МААМ-картинки

Конспект занятия по обучению грамоте в старшей группе «Звук [М’]. Твёрдые и мягкие согласные»

Наталья
Конспект занятия по обучению грамоте в старшей группе «Звук [М’]. Твёрдые и мягкие согласные»
▼ Скачать + Заказать документы

Конспект занятия по обучению грамоте в старшей группе.

Тема: «Звук [М’]. Твёрдые и мягкие согласные».

Цель: познакомить детей с мягким звуком [ М’] и буквой М. Уточнить особенности сочетания твёрдых и мягких звуков с гласными Ы и И. Развитие внимания, воображения мелкой моторики рук.

Ход занятия.

I. Повторение ранее изученного материала.

Артикуляционная гимнастика.

Публикация «Конспект занятия по обучению грамоте в старшей группе „Звук [М’], Твёрдые и мягкие согласные“» размещена в разделах

Ребята, давайте вспомним сказку о весёлом язычке.

Жил да был на свете весёлый язычок. У него был свой дом – рот. Стены – щёки (дети надувают щёки, окна – губы и зубы (дети улыбаются и показывают зубы). Язычок был очень аккуратный. Каждый день он наводил порядок в своё м домике: чистил стены (дети проводят языком по внутренней стороне щёк, потолок …по нёбу, мыл пол …по внутренней стороне нижней челюсти, протирал окна (дети широко открывают рот и проводят языком по верхним и нижним зубам).

Как-то раз весёлому язычку стало скучно. Он открыл окно (широко открывают рот, выглянул на улицу (высовывают вперёд язык, посмотрел по сторонам (движения языка в разные стороны, вверх, вниз. Увидел ворону и испугался, спрятался в свой домик (дети убирают язык внутрь) и закрыл окна (закрывают рот).

Ребята, произнесите звук, с которым мы познакомились на прошлом занятии? (М).

Дайте, пожалуйста, характеристику этому звуку. (Согласный, твёрдый).

Что получится, если подружатся гласный и согласный звуки? (Слог).

Давайте покатаем звук М на волшебном лифте (дети читают слоги)

МА АМ

МО ОМ

МУ УМ

МЭ ЭМ

МЫ ЫМ

ИМ

(обратить внимание детей на особенности сочетания твёрдых согласных со звуком [И]).

II. Знакомство с новым материалом.

Наши знакомые ёжик и лисёнок надоили целое ведро молока. Попрощавшись с коровой, они понесли молоко во двор соседнего дома. Там их уже поджидал теленок. Увидев молоко, он радостно замычал: «Мь- мь-мь». И принялся жадно пить. Дождавшись, когда телёнок выпьет всё молоко, игрушки спросили, почему он не живёт вместе с коровой. «Потому что мы по-разному мычим, - ответил телёнок. – Корова мычит М, а я ещё маленький и мычу [M’]. А это уже другой звук». «Значит, твой хозяин звук [М’],-догадался ёжик. «Да, звук [М’], - подтвердил телёнок. – И у него в хозяйстве есть только то, в названии чего есть звук [М’] : миски, метёлки, мячи, микстура, помидоры и много чего ещё».

Ребята, у какого звука живёт телёнок? ([М’]).

Сегодня мы поиграем со звуком [М’].

1. Ребята, звук [М’] спрятался в ответах на вопросы. Давайте найдём его, для этого нужно правильно ответить на вопросы:

---Чем пишут на доске? (Мелом)

---Как называется самый маленький палец на руке? (Мизинец)

---Какой транспорт перевозит людей под землёй? (Метро)

---Кто живёт в берлоге? (Медведь)

---Чем любит лакомиться Вини-Пух? (Мёдом)

---Кто следит за порядком на улице? (Милиционер)

2. Работа за столом.

Телёнок и корова живут в разных домиках. Почему? (Звуки [М] и [М’] – разные). Возьмите зеркало и произнесите по очереди звуки [М] и [М’]. Одинаково ли они произносятся? (Нет). При произнесении какого звука наши губы немного улыбаются? (При произнесении звука [М’]). Отложите, пожалуйста, зеркало и внимательно послушайте (воспитатель произносит звуки по очереди). Какой звук произносится мягко, а какой- твёрдо? Если звук М произносится твёрдо, значит он какой? (Твёрдый). А если звук [М’] произносится мягко, он какой? (Мягкий).

Давайте покатаем звук [М’] на волшебном лифте.

МЬА АМЬ

МЬО ОМЬ

МЬУ УМЬ

МЬЭ ЭМЬ

МИ ЫМЬ

(обратить внимание детей на особенности сочетания мягких согласных со звуком [Ы]).

3. Ребята сравните травку и лёд. Что из них мягкое, а что твёрдое?

Травка мягкая, зелёная, а лёд твёрдый, синий. Мягкие согласные звуки, как и травку, мы будем обозначать зелёным цветом, а твёрдые согласные, как и лёд – синим.

Ребята, я хочу поиграть с вами в очень интересную игру, но для этого вам нужно самим сделать две карточки. Перед вами лежат две пустые карточки, на них нужно написать звуковое обозначение слога МЫ и слога МИ. Давайте вместе сделаем эти карточки (дети изготавливают карточки с помощью цветных карандашей или фломастеров и проводится игра на внимание).

Я буду называть слово, а вы поднимайте карточку с обозначением слога, с которого начинается это слово (мыло, Миша, мир, мышка, миска, минус, мысли, минута, мимоза, мышь, милиция, мимо). Я очень рада за вас, вы отлично справились с заданием.

4. Работа в тетради.

Назовите, пожалуйста, картинки и определите, какие слова промычала корова, а какие – телёнок. Если в слове слышится звук [М], каким цветом мы обведём картинку? (Синим). А если звук [М’]? (Зелёным). Какие картинки вы обвели синим, а какие зелёным?

Пальчиковая и дыхательная гимнастики. «Цветок».

(Дети встают за стульчики.)

Наши красивые цветки

(Пальцы собраны в щепотки и «раскрываются».)

Расправляют лепестки,

(Руки разводят в стороны.)

Ветерок чуть дышит,

(Легко дуют и покачивают прямыми руками, ладони вверх.)

Лепестки колышет.

Наши красные цветки

Вырастают высоки.

(Потягиваются, одновременно энергично сжимая и разжимая пальцы.)

А мы их погладим

(Обнимают себя за плечи и поглаживают руки.)

И тихонько сядем.

5. Ребята, в правом нижнем углу нарисована буква ЭМ.

Вот качели – буква М!

Здесь качаться можно всем!

(Е. Тарлапан)

Эта буква обозначает два звука, твёрдый и мягкий, поэтому она разделена на две части. У ваших букв нет костюма. Давайте подарим букве М наряд. Карандашами какого цвета мы воспользуемся? (Синим и зелёным.)

6. Давайте напишем букву М (дети выполняют графический диктант по инструкции воспитателя.) Молодцы.

Что мы с вами знаем об этой букве? (Она обозначает два звука, твёрдый и мягкий.)

7. Ребята, у меня есть картина на которой спряталась буква М. Помогите, пожалуйста мне её найти (дети ищут букву на картинке.)

Гимнастика для глаз.

Какие у вас зоркие глазки. Давайте их похвалим. Закройте глазки и легко погладьте их ручками. А теперь откройте, посмотрите направо, налево, вверх, вниз.

Ребята, а на что похожа буква М? Превратите, пожалуйста, букву М в предмет.

III. Заключение. Обобщаем и подводим итог занятия. В конце детям предлагается поиграть в любимую игру.

Подвижная игра «Жмурки с колокольчиками».

Публикации по теме:

«В гостях у бабушки Загадушки». Конспект итогового занятия по обучению грамоте в старшей группе за второй квартал Программное содержание. 1. Учить узнавать, различать и выделять отдельные звуки; определять их позицию в слове (начало,.

Конспект занятия по обучению грамоте в старшей логопедической группе «Наш гость Мышонок» Конспект непосредственно образовательной деятельности в старшей логопедической группе. Тема занятия: «Звук «Ш». Наш гость- Мышонок». Цель.

Конспект занятия по обучению грамоте в старшей группе «Знакомство с согласным звуком» Цель: Закрепить гласные звуки. Формирование понятия согласного звука. Материал: Иллюстрации: дом, мак, шар, зеркало, мяч. Ход занятия:.

Конспект занятия по обучению грамоте в старшей речевой группе «Путешествие в сказку»Конспект занятия по обучению грамоте в старшей речевой группе «Путешествие в сказку» Программное содержание: Закрепить понятие слово, слог, буква, звук, предложение. Продолжать учить делать звуковой анализ слова, различать.

Конспект занятия по обучению грамоте в средней группе «Грамоте учиться всегда пригодится»Конспект занятия по обучению грамоте в средней группе «Грамоте учиться всегда пригодится» Грамоте учиться всегда пригодится. Конспект занятия по обучению грамоте в средней группе. Программные задачи:Учить детей интонационному.

Конспект занятия по обучению грамоте в старшей группеКонспект занятия по обучению грамоте в старшей группе Программное содержание: • продолжать учить детей проводить звуковой анализ слова, различать твердые и мягкие согласные звуки, ударные и.

Конспект занятия по обучению грамоте в старшей группе «Выделение звука [O] в начале слова» Задачи Образовательные: учить выделять первый звук в словах; учить подбирать слова, начинающиеся с заданного звука;.

Конспект занятия по обучению грамоте в старшей логопедической группе «Звуки [С], [С’]. Буква С» Цели: Коррекционно-образовательная: - уточнить и закрепить правильное произношение звуков С и СЬ, давать их полную характеристику; - учить.

«Королевство звуков» — конспект занятия по обучению грамоте дошкольников в старшей группе Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Центр развития ребенка – детский сад № 176» Открытое интегрированное.

Занятия по обучению детей грамоте в старшей группе Цель занятия: Закрепить представления детей о слове. Выделение гласных звуков из удобной позиции. Материал к занятию: Мяч, иллюстрации (аист,.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Конспект занятия по обучению грамоте в старшей группе «Звук [М’]. Твёрдые и мягкие согласные»
Опубликовано: 20 декабря 2015 в 10:22
+12Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Конспект занятия по обучению грамоте в старшей группе «Звук [М’]. Твёрдые и мягкие согласные»» (включая файлы) размещена пользователем Наталья в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 7.
Для просмотра комментариев


Приложение МААМ

РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД