галина гусенко
НОД по обучению грамоте детей подготовительной к школе группы «Звук [Ч] и буква Ч»
▼ Скачать + Заказать документы
Цели: уточнить артикуляцию звука [ч].
Совершенствовать у детей умение изменять слова с помощью уменьшительно-ласкательных суффиксов. Учить детей заканчивать слово одним звуком или одним слогом. Познакомить детей с буквой «Ч». Закрепление образов букв.
Оборудование: индивидуальные зеркала, панно букв, кукла, медведь и медвежонок, штампы, гуашь, набор картинок.
Публикация «НОД по обучению грамоте детей подготовительной к школе группы „Звук [Ч] и буква Ч“» размещена в разделах
- Буквы Ц, Ч и звуки [ц], [ч]. Конспекты занятий
- Буквы. Знакомимся с буквами и звуками
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Обучение грамоте. Звуки, буквы, слоги
- Подготовительная группа
- Темочки
Ход НОД:
1. Разминка для ума. Воспитатель загадывает детям загадки, а дети «собирают» отгадки, т. е. из букв составляют слова, обозначающие ответ в загадке.
Если хорошо заточен,
Все легко он режет очень-
Хлеб, картошку, свеклу, мясо,
Рыбу, яблоки и масло.
Что это такое? (нож)
Два крыла и двое рожек:
У него три пары ножек.
Не кусает, но грозит-
Раздражающе жужжит.
Кто это? (жук)
Даже по железной крыше
Ходит тихо, тише мыши.
На охоту ночью выйдет
И как днем все видит.
Часто спит, а после сна
Умывается она.
Кто это? (кошка)
1. В стихотворении, которое я вам сейчас прочитаю, почти во всех словах есть звук, с которым мы сегодня будем знакомиться. Если вы будете внимательными, вы его узнаете сами. (Воспитатель при чтении выделяет звук [ч] :
Дорогая тучка!
Поливай водичкой ручки,
Плечики и локоточки,
Пальчики и ноготочки.
Трем мочалкою коленочки,
Щеточкой трем хорошенечко
Пяточки, ступни и пальчики…
Чисто – чисто моем мальчика! (Звук «ч»)
2. Артикуляция звука [ч].
–губы округлены и выдвинуты вперед;
- зубы сближены;
- широкий кончик языка упирается в передний край неба;
- по середине языка идет толчкообразная воздушная струя.
Педагог сообщает детям, что[ч]- произносится мягко, нежно.
Закрепление нового материала.
1. Воспитатель: Послушайте, какая история однажды произошла с девочкой, которую звали Манечка.
На полянке, возле леса девочка Манечка собирала грибочки. Вдруг, откуда ни возьмись, появился большой лохматый медведь и спрашивает он грозным голосом:
- Что ты делаешь в моих владениях?
- Грибочки собираю для мамочки и папочки.
- Кто тебе разрешил? Вот заберу к себе! Будешь ухаживать за моим сыночком. Так и сделал. Посадил Манечку к себе на плечи и понс к своей берлоге.
2. Игра «Закончи слово»
а) одним звуком [ч]
А Манечка девочка умная была, она дорогу стала отмечать: бросать предметы, которые у нее были. Если вы закончите слово звуком[ч], то узнаете, какие это были предметы.
Клю…[ч]
Кала…[ч]
Обру…[ч]
Мя…[ч]
б) одним слогом
Дорога была длинной и Манечка стала бросать предметы, которые у нее еще остались. Если вы закончите слово слогом, то узнаете, какими предметами Манечка отмечала дорогу:
Плато…чек
Фарту…чек
Носо…чек
Значе…чек
Крюче…чек
Поясо…чек
Дошел медведь до берлоги. А в берлоге медвежонок сидит – ревет, есть просит. Жалко стало Манечке маленького мишку. Замесила она тесто, печь истопила, и испекла вкусные пирожки.
в) изменение слов с помощью уменьшительно-ласкательных суффиксов.
Наелся и уснул маленький медвежонок, а Манечка прибираться стала. Сначала вымыла большую миску, потом маленькую (мисочку, большую чашку, потом маленькую (чашечку, большую ложку – маленькую (ложечку).
Поправила большую подушку – маленькую … (подушечку, большую простынку – маленькую (простыночку).
Поставила на полку большую корзину маленькую (корзиночку) и т. д.
Пришел медведь домой, смотрит – в берлоге чистота и порядок. Говорит Медведь манечке: «Отпустил бы я тебя домой, да некому за Мишуткой моим присматривать». Тут мимо сорока пролетала, услыхала слова медведя и застрекотала: «Ничеготы, медведь, не знаешь. А в нашем лесочке, на зеленом лужочке, детский сад открылся для лесных зверят». Медведь и говорит девочке: «Ну что ж, отведешь Мишутку в детский сад, а потом иди домой, если дорогу найдешь. Не найдешь – у меня будешь жить».
Отвела Манечка Мишутку в лесной детский сад и дорогу домой нашла. А помогли ей предметы, которые она по дороге бросала.
Вспомните их дети. Дети отвечают развернутым предложением. Воспитатель поощряет ребенка, если он называет несколько предметов, используя интонацию перечисления. По необходимости педагог помогает детям вспомнить предметы.
Знакомство с буквой «Ч»
Мы познакомились со звуком [ч], а вот буква «Ч» -демонстрация графического изображения.
2Ч – вы правильно решили –
Пишут так же, как 4,
Только с цифрою, друзья,
Путать буквы нам нельзя».
Буквы выстро выстроились в ряд
И о чем – то говорят.
Игра «Найди место звука в слове»
Часы, чашка, чудо, чайка, чиж, мяч.
Физминутка
1-2- все вставайте
3-4- приседайте
5-6- повернитесь,
7-8- улыбнитесь
9-10- не зевайте, свое место занимайте.
Пальчиковая гимнастика.
Этот мальчик – осьминог
У него так много ног
Успевает он везде
И в учебе и в труде,
Потому, что осьминожка-
Это просто многоножка.
Слого-звуковой анализ слова ЧАШКА
В слове 2 слога, 5 звуков.
[ч] - согласный, мягкий. Обозначение цветом – зеленый.
[а] – гласный, ударный. Обозначение цветом – красный.
[ш] – согласный, твердый. Обозначение цветом – синий.
[к] – согласный, твердый. Обозначение цветом – синий.
[а] – гласный, безударный. Обозначение цветом – красный.
Воспитатель: ребята, составьте предложение из слов: чашка, разбить, Маша.
Дети составляют несколько вариантов предложений.
Выбираем: «Маша разбила чашку».
Воспитатель: Сколько слов в предложении? Ответы. Первое слово в предложении пишется с какой буквы? Ответы: Первое слово пишется с большой буквы.
Воспитатель: Запись предложения в тетрадь ведется каким образом?
Ответ ребенка: слева –направо.
Запись схемы предложения дети выполняют самостоятельно, один ребенок у доски.
Итог НОД:
Что нового узнали на занятии?
Ответы: познакомились со звуком [ч], узнали что этот звук согласный и всегда мягкий, узнали как печатать букву «Ч».