Ткаченко Ольга
Занятие по обучению грамоте в старшей группе «Звуки в стране знаний»
▼ Скачать + Заказать документы
Занятие по обучению грамоте в старшей группе» Звуки в стране Знаний»
Подготовила и провела и провела :
Ткаченко Ольга Сергеевна
Цель : Изучение понятия о гласных и согласных звуках. Формирование представления о слоге.
Задачи:
1 Познакомить детей с понятием «гласный» и «согласный» звук;
Публикация «Занятие по обучению грамоте в старшей группе „Звуки в стране знаний“» размещена в разделах
2 Развивать умение чётко артикулировать гласные звуки;
3 Учить различать на слух «твёрдые согласные» и «мягкие согласные» ;
4 Познакомить с условными обозначениями «гласных» звуков, «согласных твёрдых» и «согласных мягких» ;
5 Формировать у детей представление о «слоге» ;
6 Развивать умение детей отвечать на поставленные вопросы, способствовать обогащению словарного запаса, развивать внимание, логическое мышление, сравнивать, анализировать, делать выводы.
Материалы:
Наглядное изображение звуков, 2 - домика звуков, карточки с условным изображением звуков, слоги на доску. МА, си, то, ку, лы, рэ. Карточки для звукового анализа слогов.
Ход занятия
Что такое звук? Скажи!
Постучи и пошурши,
Покричи и позвени,
Звук, попробуй, догони!
Даже если подойдёшь
Очень осторожно,
Не увидишь, не найдёшь,
А услышать можно
- Ребята, скажите, что такое звуки?
(Всё что мы слышим и произносим - звуки.) 1
- А хотите узнать, какие бывают звуки и познакомиться с ними поближе?
Ответы детей.
- Тогда послушайте одну увлекательную сказку, которая называется – «Звуки в стране Знаний»
В далёкой стране Знаний, в волшебном лесу, на большой поляне, укрытой ковром из высокой травы и разнообразных цветов, стоял маленький домик, в котором жили маленькие сказочные человечки. Звали их Звуки. Звуки были очень талантлевыми : сочиняли стихи, сказки, песни, танцевали, пели. Но прожив долгое время вмести, человечкам стало ясно, что некоторые из них очень красиво поют, а у других лучше получается сочинять для них песни. К тому же Звуки _ певцы очень громко репетировали, мешая при этом Звукам – поэтам сочинять стихи.
Поэтому решили сказочные человечки поселиться в разных домах.
Звуки – певцы стали называться Гласными, а Звуки поэты – Согласными.
- Ребята, хотите узнать, какие Звуки могли петь, а какие сочинять стихи и песни?
(Ответы детей.)
- Перед вами картинки с изображениями, назовите- то на что я укажу.
(Ананас, обезьяна, улитка, экскаватор, индюк.)
-А теперь назовите первый звук в слове.
Ананас – А
Апельсин – А
Улитка – У
Экскаватор – Э
Индюк – И
Обезьяна – О
- Можем ли мы пропеть эти Звуки – А, У, Э, И, О.
(Дети, вмести с воспитателем, пробуют пропеть Звуки.)
-Если Звуки можно пропеть, значить они Гласные, а если нет - Согласные. 5
- Какие, гласные Звуки вы запомнили?
(Ответы детей.)
Артикуляционная гимнастика.
(Воспитатель читает стих, а дети воспроизводят действия и звуки.)
Воздух свободно идет через рот
Нет препятствий разных.
Голос участвует, голос зовет.
Звук получается гласный
А - пошире рот открой,
не ленись и громче пой
У - надул капризно губки,
их он вытянул, как трубки
О – округлив большие губы,
«о» приоткрыл немного зубы,
язык поглубже оттянул,
спинку выгнул- о-о-о –вздохнул
Ы–хоть гласный, но тихоня,
всё зевает он спросони
ы-ы-ы- поспать ещё часок
или может выпить сок?
Э - вот в задумчивом сомненье
«э» высказывает мненье:
э-э-э- не знаю, что сказать,
может лучше помолчать.
И - улыбка, весельчак
он смеётся звонка так
на широком язычке
скачет звук, как на седле.
Звукам этим нет преграды
Петь мы эти звуки рады - А, О, У, Э, И.
- Вот ребята мы с вами поближе познакомились с Гласными звуками, а как же Согласные?
- Хотите узнать, как жили в своих новых домах Звуки?
(ответы детей.)
- Тогда послушайте продолжение сказки.
После тяжёлого дня, хорошо поработав, Звуки отдыхали. Гласные – в круглых кроватках, а Согласные – в прямоугольных, которые напоминали столики, за которыми работали человечки – поэты. Некоторые Согласные засыпали только на твёрдой поверхности, подстелив только один матрас, поэтому их стали называть Твёрдыми. Те же, которые любили спать в мягких кроватках, клали по два матраса, поэтому их стали называть Мягкими. А чтобы не перепутать,кто из них кто,
Звуки стали носить специальные обозначения: Гласные - в виде открытого ротика. Твёрдые Согласные – в виде одного матрасика. Мягкие Согласные – мягкой кроватки с двумя матрасами.
7
- Какие же Согласные Твёрдые,а какие Мягкие?
- Большинство твёрдых и мягких Согласных звуков образуют пары : Б – Бь, В – Вь, М – Мь…
-Слышите, как отличается их произношение. Когда мы произносим мягкие согласные, спинка нашего языка поднимается вверх, к нёбу. А ещё сужается проход для воздушной струи. Поэтому мягкие звуки звучат более мягко, нежно, не резко.
НЕ у всех твёрдых звуков есть мягкие пары. Бывают звуки одиночки.
Согласные – Ж, Ш, Ц всегда твёрдые, а Согласные – Ч, Щ, Й всегда мягкие.
- Ребята, давайте определим на слух, твёрдые и мягкие звуки, я буду произносить звуки, а вы если услышите мягкий согласный звук, поднимите вверх обозначение – мягкого согласного, а если этот звук твёрдый – поднимете вверх обозначение твёрдого согласного.
(Ш, З, ЗЬ, НЬ, Р, К, ЛЬ, СЬ, С, ПЬ, П, Л, РЬ, Ч, Щ, ДЬ,Й.)
Физкультминутка
Раз, два, три, четыре, пять,
Вышли звуки погулять
Тихо по лесу идут
Песенки свои поют
Ветерок вдруг налетел
Испугался Звук, присел
Головою покачал
Страх пропал, а звук привстал
Больше ветра не боимся
С ним играем, веселимся:
Топаем ногами, хлопаем руками
Весело в лесу играть
Но пора дамой шагать
Взялись звуки все за руки 9
По тропиночке пошли
И домой они пришли!-
- Так вот, Звуки жили в мире, не забывали друг друга: ходили в гости,чаевали, смеялись, играли, занимались спортом, ходили на прогулку в лес, взявшись за руки. Когда Гласные и Согласные шли рядом, то образовывались слоги.
- Какие звуки мы с вами видим на картинках?
1.
Давайте назовём каждый звук отдельно.
(Воспитатель показывает и называет, а дети повторяют.)
- А теперь Звуки взялись за руки и зазвучали совместно, пропойте их.
- Какой Слог получился?
(Ответы детей.)
- А теперь вы сядете за свои столики, а я раздам вам карточки с изображениями Слогов.
(Дети садятся на свои места.)
- Ребята, обратите внимание, под каждым рисунком есть схема, туда вы впишите обозначения звуков. (После соеденения звуков в слоги, воспитатель даёт характеристику каждому звуку и обозначает его на схеме вмести с детьми.)
Игра «Эхо»
Ву – ву – ву! (Дети повторяют.)
Ву – ву – ву!
(Воспитатель добавляет в рифму.)
Я все слоги назову!
Гу – гу- гу! Гу – гу- гу! Я по радуге бегу!
Жу- жу –жу! Жу- жу- жу! Я как жук большой жужу!
Ку- ку- ку! КУ- ку- ку! Вон кукушка на суку!
Пу- пу- пу! Пу- пу- пу! Мыши слопали, крупу!
Ру-ру- ру! Ру- ру- ру! Спелых ягод соберу!
Щу- щу- щу! Щу- щу- щу! Всех прохожих угощу!
Шу- шу- шу! Шу- шу- шу! Сено на зиму кошу!
Му- му- му! Му- му- му! Догадайтесь-ка кому?
Чу- чу- чу! Чу- чу- чу! На машине я качу!
Щу-щу- щу! Щу- щу- щу! И не сколько не грущу!
ВИ- ви- ви! Ви- ви- ви! Всех друзей своих зови!
Ди- ди- ди! Ди- ди- ди! В круг на танец выходи!
Звуки разные нужны
Звуки разные важны
Гласные, Согласные,
Твёрдые и Мягкие
Дружно за руки возьмутся
И друг другу улыбнутся
Песню вмести запоют
Звуки- весело живут!