Получи документы

Занятие по обучению грамоте «Поможем Незнайке»

Наталья Бирюкова
Занятие по обучению грамоте «Поможем Незнайке»
▼ Скачать + Заказать документы

ЗАНЯТИЕ ПО ОБУЧЕНИЮ ГРАМОТЕ

Тема: Поможем Незнайке

Программное содержание

Образовательные: учить детей проводить фонетический разбор слов; закрепить умение различать твердость и мягкость согласных; составлять схему предложений, определять первое, второе, третье слово в нем; формировать умение понимать учебную задачу и выполнять ее самостоятельно.

Развивающие: развивать внимание, логическое мышление.

Публикация «Занятие по обучению грамоте „Поможем Незнайке“» размещена в разделах

Воспитательные: воспитывать дружелюбное отношение друг к другу, умение слушать других, дисциплинированность, желание активно участвовать в ходе занятия.

Материал к занятию Индивидуальные карточки, простые карандаши, наглядный материал.

Ход занятия

Воспитатель. Ребята, я хочу рассказать вам о случае, который произошел со мной сегодня утром. Когда я шла в детский сад, то на высоком тополе увидела ворону. У неё в клюве был какой-то мешочек. И как только я подошла ближе к дереву, ворона громко каркнула, и мешочек упал прямо к моим ногам. Я подняла его и посмотрела, что в нем. И вот, что я увидела.

(Воспитатель достает записку с каракулями.)

Видите, ребята, какая-то бумажка с непонятными буквами. Из всех букв я узнала только одну, написанную внизу. А вы узнали эту букву?

Дети. Это буква «Н».

В. А как вы думаете, что она может обозначать?

(Дети рассуждают)

В. Может быть, это первая буква чьего-либо имени? Какие имена вы знаете, которые начинались бы на звуки «Н» и «Нь»?

(Дети отвечают)

В. А имя нашего друга, Незнайки, с какого звука начинается?

Дети. Со звука «Нь».

В. Ребята, мне кажется, это Незнайка прислал нам такую записку. Ведь он кроме буквы «Н» никакой другой не знает. Но непонятно, что он хотел нам написать? Ребята, в мешочке есть еще клубочек

(Воспитатель достает клубок). Смотрите, он прямо выпрыгивает из моих рук. Идемте скорее за ним. Он нас куда-то зовет.

(Дети подходят к фланелеграфу. На нем стоит конверт. Воспитатель берет его)

В. Ребята, смотрите, здесь какое-то письмо. Сейчас я его прочитаю: «Вы найдете своего друга, если справитесь с моими заданиями. Я хочу узнать, знаете ли вы звуки, буквы, умеете ли читать, составлять схемы предложений. Поспешите! Баба-Яга!»

Ребята, коварная Баба-Яга приготовила нам задания, с которыми нам обязательно нужно справиться. Нам нужно быть очень внимательными, иначе с Незнайкой может случиться беда. Вы готовы помочь ему? Тогда давайте посмотрим, что же это за задания?

(Дети садятся за столы)

Задание 1.

Прислушайтесь, ребята. Вы ничего не слышите? Кто это так тихо прошагал за окном? Кто прошел так тихо-тихо?

Ну, конечно, не слониха,

И, конечно, бегемот

Тихо так пройти не мог.

И никто из вас не слышал,

Как листок из почки вышел,

И услышать не могли вы,

Как зеленые травинки,

Сняв зеленые ботинки,

Тихо вышли из земли.

И подснежник тихо вышел.

И повсюду тишина.

Это значит, это значит:

Тише всех пришла ВЕСНА. В. Посмотрите на эти картинки. Какое время года изображено на них?

Д. Весна.

В. Почему вы так решили? На этой картине в лесу лежит снег. Я думаю, что это зима. А здесь я вижу цветы. Может быть, это лето?

Дети доказывают, что на картинках изображена весна, называют весенние признаки.

В. Вот теперь я вижу на всех картинках весна. А вы знаете, что у каждого слова есть слова-родственники. Этой зимой было много снега. Подберите слова-родственники к слову «снег» (снежок, снежинка, снежная, подснежник). А складывать наши слова мы будем в волшебную корзинку. А сейчас найдите слова-родственники к слову «весна» (весняночка, веснушки, весенние и т. д.).

О чем можно сказать «весенний»? (ручей, дождь, сад, день).

«Весенняя»? (вода, лужа, капель, проталинка, река).

«Весеннее?» (облако, настроение, солнце, небо, утро).

Придумайте определения к слову «весна». Какая она? (теплая, красивая, добрая, ранняя).

А сейчас отгадайте загадку?

Колобок, колобок,

Золотистый бок,

За елки нырнул,

Там крепко заснул,

К утру проснулся -

На весь мир улыбнулся. (Солнце) Доброе, хорошее,

На людей глядит,

А людям на себя

Глядеть не велит. (Солнце)

Д. Солнце

Как можно ласково назвать солнце? (Солнышко).

Молодцы! Вот сколько хороших и красивых слов мы вспомнили!

Задание 2.

Утром солнышко проснулось,

Потянулось, улыбнулось.

Стало в гости собираться

И лучами наряжаться.

Сегодня к нам в гости пришло солнышко. Солнышко дарит весне улыбку. А чтобы солнце грело нас еще больше, давайте нарядим его лучиками-правилами. Я буду начинать правило, а вы будете мне помогать.

1. Как называется страна, в которой живут буквы? (Азбука)

2. Как называется страна, в которой живут звуки? (Страна звуков)

3. Звуки бывают… (гласные и согласные)

4. Согласные звуки бывают… (мягкие и твердые)

5. Из чего состоят слова?

6. Какие бывают слова? (Слова бывают длинные и короткие.)

Д/и «Кто внимательней?» (Если длинное слово хлопнуть в ладоши, если короткое - промолчать)

В. Молодцы, ребята! Мы с вами справились и со вторым заданием и нарядили солнышко.

Задание 3.

В. Ребята, посмотрите, в следующем задании Баба Яга приготовила нам картинку. Нужно составить предложение по этой картинке. (Сюжетная картинка, под которой нарисована схема предложения из трех слов).

Из скольких слов должно состоять предложение? Почему?

(Дети отвечают и продумывают предложения)

В. А сейчас поиграем в игру-загадку. Я загадаю слово. Оно состоит из таких звуков: 1 звук – мягкий согласный, 2 – гласный, 3 – твердый согласный, 4 – снова гласный. (При этом воспитатель ведет указкой по модели, обращая на нее внимание детей.) Угадайте, какое это слово? Чтобы отгадать, вы должны знать, про что я загадала загадку. Вы спросите меня, живое это или нет, и вам сразу станет легче отгадывать: если живое, значит, это или человек, или животное, или растение, но тогда уже не нужно называть никакие предметы. А если неживое, то, наоборот, нужно узнать, к чему это относится. Спрашивайте!»

Д. Это живое или неживое?

В. Это живое. Вот мы с вами знаем, что я загадала кого-то живого. Что нужно дальше спросить? Живым бывает человек, зверь, рыба, птица.

Д. Это человек?

В. Нет, это не человек.

Д. Это птица?

В. Нет, это не птица, Это живое, но не человек и не птица. Кто еще может быть живым? Д. Это животное?

В. Да, это животное. Вот теперь подумайте, как легче всего узнать, какое это животное? Вы ведь знаете, какие бывают животные, как можно разделить всех животных?

Д. Домашние и дикие.

В. Очень хорошо! Это дикое животное. Теперь вы уже много знаете про мое слово. Что же это за слово? (Лиса)

В. Никто из вас, я знаю, не хочет быть похожим на маленького лентяя. Вы все встаете с утренними лучами и идете на свою работу – в детский сад. Вы трудитесь, получая новые знания. Солнышко приготовило для вас карточки – задания, у каждого ребенка они разные. Необходимо определить количество слогов в слове и провести звуковой анализ слов.

(Дети работают за столами самостоятельно.)

Физкультминутка «Весна»

Улыбаются все люди. (Пружинка с поворотом)

Весна, весна, весна!

Она везде, она повсюду

Красна, красна, красна! (Поднимают руки над головой и хлопают)

По лугу, лесу и полянке

Идет, идет, идет! (Ритмично шагают на месте)

На солнышке скорей погреться

Зовет, зовет, зовет! (Взмахивают обеими руками к себе)

И в ручейке лесном задорно

Звенит, звенит, звенит! (Ритмично щелкают пальцами)

По камушкам в реке широкой

Журчит, журчит, журчит! (Потирают ладошки)

Разносит запахи повсюду

Цветов, цветов, цветов! (Делают из пальцев «бутон»)

И все живое сразу слышит (Прикладывают руку к уху)

Весенний звон! (Хлопают в ладоши) В. Со всеми заданиями мы справились, а где Незнайка – так и не узнали. Может быть, клубочек нам подскажет? Смотрите, он снова зовет нас за собой.

(Дети находят еще одно задание)

Задание 4.

Выложите первую букву своего имени.

(Дети из палочек выкладывают буквы)

В. Ну что же, ребята, клубочек больше никуда не катится. Значит, Незнайка где-то здесь. Давайте его поищем.

Незнайки : «Ребята, как я рад вас видеть!»

В. А что случилось?

Незнайка : Я заблудился в лесу и попал к Бабе-Яге. Мне удалось послать вам записку. Вы прочитали ее?

В. Нет, Незнайка, как же мы можем ее прочитать? Ведь там одни каракули. И чтобы найти тебя, ребятам пришлось немало потрудиться. Баба-Яга приготовила нам трудные задания, но дети справились с ними. Давайте ребята расскажем Незнайке какие задания мы выполняли.

( Дети перечисляют задания: Сначала называли слова-родственники, придумывали определения к словам; наряжали солнышко лучиками-правилами; составляли предложения по схеме; работали по карточкам самостоятельно; выкладывали первую букву своего имени.)

Незнайка : Спасибо вам ребята. За вашу помощь я хочу угостить вас конфетами. А еще ребята я тоже хочу всему этому научиться.

В. Оставайся у нас, и ребята всему тебя научат!

Публикации по теме:

«Поможем Незнайке» — итоговое занятие по математике в подготовительной группе Задачи: 1. закреплять навыки детей в количественном и порядковом счёте; 2. совершенствовать умение составлять и решать задачи на сложение.

Конспект логопедического занятия по обучению грамоте в Подготовительной группе для детей с ОНР Тема: «Дифференциация Г — К» Тема: «Звуки и буквы Г – К». Лексическая тема: Водный и воздушный транспорт. Цель: Дифференциация звуков [Г- К].Задачи: Образовательные:.

Конспект непосредственной образовательной деятельности по развитию речи и обучению грамоте Тема: «Веселая викторина» Образовательная область: познавательная Интеграция образовательных областей: познавательная, социально-коммуникативная, речевая. Тип:.

Конспект НОД по обучению грамоте. Тема: «Путешествие в олимпийский Сочи». (подготовительная группа) Муниципальное бюджетное образовательное учреждение «Центр развития ребёнка – детский сад №129» Конспект непосредственно образовательной.

Конспект НОД по обучению грамоте в подготовительной к школе группе. Тема: «Знакомство со звуками [Б], [Б’], буквой Б».Конспект НОД по обучению грамоте в подготовительной к школе группе. Тема: «Знакомство со звуками [Б], [Б’], буквой Б». Цели: дать общее представление о звуке [Б], [Б’], учиться различать букву от звука, учиться определять место звука [Б], [Б’] в словах, составлять.

Конспект открытого ОД по развитию речи, обучению грамоте и математике для детей (6–7) Тема: «Путешествие на корабле».Конспект открытого ОД по развитию речи, обучению грамоте и математике для детей (6–7) Тема: «Путешествие на корабле». Образовательная область: познавательное развитие, художественная литература, физиче-ское развитие. Образовательная деятельность: введение.

Непосредственно образовательная деятельность по обучению грамоте в средней группе «Поможем Федоре» Непосредственно образовательная деятельность в средней группе по обучению детей грамоте Тема: «Поможем Федоре». Цель: ориентировка в звуковой.

Конспект занятия по обучению грамоте «Тома и Тема в гостях у детей»Конспект занятия по обучению грамоте «Тома и Тема в гостях у детей» Занятие по грамоте «Тома и Тема в гостях у детей». Цель: уточнение и закрепление о букве и звуке Т (ТЬ). Образовательные задачи: умение.

Занятие по обучению грамоте. Старшая группа. Тема: «Простые предложения. Звуковой анализ слова КОТ» Программные задачи: учить детей составлять простые предложения; продолжать учить детей проводить звуковой анализ слова; закреплять знание.

Занятие по обучению грамоте в подготовительной группе «Поможем звукам» Программное содержание: 1. Учить называть слова с заданным звуком, делить слова на слоги, учить умению составлять предложение по схемам.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Занятие по обучению грамоте «Поможем Незнайке»
Опубликовано: 15 ноября 2015 в 12:07
+7Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Занятие по обучению грамоте «Поможем Незнайке»» (включая файлы) размещена пользователем Наталья Бирюкова в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 5.
Для просмотра комментариев


РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД