Татьяна Гунина
Развитие навыков речевого общения у детей 4-го года жизни в театрализованных играх
▼ Скачать + Заказать документы
В психологии принято положение, что основным средством формирования сознания и произвольности является речь.
Именно благодаря речи ребенок становится способным посмотреть на себя как бы со стороны, рассматривать себя и свои действия как некоторый объект, который можно изменить. Кроме этого, речь помогает ребенку овладеть собой через планирование своего поведения.
В связи с этим Галигузова Л. Н., Смирнова Е. О. считают, что средством формирования произвольного, осознанного поведения является речевое общение, включенное в деятельность ребенка, что дает определенную "точку опоры" для управления своим поведением.
Публикация «Развитие навыков речевого общения у детей 4-го года жизни в театрализованных играх» размещена в разделах
- Коммуникативные игры, для развития навыков общения
- Логопедические и речевые праздники и развлечения. Сценарии
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Развитие речи. Речевые игры, дидактические пособия
- Социализация. Социально-личностное и коммуникативное развитие
- Театр. Театрализованная деятельность
- Темочки
Первым шагом на этом пути может стать совместная с взрослым игра, которая является традиционным, признанным методом обучения и воспитания дошкольников. [2, 45 ].
В игре ребенок накапливает знания, развивает способности, формирует познавательные интересы.
В педагогике делались неоднократные попытки изучить и описать каждый вид игры с учетом его функций в развитии детей, дать классификацию игр. Одним из первых тезис об игре как особом средстве воспитания выдвинул Ф. Фребель.
Вместе с этим, многими педагогами и психологами были даны характеристики игр детей, выделены ее особенности (К. Грос, Н. К. Крупская, П. Ф. Лесгафт, Ф. Фребель и другие). [22, 270 ].
В последние годы проблема классификации детских игр вновь стала привлекать внимание ученых. Появилась новая классификация детских игр, разработанная Новоселовой С. Л. В основе ее классификации лежит представление о том, по чьей инициативе возникают игры (ребенка или взрослого).
Выделяют три класса игр.
Во-первых, игры, возникающие по инициативе ребенка – самостоятельные игры, которые в свою очередь подразделяются на:
1) игра – экспериментирование;
2) самостоятельные сюжетные игры;
- сюжетно-отобразительные,
- сюжетно-ролевые,
- режиссерские,
- театрализованные.
Во-вторых, игры, возникающие по инициативе взрослого, который внедряет их с образовательной и воспитательной целями, а именно:
1) игры обучающие;
- дидактические,
- сюжетно-дидактические,
- подвижные;
2) досуговые игры:
- игры-забавы,
- игры-развлечения,
- интеллектуальные, празднично-карнавальные,
- театрально-постановочные.
В-третьих, игры, идущие от исторически сложившихся традиций этноса (народные, которые могут возникать по инициативе как взрослого, так и более старших детей, которые делятся на традиционные или народные. Исторически они лежат в основе многих игр, относящихся к обучающим и досуговым. [ 3, 272 ].
В этой классификации особое место занимают театрализованные игры.
По мнению Артемовой Л. В., театрализованные игры учат детей анализировать, развивают эмпатийные и эстетические способности. [3, 15 ].
Следовательно, именно в театрализованной деятельности у детей развиваются навыки речевого общения, так как общение без эмоций, мимики, жестов, слов невозможно.
Кроме этого Маханева М. Д. считает, что источником развития чувств, глубоких переживаний и открытий ребенка, приобщая его к духовным ценностям является театрализованная деятельность. [4, 4 ].
Анализ психолого-педагогической литературы позволяет констатировать, что точного определения понятия "театрализованная деятельность" нет. Можно отметить, что театрализованная деятельность – игра, построенная на основе литературных произведений.
В связи с этим, Маханева М. Д. отмечает, что театрализованная деятельность (игра) – важнейшее средство развития у детей эмпатии, то есть способности распознавать эмоциональное состояние человека по мимике, жестам, интонации, умения ставить себя на его место в различных ситуациях. [4, 5 ].
Существует много разновидности театрализованных игр, отличающихся художественным оформлением, а главное – специфико1й детской театрализованной деятельности.
В частности, Козлова С. А., Куликова Т. А. определяют театрализованные игры как разыгрывание в лицах литературных произведений. По их мнению особенностью театрализованных игр является готовый сюжет, а значит деятельность ребенка во многом предопределена текстом произведения. [3, 301 ].
Вместе с этим, Артемова Л. В. театрализованные игры подразделяет на группы: с одной стороны, режиссерские игры, а с другой – игры-драматизации.
Кроме этого, режиссерские игры автор классифицирует на:
1) настольный театр, в который включает театр игрушек и картинок;
2) стендовый театр, в который входят стенд-книжка, фланелеграф, теневой театр.
Можно отметить, что для настольного театра игрушек автор предлагает использовать самые разнообразные игрушки и поделки. Главное, чтобы они устойчиво стояли на столе и не создавали помех при передвижении. В театре картинок персонажи и декорации – картинки, действие которых ограничены. Состояние персонажа, его настроение передается интонацией играющего. Персонажи появляются по ходу действия, что создает элемент сюрпризности.
В отличие от настольного театра, стендовый театр имеет свои особенности.
Например, стенд-книжка представляет собой количество иллюстраций, которые очень разнообразны. Переворачивая листы стенда-книжки, ведущий демонстрирует различные сюжеты, события., встречи, которые происходят в пути. Картинки на фланелеграфе используются для изображения массовых сцен, рассказа сказок. Картинки удерживает фланель, которой обтянуты экран и оборотная сторона картинки.
Разнообразным видом театра является теневой театр, для которого необходим экран из полупрозрачной бумаги, черные плоскостные фигурки (персонажи) и яркий источник света за ними, благодаря которому персонажи отбрасывают тени на экран. Показ сопровождается звучанием.
В том числе, Артемова Л. В. выделяет несколько видов игр-драматизаций дошкольников, которые являются наиболее распространенными. Участвуя в них, как указывает автор, ребенок входит в образ, перевоплощается в него, живет его жизнью.
Игры-драматизации подразделяются на три подвида: во-первых, игры-драматизации с пальчиками; во-вторых, игры-драматизации с куклами бибабо; в-третьих, импровизация.
Пальчиковый театр хорош тогда, когда надо одновременно показать несколько персонажей. Атрибуты ребенок надевает на пальцы, сам действуя за персонажа. По ходу действия ребенок двигает одним или всеми пальцами, проговаривая текст, передвигая руку за ширмой.
В играх-драматизациях с куклами бибабо на пальцы руки надевают куклу-перчатку. Движения ее головы, туловища осуществляется с помощью движений пальцев, кисти рук человека.
В отличие от игр-драматизаций с пальчиками и куклами бибабо, импровизация представляет собой разыгрывание темы, сюжета без предварительной подготовки. К ней подготавливают все предыдущие виды театра. Это наиболее сложная, но в то же время интересная игра. [1, 9 ].
Итак, театрализованные игры, по мнению Артемовой Л. В., развивают по заранее подготовленному сценарию, который ведет за собой игру. А источником театрализованных игр является окружающий мир, который выступает в роле опоры для творчества педагога и детей. [1, 10 ].
Как было отмечено ранее, театрализованные игры связаны с вербальными и невербальными средствами общения, которые помогают сделать речь эмоциональной, выразительной и тому подобное.
Большое влияние на детей оказывают жесты, мимика, интонация голоса взрослого. Дети 4-го года жизни очень эмоциональны, подвижны, экспрессивны, и эти моменты можно воплотить в театрализованную игру, которая полна творчества, экспрессии, динамичности, выразительности.
Кроме этого, детей знакомят с разными видами театра, знания которых они смогут использовать в самостоятельной творческой деятельности. Именно в игре ребенок чувствует себя непринужденно, свободно. Игра – это стихия ребенка, его мир, в котором все для него понятно и знакомо, где он сможет воплотить свое творчество, воображение.
Слушая внимательно сказку и смотря театр, дети наблюдают за ситуациями, которые встречаются в их жизни. В ходе общения с игровым персонажем, по его просьбе, дети с желанием хотят ему помочь в трудной ситуации, радуются за него, когда он весел, играют в игры, которые предложил герой сказки. Сказка помогает ребенку понять, что хорошо и что плохо, знакомит с новыми словами, обогащая словарь, развивает его всесторонне.
В том числе, общаясь со сверстниками и с взрослыми в ходе театрализованных игр, дети узнают о правилах поведения в ходе разговора, отмечают ошибки героев сказки, стараются быть послушными, внимательными, радовать окружающих.
Также в театрализованных играх дети упражняются в общении, входя в образ персонажа, используя мимику, жесты, слова, чувствуя себя раскованно, что развивает у них эмпатийные способности, выразительность речи.
Тем не менее, театрализованные игры носят и воспитательный характер. Участвуя в них, дети знакомятся с окружающим миром во всем его многообразии через образы, краски, звуки, а умело поставленные вопросы заставляют их думать, анализировать, делать выводы. [3, 9 ].
Таким образом, для развития навыков, речевого общения необходимо создание таких условий, в которых каждый ребенок мог бы проявить свои эмоции, чувства, желания и взгляды, причем не только в обычном разговоре, но и публично, не стесняясь присутствия посторонних слушателей. В том огромную помощь могут оказать театрализованные игры в дошкольных образовательных учреждениях. Они всегда радуют детей и пользуются у них неизменной любовью. Воспитательные возможности театрализованной деятельности широки. Участвуя в ней, дети знакомятся с окружающим миром во всем многообразии через образы, краски, звуки. С умственным развитием тесно связано и совершенствование речи. В процессе работы над выразительностью реплик персонажей, которые ставят детей перед необходимостью ясно, четко, понятно изъясняться, у него улучшается диалогическая речь, ее грамматический строй.
Следовательно, театрализованная деятельность позволяет ребенку решать многие проблемные ситуации опосредованно от лица персонажа. Это помогает преодолевать робость, неуверенность в себе, застенчивость.
Все эти моменты помогают развить у детей навыки речевого общения в театрализованных играх.
1. Артемова, Л. В. Театрализованные игры дошкольников. – Москва, 1991. – 20 с.
2. Галигузова, Л. Н., Смирнова, Е. О. Искусство общения с ребенком от года до 6 лет. – Москва, 2004. – 120 с.
3. Козлова, С. А., Куликова, Т. А. Дошкольная педагогика. – Москва, 2002. – 416 с.
4. Маханева, М. Д. Театрализованные занятия в детском саду. – Москва, 2003. – 128 с.