Наталья Валевич
Занятие по обучению грамоте в подготовительной группе для детей с ФФНР «В стране букв и звуков».
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: Показать готовность детей к обучению в школе.
Задачи:
Образовательные:
- дифференцировать понятия: звук, слог, слово, предложение; -
- различать на слух мягкие и твёрдые согласные звуки; - совершенствовать навыки слогового и звукобуквенного анализа; - закреплять понятие «родственные» слова; - совершенствовать навык чтения.
Коррекционно-развивающие:
Публикация «Занятие по обучению грамоте в подготовительной группе для детей с ФФНР „В стране букв и звуков“,» размещена в разделах
- Буквы. Знакомимся с буквами и звуками
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Обучение грамоте. Звуки, буквы, слоги
- Подготовительная группа
- Темочки
- развивать фонематическое восприятие, память, внимание; - упражнять в умении вычленять часть из целого и составлять целое из частей; - развивать умение рассуждать и делать выводы.
Воспитательные:
- воспитывать любовь к родному языку; - совершенствовать навыки совместной деятельности в коллективе;
- воспитывать чувство взаимопомощи, доброжелательности, ответственности.
Оборудование: картинка Ивана-Царевича, Царевны, фотография детей со звуковыми схемами их имён, болото Бабы Яги, индивидуальные карточки по звуковому анализу, надписи на листочках, яйцо с иглой, доска, тетради, карандаши.
Ход занятия.
I. Орг. момент.
- Назвать первый слог в своём имени и сесть.
- Назвать последний звук в своём имени и сесть.
- Назвать первый слог в своём имени и сесть.
- Назвать последний слог в своём имени и сесть.
II. Постановка цели занятия.
Начинается наша сказка.
Заплетается наша сказка.
Ни про конька-Горбунка,
Ни про глупого щенка,
Ни про брата и сестрицу,
А про Ивана и Царицу.
Иван Царевну погубил -
Шкуру он её спалил.
У бессмертного Кощея
Ты её ищи скорее.
Смерть Кощееву найди -
И Царевну вороти.
Собирайся быстро в путь,
Мы поможем чем-нибудь.
- Ребята, нам надо помочь Ивану-Царевичу преодолеть все препятствия на его пути и спасти Царевну. А путь предстоит непростой, сложный. Готовы вы выполнить все задания?
III. Анализ слов и предложений.
Много с буквами хлопот.
Уж такой они народ.
Но когда с умом, толково
Их поставишь чётко в ряд,
Превратятся буквы в слово -
И с тобой заговорят.
1. Игра «День – Ночь».
ЛИСА – ЛИС – ЛИСТ – ЛИСТОК
Когда ночь, дети сидят с закрытыми глазами, а логопед выкладывает на доске слово или меняет в слове буквы. Когда день, дети открывают глаза, читают слово на доске и объясняют те изменения, которые произошли в этом слове. Проводится звукобуквенный и слоговой анализ всех слов, появляющихся на доске. Дети составляют предложение с одним из этих слов, строят живую модель этого предложения и проводят его анализ.
IV. Дифференциация твёрдых и мягких согласных звуков.
Звуки надо различать,
Твёрдость, мягкость понимать.
И тогда мы вместе с вами -
Будем им всегда друзьями.
1. Игра «Эхо».
– Я буду называть слог с твёрдым или мягким согласным звуком и бросать вам мяч. Вы называете слог с противоположным согласным звуком и возвращаете мне мяч
дэ – де, ти – ты, сю –су, во – вё, мы – ми
2. Игра «Кого как зовут».
На доске фотография детей. Под каждым из детей синим и зелёным квадратиком обозначены согласные звуки на схеме слова в разных местах.
– У меня в гостях были ребята. Они уехали и оставили свою фотографию. Но я не могу вспомнить, кого как зовут. Помогите мне разобраться в этом. Логопед называет имена мальчиков и девочек. Дети слушают звуки в именах, анализируют звуковые схемы на фотографии и определяют, кому из детей принадлежат эти имена.
- Мы смогли справиться с этим заданием. А вот болото на пути. Как же нам его пройти?
V. Звукобуквенный анализ.
- Мы сможем перейти болото, если прочитаем волшебное слово.
На доске стоят картинки. Дети выделяют из названия каждой картинки последний звук, обозначают его буквой и выкладывают новое слово на доске. Затем проводится звукобуквенный и слоговой анализ этого слова:
ДОМ ОКНО ЛЕС КОТ = МОСТ
- А теперь найдите в каждом слове первый звук и прочитайте новое слово:
ИВА ГУСЬ ЛУНА АИСТ = ИГЛА
Проводится анализ этого слова.
- Мы получили два волшебных слова: мост и игла. По мосту мы перейдём через болото, а в игле найдём смерть Кощея и тогда спасём Царевну.
Вот дела кругом загадки.
Это Баба Яга спрятала буквы,
И они играют в прятки.
Ни одна нам не видна.
Ваша помощь нам нужна.
Дети выполняют задание на индивидуальных карточках, где нужно соединить картинку с правильным количеством кружочков, которые обозначают звуки в слове.
VI. Чтение.
Можем дальше мы идти.
А вот и надпись впереди.
Дети читают надписи:
ПРЯМО ПОЙДЁШЬ – ЖИЗНЬ ПОТЕРЯЕШЬ.
НАЛЕВО ПОЙДЁШЬ – КОНЯ ПОТЕРЯЕШЬ.
НАПРАВО ПОЙДЁШЬ – СМЕРТЬ КОЩЕЯ НАЙДЁШЬ.
Дети идут направо и находят ИГЛУ, на кончике которой смерть Кощея. Игла ломается. Кощей погибает.
VII. Письмо.
Дети вспоминают правила написания предложения и пишут в тетрадях:
Дети помогли Ивану.
VIII. Итог.
Смерть Кощееву нашли.
И Царевну мы нашли.
А помогли нам в этом звуки.
С ними не было нам скуки.
Иван встречается с Царевной.
- Ребята, как хорошо, что вы так много знаете. Без вашей помощи Иван-Царевич не смог бы победить Кощея и спасти Царевну. Спасибо вам большое.