Кристина Спиридонова
Занятие по обучению грамоте в старшей группе «Звук [У] буква «У». Уля путешествует»
▼ Скачать + Заказать документы
Тема: Звук и буква У.
Цель: развитие слухового внимания и фонематического восприятия на материале речевых звуков и слов;
Продолжать знакомить детей с понятием «гласный звук»;
выделение заданного гласного звука из потока гласных звуков; в начале слова; в словах из текста;
закрепление понятий «звук», «слово»;
продолжить знакомство с буквой У, закрепление понятия «буква».
Публикация «Занятие по обучению грамоте в старшей группе „Звук [У] буква „У“, Уля путешествует“» размещена в разделах
- Буква У и звук [У]. Конспекты занятий
- Буквы. Знакомимся с буквами и звуками
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Обучение грамоте. Звуки, буквы, слоги
- Старшая группа
- Темочки
Оборудование: зеркала, предметные картинки: красный домик; буква У большая и маленькая, полоски, разделенные на три части на каждого ребенка и на педагога и буквы У к этим полоскам; красивая коробочка, картинки или предметы: утюг, утенок, удочка, улитка, утка;.
Ход занятия.
Приветствие»
Дети сидят на ковре в кругу.
Утром Солнышко встает, (Руки поднять вверх).
Всех на улицу зовет (Сгибать руки в локтях к груди).
Выхожу из дома я: (Показать рукой на себя).
«Здравствуй, улица моя!» (Выпрямить руки в стороны).
По дороге я иду,
В детский сад скорей спешу.
Всем дарю улыбку я,
Здравствуйте мои друзья!
Педагог предлагает сесть на свои места.
«Ребята, эту куклу зовут Уля. Как зовут нашу куклу? (Уля). Какой первый звук вы услышали в слове Уля? (звук У). Молодцы.
Уля хочет узнать с какой буквой и звуком вы познакомились на прошлом занятии.
- Дайте характеристику звука А.
Повторяют ранее изученное (звук и буква Аа).
"Здорово, что вы ребята помните!"
«А как же получается звук У, как мы его с вами произносим? Посмотрите в зеркало – губы вытянулись и сделали маленький кружок; положите руку на горлышко и произнесите звук у – горлышко гудит, воздух проходит свободно, ему ничего не мешает. Звук у – гласный звук, потому что его можно пропеть.
Дети произносят звук хорошо и по одному.
Воздух свободно идет через рот,
Нет препятствий разных.
Голос участвует, голос поет.
Звук получается гласный.
Этот звук всегда поется,
Этот звук, как песня, льется.
Звук, свободно ты лети,
Нет преграды на пути!
- Его обозначим красным квадратиком.
Наша Уля живет в красном домике и у нее в чулане очень много разных предметов, давайте, посмотрим, что там есть.
Отгадайте мои загадки
«Он плывет по простыне,
Как кораблик по волне.
Он хозяйкам добрый друг
Электрический…» (утюг).
-Длинная и гибкая,
Охотится за рыбками,
Порой пуста, как дудочка,
А петь не может… (удочка)
Пестрая крякушка
Ловит лягушек,
Ходит вразвалочку,
Спотыкалочкой. (Утка)
Ребята, какой первый звук во всех этих словах? (Звук У)
Сегодня вы будете учиться хорошо произносить звук «У» и познакомитесь с буквой «У».
Произношение звука «У». предложить произнести звук «У» тихо и голосом нормальной громкости.
Пока мы с вами будем заниматься наша Уля отправится в путешествие на теплоходе.
К нам подплывает теплоход и звук мы слышим громкий У_У_У
Работа с картинкой.
Теплоход отплывает и звук становиться тише у-у-у-у.
Игра «Будь внимательным».
Педагог предлагает детям выбрать слова со звуком У из стихотворения:
Утром солнышко встает,
Всех на улицу зовет.
С собой удочки возьмем,
Дружно к речке все пойдем.
В каких словах вы услышали звук У?
Физминутка.
Утки стайкою летели,
На полянку тихо сели.
Походили, походили,
Поклевали, поклевали,
К речке быстро побежали,
Плавали, ныряли,
Корм себе искали.
Дидактическая игра «Один – много». (с мячом)
Я буду говорить про один предмет, а вы про много:
удочка- удочки, ухо - уши, улитка – улитки, утюг – утюги,
улыбка – улыбки, улица – улицы, утка – утки
Буква У. (Выставляется домик для гласных звуков и буква У).
Педагог знакомит детей с буквой.
Это – буква У. Букву мы можем увидеть и написать, а звук – услышать и сказать. Буква У будет жить в красном домике, потому что звук у – гласный, а гласные звуки мы обозначаем каким цветом? (Красным).
У – сучок. В любом лесу
Ты увидишь букву У.
Работа с карточкой
Ребята давайте оставим подарки для нашей Ули у нее в красном домике. Она вернется из путешествия и обрадуется.
«Подарим хозяйке красного домика слова со звуком У». (из предложенных картинок надо выбрать те, где есть звук У).
(Паук, зубы, танк, утка, лук туфли, уши, каша, улитка, сок, усы, ужи)
Итог занятия.
С каким звуком мы познакомились?
Звук можно произнести или написать?
Дайте характеристику звука «У»?
Если «У» напишем, то что это будет? (буква)
Расскажите о букве «У».
Повторяют стихотворение за логопедом.
Отработка навыка запоминания на слух.
У калитки, у калитки
Утром встретились улитки.
Улыбаются ужатам,
Утке-маме и утятам.