа:
1. Рассматривание репродукции картины Шишкина "Рожь";
2. Разучивание стихов и пословиц о хлебе.
3. Чтение художественной литературы: украинская народная сказка "Колосок", "Мальчик с пальчик", "Мужик и медведь", "Петушок и два мышонка", "Жерновцы", "Лёгкий хлеб", "Песня пахаря" А. Кольцова, "Земля на зёрнышке стоит" А. Владимиров.
4. Рассматривание иллюстрации к сказкам, на которых изображены старинные орудия труда.
5. Рассматривание колосков злаковых культур: ржи, ячменя, овса, пшеницы.
6. Рассматривание зерна, чем они отличаются друг от друга.
7. Рассматривание картин, иллюстраций с изображением процесса выращивания, обрабатывания, сбора, сортировки, хранения зерновых культур.
8. Экскурсии в булочные которые находятся в близи д/сада, знакомство с работой продавцов хлебных магазинов.
9. Провести исследования с семенами зерновых культур: замочить, прорастить, рассмотреть через увеличительное стекло (лупу, растолочь камень о камень (как в древности, убедиться, как превращается зерно в муку.
10. Изготовление книги-самоделки: "Приключение Колобка".
11. Дидактические игры. «Что сделано из муки», «Назови профессию», «Разложи блинчики», и др.
Ход занятия:
Воспитатель. Ребята, отгадайте загадку:
Рос сперва на воле в поле.
Летом цвёл и колосился,
А когда обмолотили,
Он в зерно вдруг превратился.
Из зерна – в муку и тесто,
В магазине занял место. (Ответы детей)
(Появляется Незнайка. Он идёт и бросает хлеб.)
Воспитатель :(поднимает хлеб)
Незнайка, ты зачем хлеб бросил? Разве тебе не известно, как с хлебом надо обращаться? Безобразие!
Незнайка: Разве это безобразие? Я уже наелся и хлеб мне больше не нужен. Вот я его и выбросил.
Воспитатель: Как тебе, Незнайка, не стыдно! Хлеб – это самый дорогой продукт питания. Он очень трудно выращивается и печь его тоже очень трудно.
Незнайка: Кто? Хлеб трудно достаётся? Да пошёл в магазин, купил сколько хочешь и ни какой трудности.
Воспитатель: Ты, Незнайка, не прав и многого не знаешь оказывается.
Давайте, ребята, Незнайке расскажем о том, что хлеб – это самый дорогой продукт, о том как тяжело его вырастить. О том, как выращивали и пекли хлеб наши предки и как выращивают и выпекают хлеб в настоящее время. Незнайка, ты готов нас послушать и посмотреть? Ну, тогда будь внимателен.
Воспитатель: Весной люди подготавливают почву. Как они это делают? (Ответы детей) (ребенок читает стихотворение)
Снег растает в поле чистом,
Схлынет талая вода -
Побежит за трактористом
Ранним утром борозда. (Показ слайда)
Воспитатель: (дополняет) Правильно! Люди пашут землю. К трактору прикрепляют плуг, трактор тянет его, а плуг переворачивает землю. Она ложится большими плотными комками.
А теперь посмотрим как это делали наши предки. Они много работали на земле и все процессы были ручными. Лошадь тащила плуг, а пахарь держал плуг, а потом борону (картинка). В старинное время лошадь заменяла трактор.
Как вы думаете, можно бросать зерно в такую землю? (Ответы детей)
Воспитатель: Конечно, нет! Землю сначала надо разрыхлить с помощью больших грабель, которые называются бороной, а затем можно сеять в землю семена.
Как называют сельхозмашины, которые сеют зерно? (Ответы детей - сеялки) (показ слайда).
В старину когда приходило время сеять зерно, люди вручную разбрасывали зёрна по полю из кузовков (картинка).
Воспитатель:
Выйдут сеялки потом
Засевать поля зерном.
Что нужно для того, чтобы зерно, попав в землю, выросло?
( Примерные ответы детей: нужны тепло, свет и влага. Солнце дает тепло и свет, а влагу дает дождь).
Воспитатель: Правильно, солнце светит и греет, дождь поливает и росток прорастает.
Ребята я предлагаю показать Незнайке какие хороводы водили наши предки.
Исполняется хоровод «Земелюшка - чернозём».
Воспитатель: Во что же превратилось зернышко? Отгадаете загадку, и появится отгадка: "Золотист он и усат, в ста карманах - сто ребят" Что это? (ответы детей) (показ слайда)
Воспитатель: Летом все поле в золотистых колосьях. Хлебные поля похожи на море. Ветер дует, и колосья превращаются в золотые волны.
А когда, приходит осень, колосья наливаются, созревают. Пора убирать урожай, а то зерна могут осыпаться.
Скажите, пожалуйста, какие машины убирают урожай? (ответы детей) (ребенок читает стихотворение)
Хлеб созрел,
В полях моторы
Песню жатвы завели.
В степь выводят комбайнеры
Полевые корабли (показ слайда)
Воспитатель: Комбайны выполняют несколько работ сразу: большими острыми ножами срезают колосья: молотилка внутри комбайна вычищает зерна из колосьев. Зерно высыпается в грузовую машину, которая едет рядом с комбайном (показ слайда)
У наших предков комбайнов не было и земледельцы серпами жали пшеницу. (картинка). Не было и автоматических молотилок- поэтому зерно выколачивали из колосьев цепами. (картинка).
Кто знает, куда шофер увозит зерно? (ответы детей) (ребенок читает стихотворение)
Слышен, летом до заката,
Гул комбайнов у реки,
И везут на элеватор
Урожай грузовики.
Воспитатель: Зерно отвозят в большие зернохранилища, которые называются элеватором. Там его сушат и хранят (показ слайда) В старину хлеб сушили в специальных хлевах. (ребенок читает стихотворение)
Убран хлеб и тише стало,
Жарко дышат закрома
Поле спит. Оно устало.
Приближается зима
Воспитатель: Куда везут зерно с элеватора? (ответы детей)
Воспитатель: Правильно, на мельницу, там зерно превращается в муку (показ слайда).
Физкультминутка. (Дети встают в круг.)
Вот на мельнице пшеница (взмахи руками)
Здесь такое с ней творится! (покачивание головой)
В оборот ее берут! (круговые движения руками)
В порошок ее сотрут! (прыжки на месте)
Стали зернышки мукою. (вытягивают руки вперед ладонями вверх) (Повторяем 2 раза)
Воспитатель: Потом на специальных машинах муку везут на хлебозаводы и пекарни (показ слайда).
На заводе из муки делают тесто и выпекают из него хлеб. (Показ слайда) А в старину хлеб месили руками, и пекли в русской печи. Какие хлебобулочные изделия вы знаете. (дети дополняют, какие хлебобулочные изделия выпекают из муки) (Незнайка тоже отвечает вместе с детьми).
Воспитатель: Ребята, а вы знаете, почему хлеб бывает черный и белый? (показ слайда) (ответы детей)
Воспитатель: Черный хлеб пекут из муки, которую получают из ржи, а белый - из пшеницы.
Ржаной, темный хлеб очень полезный, его надо обязательно есть, он придает силы и здоровье. А сейчас поиграем! (Игра с мячом) Незнайка вставай и с нами поиграй.
"Назови, какой, какая, какое?"
(Воспитатель бросает ребенку мяч, он образовывает от существительного прилагательное)
Хлеб из ржи - ржаной.
Хлеб из пшеницы - пшеничный.
Каша из пшена - пшенная.
Каша из овса - овсяная.
Каша из ячменя - ячневая.
Каша из кукурузы - кукурузная.
Каша из гречихи - гречневая.
Поле с рожью - ржаное.
Поле с пшеницей - пшеничное.
Поле с овсом - овсяное.
Поле с ячменем - ячменное.
Воспитатель: Наконец -то хлеб попадает в булочную. Мы его покупаем и с удовольствием едим.
Хлеб всегда считался главным блюдом на столе. В старину без него за стол не садились. Считалось, что если в доме есть хлеб, то голод не страшен. Не зря говорят: "Хлеб - всему голова".
Ребята, какие еще вы знаете пословицы и поговорки о хлебе? (ответы детей (Без отрубей хлеба не бывает. (чувашская) Без соли, без хлеба - половина обеда. (русская) Без соли не вкусно, а без хлеба не сытно. (русская).
Воспитатель дополняет:
"Хлеб - наше богатство";
"Не трудиться - хлеба не добиться";
"Хочешь, есть калачи, не сиди на печи";
"Кто не работает - тот не ест"
Воспитатель: Да, ребята, действительно:
Хлеб ржаной, батон и булки
Не добудешь на прогулке.
Люди хлеб в полях лелеют,
Сил для хлеба не жалеют.
(Раздается стук в дверь, входит пекарь с караваем в руках)
Воспитатель:
Вот он, каравай душистый
С хрупкой корочкой витой,
Вот он мягкий, золотистый,
Словно солнцем налитой!
В каждый дом, на каждый стол
Он пожаловал-пришел.
В нем - здоровье наше, сила,
В нем чудесное тепло.
Сколько рук его растило,
Охраняло, берегло!
Ведь не сразу стали зерна
Хлебом - тем, что на столе,
Люди долго и упорно
Потрудились на земле.
В нем - земли родимой соки,
Солнца свет веселый в нем.
Уплетай за обе щеки -
Вырастай богатырем!
Слава миру на земле!
Слава хлебу на столе!
Слава тем, кто хлеб растил,
Не жалел трудов и сил!
Слава им, привет от нас
В добрый день, счастливый час. (Пекарь угощает детей караваем)
Воспитатель: Ребята, как вы думаете, удалось нам помочь Незнайке? (ответы детей) Незнайка теперь ты понял, как трудно выращивать и выпекать хлеб? Будешь ещё разбрасывать хлеб по улице?
Незнайка: Теперь я тоже буду бережно относиться к хлебу. Только вы скажите мне куда девать хлеб, если он останется после обеда?
Дети: Хлеба надо брать для еды столько, сколько сможешь съесть, а если останется, то бросать под ноги его нельзя. Надо засушить или доесть в следующий раз.
Воспитатель. Вам понравилось наше занятие? Чему оно было посвящено? Кому мы рассказывали о хлебе? Почему мы Незнайке так много рассказали? Как вы думаете Незнайка будет плохо обращаться с хлебом?
А что вам запомнилось из нашего занятия? Какой вывод мы должны сделать?
Ребятки, 16 октября во всем мире отмечают День хлеба. Хлеб - это главное богатство нашей страны и его нужно беречь (показ слайда) На прощание давайте споем песенку про колосок. Незнайка присоединяйся к нам. (исполняется песня «Колосок»).