Наталья
Конспект занятия по обучению грамоте в старшей группе «Звук [М’]. Твёрдые и мягкие согласные»
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект занятия по обучению грамоте в старшей группе.
Тема: «Звук [М’]. Твёрдые и мягкие согласные».
Цель: познакомить детей с мягким звуком [ М’] и буквой М. Уточнить особенности сочетания твёрдых и мягких звуков с гласными Ы и И. Развитие внимания, воображения мелкой моторики рук.
Ход занятия.
I. Повторение ранее изученного материала.
Артикуляционная гимнастика.
Публикация «Конспект занятия по обучению грамоте в старшей группе „Звук [М’], Твёрдые и мягкие согласные“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Обучение грамоте. Звуки, буквы, слоги
- Согласные звуки
- Старшая группа
- Темочки
Ребята, давайте вспомним сказку о весёлом язычке.
Жил да был на свете весёлый язычок. У него был свой дом – рот. Стены – щёки (дети надувают щёки, окна – губы и зубы (дети улыбаются и показывают зубы). Язычок был очень аккуратный. Каждый день он наводил порядок в своё м домике: чистил стены (дети проводят языком по внутренней стороне щёк, потолок …по нёбу, мыл пол …по внутренней стороне нижней челюсти, протирал окна (дети широко открывают рот и проводят языком по верхним и нижним зубам).
Как-то раз весёлому язычку стало скучно. Он открыл окно (широко открывают рот, выглянул на улицу (высовывают вперёд язык, посмотрел по сторонам (движения языка в разные стороны, вверх, вниз. Увидел ворону и испугался, спрятался в свой домик (дети убирают язык внутрь) и закрыл окна (закрывают рот).
Ребята, произнесите звук, с которым мы познакомились на прошлом занятии? (М).
Дайте, пожалуйста, характеристику этому звуку. (Согласный, твёрдый).
Что получится, если подружатся гласный и согласный звуки? (Слог).
Давайте покатаем звук М на волшебном лифте (дети читают слоги)
МА АМ
МО ОМ
МУ УМ
МЭ ЭМ
МЫ ЫМ
ИМ
(обратить внимание детей на особенности сочетания твёрдых согласных со звуком [И]).
II. Знакомство с новым материалом.
Наши знакомые ёжик и лисёнок надоили целое ведро молока. Попрощавшись с коровой, они понесли молоко во двор соседнего дома. Там их уже поджидал теленок. Увидев молоко, он радостно замычал: «Мь- мь-мь». И принялся жадно пить. Дождавшись, когда телёнок выпьет всё молоко, игрушки спросили, почему он не живёт вместе с коровой. «Потому что мы по-разному мычим, - ответил телёнок. – Корова мычит М, а я ещё маленький и мычу [M’]. А это уже другой звук». «Значит, твой хозяин звук [М’],-догадался ёжик. «Да, звук [М’], - подтвердил телёнок. – И у него в хозяйстве есть только то, в названии чего есть звук [М’] : миски, метёлки, мячи, микстура, помидоры и много чего ещё».
Ребята, у какого звука живёт телёнок? ([М’]).
Сегодня мы поиграем со звуком [М’].
1. Ребята, звук [М’] спрятался в ответах на вопросы. Давайте найдём его, для этого нужно правильно ответить на вопросы:
---Чем пишут на доске? (Мелом)
---Как называется самый маленький палец на руке? (Мизинец)
---Какой транспорт перевозит людей под землёй? (Метро)
---Кто живёт в берлоге? (Медведь)
---Чем любит лакомиться Вини-Пух? (Мёдом)
---Кто следит за порядком на улице? (Милиционер)
2. Работа за столом.
Телёнок и корова живут в разных домиках. Почему? (Звуки [М] и [М’] – разные). Возьмите зеркало и произнесите по очереди звуки [М] и [М’]. Одинаково ли они произносятся? (Нет). При произнесении какого звука наши губы немного улыбаются? (При произнесении звука [М’]). Отложите, пожалуйста, зеркало и внимательно послушайте (воспитатель произносит звуки по очереди). Какой звук произносится мягко, а какой- твёрдо? Если звук М произносится твёрдо, значит он какой? (Твёрдый). А если звук [М’] произносится мягко, он какой? (Мягкий).
Давайте покатаем звук [М’] на волшебном лифте.
МЬА АМЬ
МЬО ОМЬ
МЬУ УМЬ
МЬЭ ЭМЬ
МИ ЫМЬ
(обратить внимание детей на особенности сочетания мягких согласных со звуком [Ы]).
3. Ребята сравните травку и лёд. Что из них мягкое, а что твёрдое?
Травка мягкая, зелёная, а лёд твёрдый, синий. Мягкие согласные звуки, как и травку, мы будем обозначать зелёным цветом, а твёрдые согласные, как и лёд – синим.
Ребята, я хочу поиграть с вами в очень интересную игру, но для этого вам нужно самим сделать две карточки. Перед вами лежат две пустые карточки, на них нужно написать звуковое обозначение слога МЫ и слога МИ. Давайте вместе сделаем эти карточки (дети изготавливают карточки с помощью цветных карандашей или фломастеров и проводится игра на внимание).
Я буду называть слово, а вы поднимайте карточку с обозначением слога, с которого начинается это слово (мыло, Миша, мир, мышка, миска, минус, мысли, минута, мимоза, мышь, милиция, мимо). Я очень рада за вас, вы отлично справились с заданием.
4. Работа в тетради.
Назовите, пожалуйста, картинки и определите, какие слова промычала корова, а какие – телёнок. Если в слове слышится звук [М], каким цветом мы обведём картинку? (Синим). А если звук [М’]? (Зелёным). Какие картинки вы обвели синим, а какие зелёным?
Пальчиковая и дыхательная гимнастики. «Цветок».
(Дети встают за стульчики.)
Наши красивые цветки
(Пальцы собраны в щепотки и «раскрываются».)
Расправляют лепестки,
(Руки разводят в стороны.)
Ветерок чуть дышит,
(Легко дуют и покачивают прямыми руками, ладони вверх.)
Лепестки колышет.
Наши красные цветки
Вырастают высоки.
(Потягиваются, одновременно энергично сжимая и разжимая пальцы.)
А мы их погладим
(Обнимают себя за плечи и поглаживают руки.)
И тихонько сядем.
5. Ребята, в правом нижнем углу нарисована буква ЭМ.
Вот качели – буква М!
Здесь качаться можно всем!
(Е. Тарлапан)
Эта буква обозначает два звука, твёрдый и мягкий, поэтому она разделена на две части. У ваших букв нет костюма. Давайте подарим букве М наряд. Карандашами какого цвета мы воспользуемся? (Синим и зелёным.)
6. Давайте напишем букву М (дети выполняют графический диктант по инструкции воспитателя.) Молодцы.
Что мы с вами знаем об этой букве? (Она обозначает два звука, твёрдый и мягкий.)
7. Ребята, у меня есть картина на которой спряталась буква М. Помогите, пожалуйста мне её найти (дети ищут букву на картинке.)
Гимнастика для глаз.
Какие у вас зоркие глазки. Давайте их похвалим. Закройте глазки и легко погладьте их ручками. А теперь откройте, посмотрите направо, налево, вверх, вниз.
Ребята, а на что похожа буква М? Превратите, пожалуйста, букву М в предмет.
III. Заключение. Обобщаем и подводим итог занятия. В конце детям предлагается поиграть в любимую игру.
Подвижная игра «Жмурки с колокольчиками».