Анна Владимировна Фоминцева
Конспект занятия по обучению грамоте в подготовительной к школе группе «Звук [з] и буква З»
▼ Скачать + Заказать документы
Занятие по обучению грамоте в подготовительной к школе группе
Тема занятия «Звук З и буква З»
Цели:
а) коррекционно - образовательные:
• закрепление правильного произношения звука «З» в слогах, словах, предложениях;
• закрепление умения определять место звука в слове, составлять звуковую схему слова;
• закрепление умения деления слов на слоги;
Публикация «Конспект занятия по обучению грамоте в подготовительной к школе группе „Звук [з] и буква З“» размещена в разделах
- Буква З и звуки [З], [З’]. Конспекты занятий
- Буквы. Знакомимся с буквами и звуками
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Обучение грамоте. Звуки, буквы, слоги
- Обучение грамоте. Конспекты
- Подготовительная группа
- Темочки
• закрепление умения составления схемы слов, предложений;
б) коррекционно - развивающие:
• развитие фонематического восприятия, навыков самоконтроля;
• развитие мелкой моторики;
• развитие артикуляционной и мимической мускулатуры.
в) коррекционно - воспитательные:
• формирование положительной учебной мотивации.
Ход занятия :
1. Организационный момент.
- Здравствуйте, ребята! Сейчас мы с вами посоревнуемся!
- Первым на своё место сядет тот, кто назовёт слово, которое начинается на любой гласный звук.
2. Сообщение цели занятия.
- Послушайте присказку: «В загадочном царстве в загадочном государстве жила-была или жил-был….»… Знаете, я забыла, про кого присказка. Помогите, пожалуйста, мне вспомнить, вот у меня и подсказка есть. Посмотрите, здесь написано, про кого присказка. Но все буквы заблудились. Расставьте все буквы по порядку, и мы прочитаем, как зовут сказочного персонажа («ЗОЛУШКА») (Приложение 1).
- Правильно, теперь я вспомнила, про кого была моя присказка. «В загадочном царстве в загадочном государстве жила-была Золушка»
Логопед вывешивает иллюстрацию к сказке «Золушка» (иллюстрация Золушка в грязном платье).
- Загрустила Золушка, все уехали на бал в сказочный Замок, а Золушке задали много заданий.
3. Упражнения на развитие мимических мышц и артикуляционной моторики
- Сначала Золушка удивилась, изобразите удивление и произнесите звук «У». Потом Золушка огорчилась, произнесите звук «О». А потом Золушка придумала, как попасть на бал, и обрадовалась (изобразить радость и произнести звук «А»).
- Очень хочется Золушке поехать на бал, поможем ей выполнить задания? Царство загадочное, поэтому задания необычные!
4. Изолированное произнесение звука З, характеристика звука.
- Назовите первый звук в слове «Золушка». Сегодня мы с вами повторим звук «З».
- Произнесите звук «З» - громко, тихо.
- Дайте характеристику звуку «З» (звук «З» согласный, звонкий, твердый, обозначается фишкой синего цвета)
4. Произношение звуков в слогах.
- Чтобы Золушке выйти из дома надо открыть замок, с помощью волшебного заклинания. Встаньте со своих мест. Игра «Собери слог» (с мячом)
- Поймайте звуки «З», «А». Какой слог вернете? (ЗА) (аналогично – зо, зу, зы)
- Назовите, первый звук в слоге «ЗУ»? («З, второй? («У») (аналогично за, зо, зы)
- Поймайте твердый слог, верните мне мягкий? (за – зя, зо – зё, зу – зю, зы – зи)
- А теперь поймайте и повторите волшебное заклинание:
за-зо-зу-зы
зо-зу-за-зы
зу-зы-за-зо
зы-за-зо-зу
- Молодцы! Замок открылся!
Чтобы выполнить следующие задания, приглашаю вас сесть за стол.
5. Произнесение звука в словах, определение его позиции.
- Вышла Золушка из дома, а на поляне увидела зайца, зонт и незнайку.
- Определите, где находится звук «З» в названии картинок, и закрасьте соответствующее окошечко в схеме (Приложение 2).
6. Физминутка. «Зайки»
Сели зайки на пеньки, (приседание)
Оттянули вниз носки, (опустили кисти рук)
Спины чуть прогнули (выпрямили спину)
И лопатки все сомкнули,
Посмотрите на зайчат, (повороты головой в стороны)
Как красиво все сидят.
Руки в стороны подняли
И наклоны делать стали. (наклоны в стороны).
7. Произнесение звука в словах, составление звуковой схемы слова.
- Пошла Золушка дальше, возле замка газон с цветами. На газоне растут волшебные ромашки. Прочитайте, что написано на ромашках (слоги «КО», «ЗА»)
- Напечатайте слоги «КО», «ЗА».
(Приложение 3)
- Подошла Золушка к забору, а возле забора увидела…, давайте отгадаем кого увидела Золушка. Составьте слово из слогов «КО», «ЗА». Какое слово у вас получилось? («КОЗА»). Сколько слогов в слове «КОЗА»? (два) Какой первый слог в слове «КОЗА», какой второй. Напечатайте слово «КОЗА».
(Приложение 4).
- Послушайте, какой слог я произношу с большей силой? (второй) Поставьте ударение в слове «КОЗА».
- Чтобы коза пропустила Золушку дальше, нужно составить звуковую схему этого слова.
- Какой первый звук? Кружочком какого цвета вы его обозначите? (и т. д.)
- Сколько всего звуков в слове «КОЗА»? Сколько гласных, сколько согласных? Как вы догадались?
8. Пальчиковая гимнастика (выполнение движений по тексту)
На калитке висит замок.
Кто открыть его бы мог?
Потянули,
Покрутили,
Постучали
И открыли.
9. Произнесение слов в предложении, составление схем предложения
- Вышла Золушка за забор и увидела Лесную Фею. Золушка попросила Лесную Фею: «Помоги мне, пожалуйста, попасть на бал»
«Конечно, я помогу тебе, - сказала Лесная фея, - но прежде мне нужна твоя помощь! Я получила телеграммы от лесных жителей, но злая кикимора перепутала все слова в предложениях! Помогите словам вернуться на свои места: подружи их и произнеси предложения правильно»
(Приложение 5).
Уши, зайцу, у, длинные
- Составьте схему предложения.
Боится лисы волка заяц и
Логопед вывешивает иллюстрацию к сказке «Золушка» (иллюстрация Золушка в бальном платье)
- Ребята, посмотрите, старое платье Золушки уже превратилось в красивое платье для бала. Ребята, скажите, платье для бала какое? (бальное)
10. Итог занятия :
- Как вы думаете, смогли мы помочь Золушке?
- Вот закончилось наше приключение. Интересно вам было? Давайте вспомним, какие трудности вы преодолевали. Молодцы!
- Золушка благодарит вас за помощь!