Наталья Симонова
Культура поведения, культура общения, этикет как условие успешного развития детей дошкольного возраста
▼ Скачать +Заказ
Одним из основных принципов современной жизни является поддержание нормальных отношений между людьми и стремление избежать конфликтов. В свою очередь уважение и внимание можно заслужить лишь при соблюдении вежливости и сдержанности. Поэтому ничто не ценится окружающими нас людьми так дорого, как вежливость и деликатность. Но в жизни нам нередко приходится сталкиваться с грубостью, резкостью, неуважением к другому человеку. Причина здесь в том, что мы недооцениваем культуру поведения человека, его манеры. Культура поведения, общения, этикет являются важнейшими составляющими как внешнего взаимодействия с окружающим миром, так и внутреннего, духовного мира.
Публикация «Культура поведения, культура общения, этикет как условие успешного развития детей дошкольного возраста» размещена в разделах
- Вежливость, этикет, культура поведения и общения
- Культура поведения для детей
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Речевой этикет, культура общения
- Социализация. Социально-личностное и коммуникативное развитие
- Темочки
Культура поведения – неотъемлемая часть культуры человеческого общества. Выполнение каждым членом общества действующих в нем норм поведения, основанных на принципе: уважай общество и сограждан; считайся с ними и веди себя так, как хочешь, чтобы другие вели себя с тобой.
Что же такое культура поведения? Как соотносятся друг с другом этикет и культура поведения? Что из них важнее и нужнее для нашего общества, для педагога и его воспитанников?
Культура рассматривается современными исследователями как творческая созидательная деятельность по преобразованию природы и общества. Цель этой деятельности – синтез материальных и духовных ценностей, гармонизация человека с природой, обществом и самим собой (А. И. Арнольдов). В этой деятельности есть и интересующая нас область – поведение. Именно культура, историю которой Л. С. Выготский связывал с «историей человеческого духа», создает формы человеческого поведения.
Поведение (см. определение И. В. Дубровиной в книге «Мы живем среди людей: Кодекс поведения») – это образ жизни и действий, отражающий сущность личности человека, особенности его характера и темперамента, а также потребности, взгляды, убеждения, вкусы, привычки и желания. Культура поведения – это все то, что выработало человечество в области поведения, т. е. обычаи, традиции, нравы, привычки, этикет, а также связанные с поведением этические и эстетические взгляды. В результате огромной, длительной и тщательной работы общество постоянно поднимается на более высокий поведенческий уровень, включая в него все новые и новые явления. Культура поведения, являясь частью общечеловеческой, отражает состояние общественного развития и вместе с тем оказывает на него серьезное влияние. Ныне ведущее место принадлежит понятиям «культура поведения» и «поведенческая культура». Часто они воспринимаются как идентичные. Но, чтобы глубже проникнуть в суть рассматриваемого явления, эти два понятия, на наш взгляд, следует развести. Первое из этих понятий – культура поведения – относится к поведению конкретного человека, члена социума. Культура поведения – это совокупность форм и способов поведения, отражающих нравственные и эстетические нормы, принятые в обществе. Логично теперь обратиться к понятию «культура поведения дошкольника», определяемому современными педагогами (С. В. Петерина) как «совокупность полезных для общества устойчивых форм нравственного поведения в быту, в общении, в различных видах деятельности».
В глубокой древности человечество выработало определенные социальные нормы поведения, дающие возможность человеческому обществу существовать, функционировать и развиваться. Четко определялся круг возможных действий и поступков лиц, принадлежащих к тем или иным общественным слоям, имеющих различное социальное положение. Культура поведения помогает общению человека с окружающими, способствует обретению эмоционального благополучия, комфортного самочувствия и успешной жизнедеятельности. Культура общения людей основана на соблюдении определенных правил, которые вырабатывались человечеством на протяжении многих веков. Эти правила называются этикетом. Этикет – установленный в обществе порядок поведения, включающий в себя совокупность правил, регулирующих внешнее выражение взаимоотношений людей, проявляемое в обхождении, обращениях и приветствиях, поведении в общественных местах, манерах и внешнем облике человека. Этикет определяет формы, технику общения в различных жизненных ситуациях (как спорить, не обижая и не унижая собеседника, как принимать гостей, вести себя за столом, разговаривать по телефону, общаться в магазине с продавцом, знакомиться, как общаться с детьми и т. д.).
Следование правилам этикета, связанное всегда в нашем сознании с гармонией и общественным порядком, демонстрирует нравственную и эстетическую сущность человека и всего общества, которое требует вести себя не только правильно, по правилам этикета, но и в соответствии с нормами морали, сообразно понятию красоты, идеалу прекрасного, вызывая своим поведением эстетическое переживание. Тем самым этикет влияет на этическое и эстетическое развитие общества, способствует формированию эстетики чувств. Нравственные нормы лежат в основе этикетного поведения, а эстетика поведения – его необходимое условие.
Итак, этикет выполняет в обществе регулятивную, опознавательную, идентификационную, коммуникативную, этическую, эстетическую, воспитательную функции.
По форме этикет подразделяется на речевой и неречевой. Первый является вербальным (словесным) выражением уважительного отношения к людям и проявляется в словесной форме: в речи, манере обращений и приветствий, умении вести беседу, высказывать критическое замечание, участвовать в споре, говорить комплименты. Всегда и везде человеку сопутствует слово. От того, как и что мы говорим, зависят наши деловые и личностные контакты. В профессиональной подготовке воспитателя и руководителя дошкольного учреждения необходимо владение нормами и правилами речевого этикета, умение работать с воспитанниками, их родителями, коллегами через слово.
Неречевая форма этикета включает в себя поступки и действия, с помощью которых проявляется уважительное отношение к окружающим. Все действия, поступки, манеры человека, так или иначе, характеризуют его как хорошо воспитанного, владеющего поведенческой культурой, или, наоборот, как недостаточно подготовленного к жизни в современном обществе.
Общение – основное условие развития ребенка, важнейший фактор формирования личности, один из главных видов деятельности человека, устремленный на познание и оценку самого себя через посредство других людей.
Под общением понимается взаимодействие людей, направленное на согласование и объединение усилий с целью достижения общего результата (М. И. Лисина).
Речь – важнейшее средство общения. Нередко мы судим о людях по тому, что и как они говорят, какими собеседниками являются, как доносят до окружающих свои мысли, впечатления и знания. Словом можно укрепить человека в надежде, поддержать в трудную минуту, направить к серьезным жизненным достижениям, но можно внести в его душу сумятицу и неуверенность, привести к беде и даже смерти.
Культура общения – это та часть поведения, которая выражается главным образом в речи. Культура речи – сложное понятие. В быту, в обиходе под этим имеют в виду правильную, грамотную речь. Но культура речи – это еще и целая отрасль языкознания, называемая ортологией (правильная речь). Под культурой речи понимают владение нормами языка, то есть правилами произношения, ударения, грамматики и словоупотребления. Обычно с этих позиций оценивают правильную и неправильную речь (употребление как допустимое или недопустимое).
Культура речи – это также речевое мастерство, умение выразительно и доходчиво излагать мысли. Вершиной речевой культуры признается литературный язык. В. А. Сухомлинский обращал особое внимание на его значение в воспитании: «Речевая культура человека – это зеркало его духовной культуры. Важнейшим средством воздействия на ребенка, облагораживания его чувств, души, мыслей, переживаний являются красота и величие, сила и выразительность родного слова».
Обучение правильному и красивому поведению, в свою очередь, способствует речевому развитию воспитанника, т. е. расширение у него круга этико-поведенческих понятий достигается с помощью словарной работы. В речевом запасе дошкольника появляются такие понятия, как этикет, уважение, любовь, вежливость, общение и др.
Общение – процесс передачи и приема вербальной и невербальной информации. Речь является важнейшим компонентом общения, но не менее значимы все составляющие общения :
Выразительные движения. Любой эмоциональной реакции, любому эмоциональному состоянию присущи характерные моторные проявления (мимика, пантомимика, вокальная мимика).
Мимика – выразительные движения мышц лица. Мимика без слов говорит об определенных чувствах и настроениях ребенка. Бытует мнение о том, что эмоции, отражающиеся на лице, слышны лучше, чем речь. Улыбка ребенка сообщает о том, что он радуется, сдвинутые брови и вертикальные складки на лбу – сердится. О многом говорит взгляд. Он может быть прямой, потупленный, доверчивый, хмурый, вопрошающий, испуганный, невыразительный… Общее выражение лица может быть осмысленное, грустное, угрюмое, безразличное, самодовольное. Мимика бывает живой, вялой, бедной, богатой, маловыразительной, напряженной, спокойной.
Жесты бывают условными, указывающими, подчеркивающими, ритмичными, показывающими и эмоциональными. Жестикуляция может отличаться живостью, вялостью, бедностью, богатством, маловыразительностью, естественностью, спокойствием, порывистостью, робостью, энергичностью.
Пантомимика – это осанка и поза, которые играют важную роль в облике ребенка. Отрицательные эмоции съеживают его фигуру, положительные, наоборот, развертывают. Осанка формируется из положения головы и туловища. Голова может быть поставлена прямо, быть склоненной на бок, втянутой в плечи, откинутой назад. Позы бывают однообразными, разнообразными, естественными, искусственными, скованными… Общий вид ребенка может характеризоваться как напряженный, расслабленный, скованный, естественный, подавленный, развязный, распрямленный, сутулый, сгорбленный… Дети с бедной пантомимикой не в состоянии четко выразить свое эмоциональное состояние, они, возможно, и сами полностью не улавливают, что им сообщается бессловесным образом. Это затрудняет процесс коммуникации.
Чувство собственного достоинства. Дети, враждебно относящиеся к окружающим, не умеющие мирно, спокойно общаться, это дети, которым плохо. Они живут в своем мире, чувствуют себя нелюбимыми и не заслуживающими любви. Их отношение к людям вызывает ответную реакцию, от которой они сами же часто страдают.
Сопереживание. С ранних лет дети должны понять важность заботливого и сочувственного отношения к другим. Нужно научить их входить в положение собеседника или партнера по совместной деятельности, думать о том влиянии, какое их поведение, словесные высказывания могут оказать на других. Лучшее понимание состояния и чувств других людей способствует возникновению чувства симпатии между участниками общения.
Самоконтроль. Дети с низким уровнем самоуважения и сопереживания окружающим часто имеют низкий уровень развития самоконтроля. Они могут подчиняться контролю извне (со стороны взрослых, но сами не умеют контролировать свое поведение, речь. Общение тесно связано с деятельностью и само может рассматриваться как особый вид деятельности. Синонимом общения является термин «коммуникативная деятельность», основными функциями которой являются:
1. Организация совместной деятельности людей (согласование и объединение усилий для достижения общего результата);
2. Формирование и развитие межличностных отношений (взаимодействие с целью налаживания отношений);
3. Познание людьми друг друга.
Прививая детям правила поведения, культуру общения, умение строить взаимоотношения со взрослыми и сверстниками, взаимодействовать с окружающим миром – необходимо воспитывать такие нравственные качества в детях как сопереживание, искренность, доброжелательность, взаимопомощь, которые послужат фундаментом культуры поведения, уважительных форм общения. Подлинная культура поведения там, где поступки человека во всех ситуациях, их содержание и внешнее проявление вытекают из нравственных принципов морали и соответствуют им.
Вежливые, воспитанные дети всегда выделяются из толпы сверстников. Более того, во взрослую жизнь они входят, зная, что могут справиться даже с самыми сложными ситуациями, используя хорошо знакомые им вежливость, воспитанность и такт. Они оптимистично смотрят на жизнь, пользуются популярностью и умеют с лёгкостью заводить друзей. Воспитанные дети приучены уважать и понимать чувства и желания окружающих, они становятся ещё и прекрасными членами семьи и родственниками.
Все это говорит о значимости данной темы, и необходимости изучения и создания современных педагогических условий воспитания культуры общения, поведения у детей дошкольного возраста.
Список литературы:
1. Курочкина И. Н. Этика для детей и взрослых. – М. : Академия, 2001.
2. Курочкина И. Н. Современный этикет и воспитание культуры поведения у дошкольников. - М. : Владос, 2001.
3. Курочкина И. Н. О культуре поведения и этикете. // Дошкольное воспитание – 2003 №10.
4. Ломакина Т. Культура поведения, культура речи, речевой этикет. // Дошкольное воспитание – 2003 №8.
5. Шипицына Л. М., Защиринская О. В., Воронова А. П., Нилова Т. А. Азбука общения. – СПб. : Детство-пресс, 2007.
6. Шипицына Л. М., Защиринская О. В., Воронова А. П., Нилова Т. А. Основы коммуникации. Программа развития личности ребенка, навыков общения с взрослыми и сверстниками. – СПб. : Образование, 1995.