Инна Гирас
Конспект занятия по образовательной области «Развитие речи и культура речевого общения» на тему «Весна»
▼ Скачать + Заказать документы
Программное содержание: способствовать обобщению представлений о весне как времени года, о жизни животных, птиц, о погодных условиях в весеннее время; расширять и активизировать словарь детей по данной теме; закреплять умение составлять слова из слогов; продолжать учить составлять предложения из слов; закреплять умение отвечать на вопросы полным предложением. Развивать внимание, память, мышление, речь, творческие способности. Воспитывать навыки сотрудничества в игре; активности, инициативности, самостоятельности; формировать положительно-эмоциональное отношение к красоте весенней природы.
Публикация «Конспект занятия по образовательной области „Развитие речи и культура речевого общения“ на тему „Весна“» размещена в разделах
- Вежливость, этикет, культура поведения и общения
- Весна. Все материалы на весеннюю тему
- Весна. Конспекты занятий, НОД на весеннюю тему
- Весна. Конспекты по развитию речи
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Развитие речи. Конспекты занятий, НОД
- Речевой этикет, культура общения
- Социализация. Социально-личностное и коммуникативное развитие
- Темочки
Активизация словаря: Весна, весенние месяцы: март, апрель, май; приметы весны: становится тепло, тает снег, деревья просыпаются, появляются цветы; солнце, ручеёк, сосулька, цветы, птицы.
Подготовительная работа: Чтение стихотворений и рассказов о весне; рассматривание иллюстраций по теме; тематические прогулки; наблюдения; разучивание стихов, пословиц и поговорок, песен, игр.
Материал: модель года; мультимедийная презентация, рисунок Лесовичка, солнца, лучики, картинки с изображением животных, насекомых, карточки слогов, запись пения птиц.
Методы и приёмы: рассказ, беседа, наглядно-демонстрационный метод.
Ход занятия:
Воспитатель: Ребята, сегодня по дороге в детский сад меня встретил Лесовичок, он рассказал мне, что с весной произошла неприятность, ее в лесу задержал сильный порывистый ветер, он не хочет, чтобы к нам приходило весеннее тепло. Весна попросила Лесовичка обратиться к вам за помощью. Как вы думаете, мы сможем выручить Весну? Давайте попробуем. А чтобы ветер отпустил Весну, нам нужно выполнить все задания, которые передал Лесовичок. Вы готовы помочь?
Дети: Да, готовы!
Воспитатель: Вначале нам с вами нужно вспомнить, после какого времени года наступает весна, перед каким временем?
Дети: Весна наступает после зимы. Она бывает перед летом.
Воспитатель: Первое задание такое: нужно назвать приметы весны, а помогут нам в этом картинки (презентация по приметам весны). Начинать предложение нужно со слов - Весной.
(Дети составляют предложения с опорой на картинки: Весной небо высокое, голубое. Весной солнце светит ярко. Весной снег стал таять и потекли ручьи. Весной закапали сосульки с крыш домов. Весной появились проталины и первые цветы. Весной начинается ледоход. Весной на деревьях набухают почки. Весной птицы прилетают из тёплых стран. (Слайды 2-10)
Воспитатель: Ребята, как вы думаете, почему тает снег, лёд, бегут ручьи?
Дети: Снег тает потому, что солнышко стало сильнее пригревать.
Воспитатель: Наступит ли Весна, если солнце не будет светить и пригревать? Почему?
Воспитатель: А наше солнышко заколдовал ветер, все лучики у солнышка разметал, и оно стало грустным.
Воспитатель: Покажите мне, как солнышко грустит. А ведь оно главный помощник у весны. Ребята, что нужно сделать, чтобы солнышко стало веселым?
Воспитатель: Давайте придумаем красивые слова к солнышку.
Дидактическая игра «Подбери слово»
Солнце какое? (На доске круг, дети берут лучик называя ласковое слово прикладывают к кругу). Посмотрите, какое красивое солнышко у нас получилось, оно улыбается нам. Вот мы выполнили и второе задание.
Воспитатель: Скажите, какие изменения происходят весной в жизни животных?
Дети: Весной медведи просыпаются после зимней спячки, у них появляется потомство. Заяц меняет белую шубку на серую. Белка вновь становится рыжей. (Слайды 11-14)
Дидактическая игра «Найди животное»
Воспитатель: На столе перепутаны все животные, вам нужно выбрать только животных наших лесов.
Воспитатель: А как изменилась жизнь людей весной?
(Люди поменяли одежду с зимней на весеннюю. Взрослые сажают растения. Дети пускают кораблики.)
Воспитатель: Посмотрите на доску, оставил Лесовичек нам ещё одно задание. Оно не простое, вам нужно составить слова из этих слогов.
Дети составляют слова из слогов (вет-ка, ве-тер, поч-ки, лу-жа, кап-ли, тра-ва, де-ре-во).
Воспитатель: Молодцы, вы справились с этим заданием.
Физминутка:
Воспитатель: Руки подняли и помахали.
Дети: Это деревья шумят.
Воспитатель: В стороны руки и помахали.
Дети: Это к нам птицы летят.
Воспитатель: Быстро присели, руки сложили.
Дети: В норке зверюшки сидят.
Воспитатель: Встали и тихо на стулья все сели.
Дети: Дети учиться хотят.
Воспитатель: Каких насекомых вы знаете?
Дети: Муравьи, бабочки, кузнечики, пауки, мухи, гусеницы.
Воспитатель: Придумайте предложение с насекомыми из двух слов, из трёх, из четырёх.
Дети:
1. Бабочка летает.
2. Бабочка на цветке.
3. Бабочка высоко летает.
Воспитатель: Как вы думаете, кто обрадуется появлению насекомых?
Дети: Насекомым обрадуются птицы, потому, что насекомые - корм для птиц.
Воспитатель: А еще, чтобы выручить Весну, нам нужно вспомнить птиц, которые возвращаются из теплых краев, называть будем по очереди.
Воспитатель: Какие птицы прилетают первыми из тёплых стран?
Дети: Грачи. (Слайд №18)
Воспитатель: А какие последними?
Дети: Ласточки. (Слайд №19)
Воспитатель: А теперь отгадайте загадки.
Загадки
1. Новоселье у скворца
Он ликует без конца.
Чтоб у нас жил пересмешник
Смастерим ему. (Скворечник)
2. В голубенькой рубашке
Бежит по дну овражка. (Ручей)
3. Первым вылез из земли
На проталинке.
Он мороза не боится,
Хоть и маленький. (Подснежник)
4. Здесь на ветке чей-то дом,
Не дверей в нем, ни окон,
Но птенцам там жить тепло
Дом такой зовут. (Гнездо)
Воспитатель: Вот и пали чары злого ветра, мы хорошо поработали и ветер отпустил весну и у нас будет тепло. Какое красивое время года – весна. Про весну пишут стихи поэты, рисуют художники картины, композиторы пишут красивую музыку. Весна рада будет услышать стихи и в вашем исполнении, пожалуйста, кто расскажет?
(Дети рассказывают стихи о весне, на мониторе появляется картинка весенней природы). (Слайды 20-21)
Игра “Воробышки и дождик” (развитие умения действовать по команде, развитие умения декламировать стихи хором, сплочение детского коллектива).
Дети ходят врассыпную, хлопают в ладоши, притопывая под текст:
Воробей с березы на дорожку прыг!
Больше нет морозов чик-чирик!
По сигналу “Дождик пошел, скорей домой!” все бегут и прячутся под зонтик, который держит взрослый.
Воспитатель: Молодцы, ребята!
- Дети, о каком времени года мы говорили сегодня?
- О весне.
- Какие весенние месяцы вы знаете?
- Март, апрель, май.
- Какие признаки весны вы знаете?
- Весной становится теплее, солнце сильно нагревает землю, появляются цветы и трава, тает снег, прилетают птицы из тёплых стран.
- Молодцы, все сегодня хорошо поработали.