Наталья Зубенкова
Занятие по обучению грамоте. Звуки «[П], [П’]»
▼ Скачать + Заказать документы
Тема: «Звуки «п, пь»
Цель:
1. Закрепление чёткого произнесение и различения звуков «п,пь».
2. Ознакомление с термином «согласный звук».
3. Звуковой анализ и синтез обратных слогов: -АП, -УП,- ИП.
4. Согласование в числе глаголов настоящего времени с существительными (преобразование предложений по образцу)
5. Сложное предложение с противительным союзом «а».
6. Знакомство с буквой П.
7. Развитие фонематического слуха, внимания, памяти, логического мышления.
Публикация «Занятие по обучению грамоте, Звуки „[П], [П’]“» размещена в разделах
- Буквы Б, П и звуки [Б], [П]. Конспекты занятий
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Обучение грамоте. Звуки, буквы, слоги
- Темочки
8. Воспитание интереса к занятию.
Оборудование: предметные картинки, инд. зеркала, фишки, демонстрационная буква П, элементы буквы П (на каждого ребёнка, наборное полотно.
Ход занятия
1. Оргмомент
- Сядут девочки.
– Сядут мальчики.
2. Повторение пройденного
- Какие мы изучили звуки? (а,у,и,э)
- Звуки «а,у,и,э»- какие? (гласные)
- Почему их называем гласными?
3. Знакомство со звуками п,пь, с термином «согласный звук»
а) постановка цели занятия Назовите картинки (платье, паук, панама)
- Какой 1-й звук во всех словах? (п) - Сегодня мы будем говорить о звуках «п,пь» б) объяснение и показ артикуляции
(зерк. контроль)
- Когда произносим звук «п»
-в начале губы сомкнуты, потом раскрываются мгновенным выходом воздуха,
- горлышко «молчит»
в) произнесение звука «п» детьми инд. и хором. (зерк. контроль) г) ознакомление с термином «согласный звук»
-Послушайте сказку «О весёлых звуках» Жили-были весёлые звуки. Они умели петь песни. Их звали «а,у,и,э». А всех вместе их называли «гласные звуки». У гласных звуков были звонкие голоса, они пели, как птицы. Однажды они запели так весело, что другим тоже захотелось петь.
– П-п-п - запыхтел звук «п». Пыхтел, пыхтел, а спеть песенку не смог. Заплакал, загоревал он.
– Ох, какой я невезучий, у меня нет голоса, меня, почти никто не слышит!
- Не печалься!- сказал голосистый звук «а»,
- Мы гласные тебе поможем, только ты должен стоять рядом с нами, согласен?
-Согласен, согласен!- обрадовался звук «п». –Вот и хорошо! - воскликнул звук «а».
- За это мы будем называть тебя согласным звуком. – Ребята, звук «п» у нас немного хитрый. Дело в том, что его нельзя тянуть, петь. Воздух при прохождении изо рта, встречает препятствие -губы и зубы. Звук «п» называется согласным звуком.
– Повторим все вместе «согласный звук»
- Звуки «а,у,и,э» - какие? (гласные)
- Почему их называют гласными? (их можно петь)
– Звук «п» - какой? (согласный)
- Почему его называют согласным? (его нельзя петь)
д) - Согласные звуки могут быть глухими и звонкими.
- Если голосок спит – то звук глухой, если голосок поёт – то звук звонкий (проверить тыльной стороной ладони у горлышка; «п» - горлышко не дрожит, голосок спит, звук глухой)
– Итак, звук «п»- глухой.
е) характеристика звуков «п, пь», обозначение звуков звуковыми фишками
– Ребята, послушайте, одинаково ли звучат звуки п-пь? («п»-твёрдо, «пь»-мягко) - Верно, они звучат различно.
Звук п – твёрдый, пь – мягкий
- Ребята, согласные твёрдые звуки мы будем обозначать синей звуковой фишкой, согласные мягкие – зелёной. - Давайте вспомним всё, что мы говорим о звуках п-пь
п- согл., глух., тв.
пь - согл., глух., мяг.
4. Закрепление правильного произношения звуков «ппь», развитие фонематического слуха.
а) Игра: «Без ошибки повтори» - Я произнесу слоги, а вы их повторите точно также и в той же последовательности
па-пя-па. пы-пы-пи. па-па-пя;
ап-апь-ап, ып-ып-ыпь, упь-уп-уп; б) Игра: «Кто самый внимательный?» - Хлопните в ладоши, если услышите звук «п»
Паша, Павел, Катя, Маша, Поля, Полина, Павлик, Соня, Прокоп, Ваня - Хлопните в ладоши, если услышите в слове звук «пь»
перо, пила, молоко, пироги, корова, пианино
Игра: «Посмотри и назови»
- Назовите картинку, определите, какой первый звук в слове
портфель, платье, пила, пылесос, пальто, печенье, парта. Игра: «Исправь по образцу» Поля поёт. Петя поёт. – Дети поют. Петя (Поля) наливает воду. - Дети наливают воду.
Петя (Поля) выливает воду. Петя (Поля) поливает пионы. – Дети поливают пионы.
5. Физминутка.
Мы топаем ногами Мы хлопаем руками Мы руки поднимаем Мы руки опускаем Мы руки подаём И бегаем кругом.
6. Знакомство с буквой П
а) - Отгадайте загадку:
Кто рано встаёт
«Ку – ка – ре – ку» поёт.
(петух)
- Какой 1-й звук слышится в слове «петух»? (пь)
- Звук «п» обозначаем буквой П.
(выставляется демонстрационная буква П)
- На что похожа буква П?
(на ворота, на мост)
- Послушайте стихотворение про букву П.
В первом классе мы за партой
Изучаем букву П.
- Из каких элементов состоит буква П?
(одна короткая палочка и две длинные)
- Напишите букву П в воздухе, на парте.
- Составьте букву П на парте из элементов букв.
(инд. помощь)
- Прочитаем составленную букву.
(чтение инд. и хором)
- Подготовьте к работе кассы.
-Буква П – какая? (гласная)
- На какую улицу поселим букву П? (на улицу согласных)
- Поселите букву П на улицу согласных.
(инд. помощь)
- Прочитайте все буквы на улице гласных. (А, У, И, Э)
- Прочитайте букву на улице согласных. (П)
7. Звуковой анализ и синтез обратных слогов ап, уп, ип
а) произношение слога и звуковой анализ
б) обозначение звуков фишками
в) «чтение» схемы
г) замена фишек буквами
д) чтение слога
(один ребёнок работает у доски, остальные в кассах)
8. Сложное предложение с противительным союзом «а».
а) –Будем составлять предложения про девочку и мальчика
(логопед даё т инструкцию: «Девочка сиди, мальчик стой»)
- Послушайте, какое я составлю предложение про девочку и мальчика.
«Девочка сидит, а мальчик стоит».
- Сейчас вы будете составлять про них предложения и обязательно употреблять короткое слово «а».
(логопед даёт инструкцию детям. дети составляют предложения)
Девочка сидит, а мальчик стоит.
Девочка хлопает, а мальчик топает.
Девочка стоит, а мальчик бежит.
б) Молодцы! А сейчас будете отвечать на мои вопросы. но в проеложении должны использовать короткое слово «а».
-Каковы по вкусу лимон и мёд? (Лимон кислый, а мёд сладкий)
(лук и виноград, перец и сахар)
- Каковы по цвету уголь и мёд?
(лютик и василёк, помидор и огурец)
- Каковы на ощупь вата и дерево?
(огурец и помидор, подушка и кирпич)
9. Подведение итогов.
–С какими звуками и буквой познакомились?
- Дайте характеристику звукам «п, пь»?
- В какие игры играли?
10. Дифференцированная оценка работы детей