Анна Офицерова
Конспект НОД по обучению грамоте в подготовительной к школе группе. Тема: «Знакомство со звуками [Б], [Б’], буквой Б».
▼ Скачать + Заказать документы
Цели
: дать общее представление о звуке [Б], [Б’], учиться различать букву от звука, учиться определять место звука [Б], [Б’] в словах, составлять слова, слоги с данным звуком, выполнять звукобуквенный анализ слов, учиться правильно определять количество звуков в словах; учиться правильно выполнять графический диктант по клеточкам; развивать связную речь, фонематический слух детей, пополнять словарный запас.
Оборудование
: «Светофоры», схемы предложений, пеналы для звукобуквенного анализа слов, линейки для определения количества звуков в словах, пуговицы, тетрадь, карандаш.
Публикация «Конспект НОД по обучению грамоте в подготовительной к школе группе, Тема: „Знакомство со звуками [Б], [Б’], буквой Б“,» размещена в разделах
- Буквы Б, П и звуки [Б], [П]. Конспекты занятий
- Буквы. Знакомимся с буквами и звуками
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Обучение грамоте. Звуки, буквы, слоги
- Подготовительная группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» март 2015
Ход занятия.
Ребята! Сегодня к вам в гости пришла БУКОВКА. Она хочет, чтобы вы изучили еще одну букву. А какую букву, вы должны узнать сами, выполнив ряд различных заданий от нее.
1. Игра в слова. Сядет тот, кто назовет:
«пушистые» слова (облако, вата, перо, шуба, кошка)
«белые» слова (молоко, мороженное, вата, снег, медицинский халат)
«колючие» слова (еж, елка, игла).
2. Определение количества слогов в словах с помощью хлопков. Назвать длинные и короткие слова. (Электричество, сыр, машины, дом, кит, садовник, холодильник, дым, яма, телевизор, экскаватор, кот).
3. Разучивание скороговорки
«У бабы бобы, у деда дубы». Работа в парах, по рядам, индивидуально в ускоренном произношении скороговорки. Какой звук слышится чаще всего в этой скороговорке? Какой звук я выделила голосом? (звук [Б], [Б’]).
4. Тема занятия. Сегодня мы с вами познакомимся с этим звуком. Отгадайте загадку:
Есть бубенчики на нем,
По нему мы громко бьем.
С ним сейчас играть мы будем,
Дайте в руки звонкий …
Дети: Бубен!
Сколько звуков [Б], [Б’] вы слышите в этом слове? Какие звуки вы знаете? (согласные, гласные, твердые, мягкие, звонкие, глухие). Давайте произнесем 1й звук. Назовите его. Произнести хором, индивидуально. Пропойте громко, тихо, протяжно, отрывисто. Что получилось, что нет? Какую преграду мы встречаем во рту, когда произносим этот звук? (губы, зубы, язык). Губы сворачиваются как трубочка и резко раскрываются, получается как маленький взрыв. Значит звук [Б] – какой? (согласный). Приложите ладонь к горлышку и произнесите этот звук еще раз. Горлышко работает? (да). Значит этот звук какой? (звонкий). Разбор 3го звука в слове «бубен» по аналогичной схеме. Сравните эти два звука [Б], [Б’]. Чем они похожи? Чем отличаются? (1-произносим твердо, 2- мягко). Каким цветом мы обозначим твердый согласный? (синим, мягкий согласный? (зеленым).
5. Игра «Придумай слово». Придумать слово, которое будет начинаться на звук [Б], [Б’].
6. А сейчас придумайте предложение с данным словом. И составите схему предложения с помощью «волшебных сундучков».
7. Игра «Светофор». Определение места звука [Б], [Б’] в словах. В этом нам поможет светофорчик. Он необычный. Мы будем искать только красный цвет. Если красный кружок в начале светофора, значит звук [Б], [Б’] находится в начале слова, если красный кружок находится в середине светофорчика, то звук [Б], [Б’] находится в середине слова, если красный кружок – в конце светофорчика, то звук [Б], [Б’] находится в конце слова. (Ботинок, бобр, зуб, батон, бобр, буква, боб, бетон, дуб, банан).
8. Игра «Линейка». Определить количество звуков в слове (с помощью этой линейки можно определять и количество слогов в словах). (дуб, банан, баран, борщ, зуб, бык, бита).
9. Физкультминутка. Я называю звуки, слоги, слова, а вы, если услышите звук [Б], [Б’] должны подпрыгнуть и хлопнуть в ладоши. Если звука [Б], [Б’] не услышали, то тихонько присесть. Н, п, б, ра, со, да, ба, ка, он, по, бу, би, со, ля, бы, ку, бык, сом, зуб, бабочка, мука, банан, зебра.
10. Игра «Закончи слова».
Ба…ран, тон, нан.
Бу…блик, ханка, бен.
Бо…тинок, лт,рщ.
Би…та, лет, вень.
Бы…к.
Ба…зар, ян, рин.
11. Звукобуквенный разбор слова БУКВА с помощью пеналов.
Б-[б]-согласный, твердый, звонкой.
У-[у]- гласный, ударный.
К-[к’]-согласный, твердый, глухой.
В-[в]- согласный, твердый, звонкий.
А-[а]- гласный, безударный.
12. Показ буквы Б. Ребята, вы сегодня познакомились со звуком [Б], [Б’], а сейчас посмотрите на букву Б. На что она похожа? Чем отличается звук от буквы?
13. Игра на развитие мелкой моторики. Сложить из пуговиц букву Б.
14. Работа в тетрадях. Диктант по клеточкам. Предварительно повторить стороны: лево, право, верх, низ.
15. Итоги. С каким звуком мы сегодня познакомились? Какое задание вам понравилось больше всего? Что было трудным?