Ольга Зыкова
Конспект занятия по обучению грамоте «Звуки [ж], [ш]. Согласные буквы Ж, Ш. Сочетания Жи, ши, же, ше»
▼ Скачать + Заказать документы
Цели занятия : закрепить имеющиеся знания детей о бук-
вах Ж, Ш; научить правильно читать и пи-
сать сочетания ЖИ, ШИ, ЖЕ, ШБ; форми-
ровать навыки орфоэпически правильного,
выразительного и осознанного чтения; раз-
вивать фонематический слух, умение вы-
бирать нужную букву, проводить звуковой
анализ слова.
Оборудование: альбом, простые, красные, синие и зеленые
карандаши (на каждого ребенка).
Ход занятия
I. Объяснение нового материала
1. Объяснение правила правописания сочетаний
Публикация «Конспект занятия по обучению грамоте „Звуки [ж], [ш], Согласные буквы Ж, Ш, Сочетания Жи, ши, же, ше“» размещена в разделах
- Буквы Ж, Ш и звуки [Ж], [Ш]. Конспекты занятий
- Буквы. Знакомимся с буквами и звуками
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Обучение грамоте. Звуки, буквы, слоги
- Обучение грамоте. Конспекты
- Согласные звуки
- Темочки
ЖИ, ШИ, ЖЕ, ШЕ (упражнение 1, с. 59).
Педагог: Рассмотрите картинку. Звуковички Гж] и [ш]
пруж(^)на Ж(^)ня ш(^)шка дж(~)м
выбрали себе подружек. С кем они подружились, а кого в
друзья не взяли? (Подружились с буквами И, Е. Не подру-
жились с буквами Ы, Э.)
Планы-конспекты занятий по обучению чтению 89
Звуковички [ж] й [ш] очень хотели, чтобы их тоже назы-
вали ласково, даже дружить решили с теми гласными, ко-
торые всегда помогали согласным стать мягкими. Но у них
ничего не получилось! Звуковички [ж] и [ш] очень огорчи-
лись, но остальные звуки их успокоили :
— Не расстраиваетесь, друзья! Все равно ваши имена
очень красивые и нужные.
Ребята, запомните! Читать и писать слоги и слова с бук-
вами Ж, Ш надо очень внимательно, чтобы их не обидеть.
Не забывайте, что звуки [ж], [ш] всегда твердые и дружат с
буквами И, Е.
2. Чтение слогов и слов (упражнение 2, с. 59).
Педагог: Прочитайте слоги и слова.
ЖИ же ЖИ ШИ
ШИ ше Ж6 ше
ЖЕ1 жо жу Ж6 ЖИ
ша шо шу ше ШИ
нож — ножи лужа — лужи груша — груши
ёж — ежи лыжа — лыжи крыша — крыши
уж — ужи кожа — кожи каша — каши
шея шелест джем Джек
шина шило пружина Джим
Педагогу очень важно добиться, чтобы дети сразу научились
правильно читать данные сочетания.
3. Закрепление знаний о правописании букв Ж и Ш
с гласными И, Е (упражнение 3, с. 59).
Педагог: Вставьте в слова пропущенные буквы Ы или И,
Е или Э.
Дети могут смотреть на картинку. Педагог проговаривает прави-
ло: «Шина — сочетание ШИ пиши с буквой И».
90 До школы шесть месяцев: срочно учимся читать
II. Закрепление изученного материала
1. Работа с текстом (упражнение 4, с. 60).
Педагог: Прочитайте текст. Найдите и подчеркните соче-
тания ЖИ, ШИ.
Жи-ли — бы-ли дед и ба ба. Жи-ли не ту-жи-ли. О-деж-ду
ши-ли, де-тям да-ри-ли. Ко-му жи-ле-ты и рем-ни. Ко-му ру-
ба-хи и шта-ны.
Гласные И, Е лучше подчеркивать красным, согласные Ж, 111 —
синим.
2. Работа с текстом. Закрепление навыка звукового ана-
лиза (упражнение 5, с. 60).
Педагог: Прочитайте и отгадайте загадку. Выполните
звуковой анализ слова пушинки.
Ка-ки-е пу-шин-ки
Из об-ла-ка — пе-рин-ки
Зем-лю ус-ти-ла-ют
А в ла-дош-ке та-ют?
3. Работа по различению звуков и букв Ш-Ж в словах (уп-
ражнение 6, с. 60).
Педагог: Рассмотрите картинки. (Шапка, жук, шмель,
жираф, шлем, жилет.) Соедините картинки на звук [ш] с
буквой Ш, а картинки на звук [ж] — с буквой Ж.
III. Подведение итогов занятия
Работа с итоговой информацией
Педагог читает выводы (альбом, с. 60) и проверяет, на-
сколько правильно и точно дети усвоили материал заня-
тия.