Майя
Конспект НОД по подготовке к обучению грамоте в подготовительной к школе группе «Звук и буква З» (продолжение)
▼ Скачать + Заказать документы
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа №4» г. Ангарска
(дошкольное отделение)
Конспект
непосредственно образовательной деятельности
по подготовке к обучению грамоте
в подготовительной к школе группе №3
Тема: «Звук и буква З (продолжение)»
Составил воспитатель
Беспалова Майя Александровна
Ноябрь 2018
Публикация «Конспект НОД по подготовке к обучению грамоте в подготовительной к школе группе „Звук и буква З“ (продолжение)» размещена в разделах
- Буква З и звуки [З], [З’]. Конспекты занятий
- Буквы. Знакомимся с буквами и звуками
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Обучение грамоте. Звуки, буквы, слоги
- Подготовительная группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» октябрь 2019
Цели и задачи:
1. Образовательная: Закрепить правильное произношение звука [З] в слогах, словах. Обучать звуко-слоговому анализу и синтезу. Знакомить с буквами, учить их пропечатывать; с понятием «ударение».
2. Развивающая: Развивать внимание, память, графические навыки, мелкую моторику; умение отвечать на вопросы полными предложениями.
3. Воспитательная: Воспитывать самостоятельность при выполнении письменных заданий, трудолюбие, уважение к товарищам и взрослому.
Атрибуты: предметные картинки (знак, замок, замок, схемы для звуко-слогового анализа слов «знак» и «замок», черный, синий и красный маркеры для доски, звуковые маркеры, магниты, образец слова «замок» пунктирными линиями. По количеству детей: схемы для звуко-слогового анализа слов «знак» и «замок», простые карандаши, звуковые пеналы, тетради логопедических заданий, синий и красный карандаши.
Предполагаемое время – 30 минут.
Ход НОД:
1. Организационный момент.
Воспитатель и дети встают в круг на ковре и приветствуют друг друга стихотворением «Здравствуй», сопровождая слова движениями.
Здравствуй, небо!
Поднять руки вверх.
Здравствуй, солнце!
Имитация движения – лучи солнца.
Здравствуй, земля!
Опуститься на корточки и коснуться пола.
Здравствуй, планета Земля!
Выпрямиться, нарисовать круг обеими руками.
Здравствуй, наша большая семья!
Взяться за руки.
Воспитатель: Ребята, вчера вы познакомились с новым звуком. Каким?
Дети: Мы познакомились со звуком [З].
Воспитатель: Кто скажет, какой он – звук [З]?
Дети: Звук [З] согласный, твердый, звонкий. Обозначается синим маркером.
Воспитатель: А какой буквой обозначается звук [З]?
Дети: Звук [З] обозначается буквой «З».
Воспитатель: Ребята, сегодня продолжим знакомство со звуком [З] и буквой «З».
2. Основная часть.
Дети проходят за столы и выполняют упражнение, стоя возле своих стульев.
Упражнение «Повтори, не ошибись».
Воспитатель: Слушай и запоминай. И красиво называй.
1. Все слова со слогом ЗА – роза, запахи, коза (мимоза, загадка, заноза).
2. Все слова со слогом ЗО – узоры, газоны, дозоры (Зоя, золото).
3. Все слова со слогом ЗЫ – вазы, козы, грозы (арбузы, морозы, березы).
4. Все слова со слогом ЗУ – везу, ползу, грызу.
Дети садятся за столы.
Игра «Отгадай-ка».
Воспитатель: Ребята, отгадайте загадки.
1. У дороги он стоит. Как надо ехать, говорит. (Знак.)
2. Не лает, не кусает, а в дом не пускает. (Замок.)
При отгадывании загадок воспитатель выставляет на доску соответствующую предметную картинку.
Упражнение «Составь схему».
Воспитатель: Ребята, а сейчас давайте сделаем анализ этих слов. У каждого на столе лист бумаги с изображением слова. В прямоугольнике вам нужно нарисовать линию, обозначающую количество слов, а ниже линии, обозначающие количество слогов в слое. Выполняем задание простым карандашом.
Самостоятельная деятельность детей. Один ребенок выполняет задание у доски. Воспитатель и дети проверяют, как он выполнил задание у доски, проверяют себя.
«Знак» - 1 слово – 1 линия. В слове «знак» 1 слог – 1 линия.
«Замок» - 1 слово – 1 линия. В слове «замок» 2 слога – 2 линии.
Воспитатель: А сейчас мы разберем эти же слова по звукам. На листе бумаги у вас клеточки для ваших звуковых маркеров. Вам нужно определить, из каких звуков состоит слово, и выложить звуковые маркеры по порядку в клеточки. Выполняем задание с помощью звуковых пеналов.
Самостоятельная деятельность детей. Один ребенок выполняет задание у доски. Воспитатель и дети проверяют, как он выполнил задание у доски, проверяют себя.
В слове «замок» 1-ый звук [З]. Он согласный, твердый, звонкий – обозначаем синим маркером. 2-ой звук [А]. Он гласный – обозначаем красным маркером. 3-ий звук [М]. Он согласный, твердый, звонкий – обозначаем синим маркером. 4-ый звук [О]. Он гласный – обозначаем красным маркером. 5-ый звук [К]. Он согласный, твердый, глухой - обозначаем синим маркером.
В слове «знак» 1-ый звук [З]. Он согласный, твердый, звонкий – обозначаем синим маркером. 2-ой звук [Н]. Он согласный, твердый, звонкий - обозначаем синим маркером. 3-ий звук [А]. Он гласный – обозначаем красным маркером. 4-ый звук [К]. Он согласный, твердый, глухой - обозначаем синим маркером.
Динамическая пауза.
Физкультурой заниматься
Захотелось смелым зайцам.
Собрались они в кружок,
Топчут беленький снежок.
Встать в круг на ковре и шагать на месте.
Дружно лапки поднимают,
Низко-низко опускают.
Нужно лапки развивать –
Сильными зайчикам стать.
Поднять руки вверх, подняться на носки, опустить руки вниз.
Лыжи зайцы привязали –
Заскользили, побежали.
Присесть на корточки, руки вперед.
С горочки вперед, назад –
Лыжам каждый зайка рад.
Перекаты с носки на пятку, руки на поясе.
Нужно зайкам закаляться,
Нужно силой запасаться.
Прыжки на месте на двух ногах, руки на поясе.
Накачали мышцы все –
Показали их лисе.
Имитация движения – накачивание мышц.
Знакомство с понятием «ударение».
Воспитатель: Ребята, есть слова, которые произносятся и печатаются одинаково, но могут обозначать разное. И отличить такие слова можно с помощью ударения. С помощью ударения мы выделяем голосом гласный звук. Вот на этой картинке что изображено?
Дети: На картинке изображен замок.
Воспитатель: Давайте позовем это слово.
Воспитатель и дети тянут слово, выделяя голосом звук [о].
Воспитатель: А если я позову это же слово, но выделю голосом звук [а]?
Воспитатель тянет слово, выделяя звук [а] и выставляет предметную картинку «замок».
Дети поочередно произносят оба слова, выделяя голосом звук [а] или звук [о].
Работа в тетрадях.
Воспитатель: Сейчас мы откроем страницу 49 и найдем занятие 45. Пунктиром у вас нарисовано наше сложное слово, которое может значить «замок», а может значить «замок». Давайте мы будем работать со словом «замок». Сейчас мы его обведем цветными карандашами, а потом вы пропечатаете это слово сами, отступив расстояние в мизинец.
Слов «замок». 1-ая буква синего цвета, 2-ая буква красного цвета, 3-ья буква синего цвета, 4-ая буква красного цвета, 5-ая буква синего цвета.
Воспитатель выполняет задание на доске, дети в тетрадях, сверяются.
3. Заключительная часть.
Воспитатель и дети встают на ковре в круг.
Воспитатель: Ребята, скажите, с каким звуком мы сегодня продолжили знакомиться?
Дети: Мы знакомились со звуком [З]. Он согласный, твердый, звонкий – обозначается синим маркером.
Воспитатель: Кто запомнил, с помощью чего мы выделяем голосом гласный звук? Что помогло отличить нам слова «замок» и «замок»?
Дети: Ударение.
Воспитатель: Ребята, вы сегодня молодцы. Мы выполнили все задания, и сейчас, кто хочет, может взять свои пеналы и раскрасить знак и замок.