Светлана Ворончихина
Познавательно-речевое занятие в старшей группе «Хлеб — всему голова»
▼ Скачать + Заказать документы
Цели:
• познакомить детей с трудом хлеборобов;
• обобщить и систематизировать знания детей о хлебе, процессе выращивания и изготовления хлеба, о разнообразии хлебобулочных изделий;
• упражнять в словообразовании однокоренных слов от слова «хлеб»;
• активизировать словарь;
• воспитывать у детей уважение к людям труда: хлеборобам, хлебопекам.
Публикация «Познавательно-речевое занятие в старшей группе „Хлеб — всему голова“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Развитие речи. Конспекты занятий, НОД
- Старшая группа
- Хлеб. Все о хлебе для детей
- Хлеб. Конспекты занятий, НОД
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» сентябрь 2015
Материалы к занятию:
картины из серии «Выращивание хлеба»; колоски пшеницы и ржи; мука пшеничная и ржаная; крупа манная; хлебобулочные изделия; мяч для игры; платок для завязывания глаз.
Ход занятия:
Воспитатель: Ребята, если отгадаете загадку, то узнаете, о чем сегодня будем говорить:
«Отгадать легко и быстро:
Мягкий, пышный и душистый.
Он и черный, он и белый,
А бывает подгорелый.
Без него плохой обед,
Вкусней его на свете нет».
Дети: Хлеб.
Воспитатель: Вы правильно отгадали. А какие слова в загадке помогли вам догадаться, что это хлеб?
Дети: Мягкий, пышный, душистый, черный, белый, бывает подгорелый.
Воспитатель: Верно, молодцы. Давайте сейчас отправимся в путешествие и вспомним, откуда хлеб попадает к нам на стол.
Дети подходят к стенду с картинами на тему «Выращивание хлеба».
Воспитатель: Как вы думаете, куда мы пришли?
Дети: На поле.
Воспитатель: Что видим там?
Дети: Трактор пашет землю.
Воспитатель: Кто работает на тракторе?
Дети: Тракторист.
Воспитатель: Для чего он пашет землю?
Дети: Чтобы земля была мягкая, пушистая, взрыхленная.
Воспитатель: Землю вспахали и выходят другие трактора с сеялками. Что они делают в поле?
Дети: Сеют зерна.
Воспитатель: А что нужно, чтобы зерна проросли?
Дети: Солнце, которое дает свет и тепло и вода.
Воспитатель: Солнышко согрело зерна, дождик полил, зерна проросли. Отгадайте загадку и узнаете, во что превратились зерна:
«Весь из золота отлит,
На солнышке стоит».
Дети: Колос.
Воспитатель: Правильно, из зерен выросли колосья. Посмотрите, какие колоски, а в них зерна.
Дети рассматривают колосья пшеницы и ржи.
Физминутка «Колос растет»
Я превращаю вас в маленькие зернышки и сажаю в землю.
(Присядьте на корточки.)
Теплое солнышко пригревало землю, дождик поливал, зернышки росли, росли и стали колосками.
(Медленно поднимаем руки.)
Колоски тянутся к солнышку.
(Почувствуйте напряжение в руках.)
Сильно припекло солнышко, завяли наши колоски.
(Расслабтесь, уроните голову, опустите руки, плечи, туловище, опуститесь на пол.)
Но вот полил дождик, ожили колоски, снова тянутся к солнышку. В поле выросли замечательные колоски.
(Улыбнитесь друг другу.)
Воспитатель: Зерна в колосьях созрели и на поле выходят другие машины. Послушайте загадку:
«Он идет, волну сечет,
Из трубы зерно течет».
Дети: Комбайн.
Воспитатель: Кто работает на комбайне?
Дети: Комбайнер.
Воспитатель: Комбайн срезает колосья и достает из них зерна – молотит и потом эти зерна по трубе высыпаются в грузовые машины. Грузовики везут зерно на зернохранилище, там зерно сушат и хранят. Куда потом отправляют зерно?
Дети: На мельницу.
Воспитатель: Что делают на мельнице с зерном?
Дети: На мельнице зерна растирают и мелют, и получается мука.
Воспитатель: Мука бывает пшеничная (белая) и ржаная (темная). А еще из пшеницы делают манную крупу.
Дети проходят к столам и рассматривают образцы муки и крупы.
Воспитатель: Куда потом везут муку?
Дети: На хлебозавод.
Воспитатель: Что там делают из муки?
Дети: Замешивают тесто и пекут хлеб.
Игра «Скажи правильно» (с мячом)
- Назови хлеб ласково (хлебушек)
- Крошки хлеба, какие? (хлебные)
- Квас из хлеба как называется? (хлебный)
- Прибор для резки хлеба? (хлеборезка)
- Посуда для хлеба? (хлебница)
- Кто выращивает хлеб? (хлебороб)
- Кто печет хлеб? (хлебопек)
- Назови завод, где выпекают хлеб (хлебозавод)
- Как называются изделия из теста? (хлебобулочные изделия)
Воспитатель: Ребята, хлеборобы затратили много труда, чтобы получить хлеб. Поэтому, как нужно относиться к хлебу?
Дети: Бережно (нельзя бросать хлеб; если взял хлеб, то обязательно доесть кусочек; крошки можно подсушить и отдать птичкам).
Воспитатель: Какие пословицы о хлебе вы знаете?
Дети: «Хлеб – всему голова»;
«Без хлеба нет обеда»;
«Не шуба греет, а хлеб»;
«Хлеб – батюшка, вода – матушка».
Воспитатель: В каком магазине можно купить хлебобулочные изделия?
Дети: В хлебном.
Воспитатель: Предлагаю вам отправиться в хлебный магазин.
Игра «Узнай на вкус»
Дети с завязанными глазами угадывают по вкусу хлебобулочные изделия.
Воспитатель: Молодцы, угадали! Вот и закончилось наше путешествие. О чем мы сегодня узнали?
Дети: О хлебе; как выращивают хлеб; о хлеборобах, хлебопеках; о том, что к хлебу нужно относиться бережно.