Ступина Вилена Генриховна
Занятие по музыкальному воспитанию детей старшей группы «Музыка в картинах» (по творчеству М. П. Мусоргского)
▼ Скачать + Заказать документы
Занятие по музыкальному воспитанию детей старшей группы (по творчеству М. П. Мусоргского
Выполнила: Ступина Вилена Генриховна, музыкальный руководитель МБДОУ Д/С №1 «Красная Шапочка» г. Котельниково Волгоградской области.
Занятие: интегрированное «Музыка в картинах»
Группа: старшая.
Публикация «Занятие по музыкальному воспитанию детей старшей группы „Музыка в картинах“ (по творчеству М, П, Мусоргского)» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Музыка. Конспекты музыкальных занятий
- Мусоргский М.П. Композитор
- Старшая группа
- Экология для детей. Дошколята - защитники природы
- Темочки
Тема: Знакомство старших дошкольников с творчеством М. П. Мусоргского
(на основе произведений из фортепианной сюиты «Картинки с выставки»).
Цель: создание условий для развития предпосылок ценностно - смыслового восприятия и понимания музыкальных произведений.
Задачи:
- содействовать становлению эстетического отношения к миру через приобщение к русской музыкальной культуре, воспитывать художественный вкус;
- обогащать музыкальные впечатления детей, развивать способности осмысленно воспринимать эмоционально - образное содержание музыки (анализировать, сравнивать, понимать замысел композитора, находить личностный смысл).
- создать условия для эффективного развития творческих способностей дошкольников различных видах музыкальной деятельности (восприятии, пластике, двигательной импровизации, развивать воображение и фантазию;
- воспитывать эмоциональную отзывчивость при восприятии музыкальных произведений.
1 Организационный момент
Цель, которая должна быть достигнута воспитанниками:
- подготовиться к совместной музыкальной деятельности на занятии.
Цель, которую хочет достигнуть педагог на данном этапе:
-создание ситуации готовности детей к сотрудничеству в различных видах музыкальной деятельности.
Задачи:
- создать положительный эмоциональный настрой;
- создать мотивационную ситуацию для достижения цели занятия;
- расширять кругозор и словарный запас, познакомить со словами «экскурсия»,
«экскурсовод», «экспонаты».
Методы:
-словесные, наглядные, слуховые;
- эмоциональный тон педагога.
Дети входят, их приветствует педагог:
М. Р. : «Солнышка лучики нам в окошко светят,
Самые лучшие дети вы на свете!
Друзьям своим вы улыбнитесь
Песнею веселой друг с другом поделитесь!
Исполняется песня «Доброе утро» М. Картушиной.
Раздается звонок.
Голос: «Дорогие ребята, нам очень нужна ваша помощь! В нашем городском музее проходит выставка под названием «Живопись и музыка». К сожалению, наша работница Зинаида Петровна заболела, и теперь некому рассказывать посетителям о картинах и музыке к ним. Я слышала, что вы большие знатоки музыкального творчества русских композиторов. Обращаемся к вам с просьбой - стать на некоторое время нашими помощниками и провести экскурсию по выставке. Очень надеемся на вас!»
М. Р. : Что мы ответим, ребята? Согласны? (ответы детей)
Мы согласны!
М. Р. : С чего же мы начнем? (ответы) Что значит экскурсия?
(ответы детей) Это путешествие по выставке. А экскурсовод – это человек, который… (дети продолжают, который знакомит посетителей с выставочными образцами, т. е. экспонатами, рассказывает об истории создании, авторах (слайд 2). Быть экскурсоводом – очень ответственное дело! Прежде чем знакомить с предметами выставки других, надо хорошо изучить их самим. Готовы потрудиться? Тогда вперед!
2. Повторение изученного материала
Цель, которая должна быть достигнута воспитанниками:
- усвоение, закрепление раннее изученного материала.
Цель, которую хочет достичь педагог:
-совершенствовать музыкальную память через узнавание знакомых мелодий по отдельным фрагментам.
Задачи:
- эмоционально откликаться на музыку яркого образного характера;
- расширять словарный запас, активно используя в речи различные определения характерных особенностей музыки, вводить больше прилагательных, обозначающих эмоциональное состояние (неторопливая, раздольная, важная, коварный, угрюмый, злобный, заброшенный, мрачный, таинственный);
- стимулировать творческую активность в различных видах деятельности.
Методы организации:
- словесные, наглядные, ИКТ, слуховые.
Методы стимулирования:
Одобрение, похвала.
Методы оценивания : оценка воспитателя.
М. Р. : В прошлый раз мы говорили с вами о том, что музыка и живопись взаимосвязаны. В искусстве существует немало примеров, когда композиторы сочиняли музыку к картинам художников. Сегодня мы продолжим разговор об этом.
Итак, перед нами замечательные картины русского художника Виктора Гартмана (слайд 3)
Вспомните, пожалуйста, кто написал музыку к этим картинам? (слайд 4) (ответы).
М. Р. : Правильно, русский композитор Модест Петрович Мусоргский. Он сочинил фортепианную сюиту «Картинки с выставки» после того, как увидел на выставке картины своего друга – художника. Его произведение состоит из нескольких небольших музыкальных пьес. Отрывок из одной вы сейчас услышите снова.
Звучит фрагмент «Прогулки».
М. Р. : Как называется этот отрывок?
Ответ: «Прогулка».
(слайд 5)
М. Р. : Да, вы правы. Эта мелодия звучит перед каждой из музыкальных картин и является связующим звеном между ними. Что можно сказать о характере музыки «Прогулки»?
Ответы: она звучит уверенно, спокойно, раздольно как русская песня.
М. Р. : Замечательно! И вот мы, вместе с композитором, начинаем путешествие по выставке. Подходим к первой картине. Как же она называется? (Слайд 6)
Ответ: «Гном».
М. Р. : Вас назвали знатоками русской музыки, так вот задание для вас: сейчас вы услышите отрывки из трех разных пьес Мусоргского «Картинки с выставки». Кто первый узнает музыку «Гнома» поднимайте руки!
Звучат отрывки из пьес «Два еврея», «Гном».
М. Р. : Вы настоящие меломаны! А как вы узнали музыку
«Гнома»?
Дети: Музыка была резкой, угловатой, неуклюжей. Гном хитрый, злой, коварный.
М. Р. : Молодцы! Вы очень точно дали определение характера Гнома и музыки, которая его нарисовала.
Как называется следующая музыкальная картинка?
Звучит отрывок из пьесы «Старый замок».
М. Р. : (ответы). Слайд 7. Правильно, это «Старый замок». Что вы чувствовали, когда слушали эту музыку?
Ответы: грусть, печаль, тоску.
М. Р. : В прошлый раз мы решили стать сказочниками, придумать свою волшебную сказку про старый замок, заброшенный и мрачный, таинственный и пустынный. Кто же поделится с нами своим сочинением? (вызывается по желанию 1 человек).
Итак, мы сейчас представим дорогим слушателям свой вариант сказки «Старинный замок» на музыку Модеста Петровича Мусоргского.
Педагог исполняет муз. произведение, ребенок рассказывает свою сказку.
М. Р. : Аплодисменты, пожалуйста! Молодец, спасибо!
Как вы считаете, получилось у нас с (имя ребенка) перенести вас сказочный мир музыки М. П. Мусоргского?
(ответы детей, краткий анализ педагога).
М. Р. : Мне кажется, из вас не только хорошие экскурсоводы получатся, но и замечательные сказочники, и литературные критики тоже.
3. Изучение нового учебного материала.
Цель, которая должна быть достигнута воспитанниками:
воспитание эмоциональной отзывчивости на музыку яркого образного характера.
Цель, которую хочет достичь педагог на данном этапе:
развивать способности осмысленно воспринимать эмоционально - образное содержание музыки.
Задачи:
- раскрыть и сравнить художественный замысел композитора и художника,
- понять и передать средствами мимики и пантомимики (в игре) образное содержание музыки;
- создавать условия для развития воображения, фантазии.
- обеспечить двигательную активность.
Методы организации:
- словесные, наглядные, слуховые, игровые.
Методы стимулирования:
Одобрение, похвала.
М. Р. : Дорогие юные друзья музыки, для вас приготовлена следующая загадка. Перед вами две работы художника Виктора Гартмана.
(Показ слайдов (8) -«Катакомбы» «Избушка на курьих ножках»)
М. Р. : Их названия для вас будут секретом. Разгадать название одной из них поможет музыка Модеста Петровича Мусоргского.
Исполняется пьеса «Избушка на курьих ножках».
М. Р. : Какую музыку вы услышали?
Ответы: страшную, злую, сердитую, грубую.
М. Р. : Да, характер музыки – колючий, угрожающий. Чтобы вы нарисовали, услышав такую музыку? Как бы вы назвали эту картину?
Дети: (Ответы)
М. Р. : А теперь посмотрите на картины Гартмана, как выдумаете – какая картина вдохновила композитора написать эту музыку?
Ответы - предположения.
М. Р. : Да, ребята, ответить на этот вопрос сложно. Дело в том, что композитор Мусоргский увидев эту картину, написал музыку, которая совершенно не отвечает замыслу художника.
М. Р: Что изображено на этом рисунке? (слайд 9)
Ответы: красивый игрушечный домик.
М. Р. : На нем изображены часы, сделанные в виде жилища, Кто бы мог жить в таком кокетливом, нарядном домике? (ответы).
М. Р. : Нам поможет ответить на этот вопрос загадка:
«Эта старушка не любит детей
Часто пугают ей малышей.
У бабушки есть костяная нога,
Зовут же старуху…»
Дети: Баба Яга.
М. Р. :. Да, да, не удивляйтесь, это домик Бабы - Яги! У художника домик Бабы-Яги скорее это украшение или игрушка. Композитор же сделал домик в музыке совершенно другим.
Однажды в Академии художеств был маскарад. Самые разные маски кружились в вальсе. Вдруг появилась Баба Яга: рыжие космы, ноги в лаптях, мохнатая шапка надвинута на глаза, костлявые руки, страшные глаза на размалеванном лице. Трудно было узнать Мусоргского в этом костюме, но это был он. Быстро семенил ногами, что-то бормотал себе под нос, размахивал громадной метлой.
Вот такую Бабу Ягу композитор и изобразил в пьесе «Избушка на курьих ножках». Вы правильно почувствовали ее неуемный, неистовый характер. Рисунок Гартмана послужил Мусоргскому только толчком, фантазия его заработала, и появился такой яркий, выразительный образ, какого мы не нашли в рисунке художника.
М. Р. : Раз, два, три, четыре, пять - предлагаю поиграть.
Проводится игра «Баба - Яга».
В темном лесе есть избушка,
Стоит задом наперед.
А в избушке той старушка,
Бабушка – Яга живет.
Нос крючком, глаза как плошки,
Словно угольки горят.
И сердитая, и злая,
Дыбом волосы стоят.
Когти остры как у кошки,
И всего одна нога-
Не простая, костяная.
Вот так бабушка Яга!
М. Р. : Замечательные получились Бабки – Ежки! Такие все разные и все образы очень интересные!
4. Повторение изученного материала
Цель, которая должна быть достигнута воспитанниками:
- развитие способность дифференцированно воспринимать музыку.
Цель, которую хочет достичь педагог:
обеспечить восприятие и осмысление нового материала.
Задачи:
- побуждать самостоятельно определять настроение, характер музыки и создающие его средства музыкальной выразительности (темп, акценты, паузы, динамика);
- побуждать искать способ передачи музыкальных образов в движении, пластике;
- развивать воображение и фантазию.
Методы организации:
- словесные, наглядные, слуховые, двигательные, предметные (метла).
Методы стимулирования:
Одобрение, похвала.
М. Р. : Вернемся к музыке Модеста Петровича Мусоргского. С первых звуков она рисует портрет свирепой, разъяренной ведьмы. А на чем летает Баба - Яга?
Ответы: на помеле или в ступе.
М. Р. : Куда она летает?
Ответы: Она летит над лесом, болотом.
М. Р. : Что же она высматривает, кого ищет?
Дети: ответы - предположения.
М. Р. : Правильно, ищет - нет ли чужаков в ее лесных владениях.
Я для вас приготовила «помело». Кто хочет изобразить полет колдуньи? (слайд 10)
(По желанию выбирается ребенок. Звучит пьеса «Избушка на курьих ножках», под музыку он выполняет образные действия).
М. Р. : Спасибо. Скажите, а в музыке Баба - Яга сразу стремительно полетела? (Ответы). Послушайте начало музыки (отрывок)
М. Р. : Сначала музыка звучит громко, с резкими, внезапными, жесткими акцентами (отрывок). На что это похоже? (ответы). Чтобы проверить наши предположения нам нужен помощник (по желанию)
Вот тебе (имя ребенка) метла или помело. Слушая музыку, представь и покажи, пожалуйста, что в музыке с ним делает Баба - Яга.
Исполняется отрывок, ребенок импровизирует.
М. Р. : Так что же вы услышали в музыке? Что делает Баба - Яга?
Дети: стучит помелом
М. Р. : А потом? (снова звучит отрывок).
Ответы - предположения детей.
М. Р. : Музыка прерывается паузами - остановками, как будто Баба - Яга пытается взлететь или заводит моторчик в своей ступе, а он глохнет. И только хорошо разогнавшись, оторвалась от земли Баба - Яга и полетела. Она взлетает все выше и выше, с непрерывным ускорением
(исполняется отрывок)
И вдруг, музыка изменилась, слышите? (исполняется отрывок). Что- то эта мелодия напоминает…
Педагог исполняет мелодию Бабы Яги и знакомой детям частушки.
М. Р. : Вспомнили? (ответы). Молодцы! Да это же разудалая народная песня, она похожа на частушку! Баба - Яга летит и весело распевает, и ее одежда, и волосы развеваются на ветру (отрывок). И вдруг музыка замерла…
(Исполняется отрывок)
М. Р. : Какой она стала?
Дети: Музыка стала тихой, тревожной.
М. Р. : Да, правильно. Музыка затихает, мелодия опускается вниз
(отрывок) Что же случилось?
Дети: ответы: опустилась на землю. (Слайд 11)
М. Р. : И что же дальше? Закончилась? Послушайте (отрывок).
Дети: ответы - предположения.
М. Р: Какие странные дрожащие, волшебные звуки. … Как вы думаете, что рисуют эти звуки в музыке?
Дети: (ответы) Наверное, Баба - Яга тихо крадется по лесу, что- то шепчет.
М. Р. : Ну, конечно! Она крадется по лесу, бормоча и колдуя. И снова музыка звучит громко, стремительно. Как выдумаете почему? (Отрывок)
Дети: Да, это опять Баба - Яга снова куда- то полетела
М. Р. :. Какая она беспокойная! То взлетит ввысь, то опустится вниз… (отрывок) Чем закончил свою музыкальную картинку композитор? (Играет окончание пьесы).
Дети: Баба- Яга улетает.
М. Р. : Какую Бабу - Ягу изобразил в своей музыке композитора? Давайте создадим ее словесный портрет.
Дети: ответы: злую, страшную, беспокойную; она колдует, сторожит лес и т. д.
М. Р. :У композитора Мусоргского получилась целая музыкальная история! Баба - Яга то - злая, свирепая, грозная и в тоже время есть в музыке и интонация бесшабашного веселья, переданная в частушечной мелодии.
5. Актуализация опорных знаний.
Цель, которая должна быть достигнута воспитанниками:
- осмысленно воспринимать эмоционально - образное содержание музыки.
Цель, которую хочет достичь педагог:
- развивать умение использовать полученные знания в практической деятельности.
Задачи:
-участвовать в поисках замысла композиции музыки и средств его реализации в двигательных моделях музыкальной деятельности;
- обеспечить высокую творческую активность в раскрытии замысла и содержания музыки.
- развивать умение прослеживать развитие музыкального образа, передавая его рисунках - схемах, в образных движениях.
Методы организации:
- словесные, наглядные, слуховые, продуктивные, двигательные.
Методы стимулирования:
Одобрение, похвала.
Оборудование: магнитная доска, мел, метла.
М. Р. : А хотите стать художниками? Мы с вами изобразим музыкальный полет Бабы – Яги с помощью рисунков - символов.
Итак, что делала Баба-Яга во вступлении?
Ответы: Сначала Баба - Яга готовилась к полету, разгонялась.
М. Р. : Как это можно изобразить? (предположения детей)
Художник рисует на холсте красками, а мы возьмем доску и мел. Итак, начинаем…
М. Р. : Вспомните, что сначала делала Баба - Яга?
Ответы: готовилась к полету, разгонялась, заводила моторчик.
М. Р. : Молодцы, у вас отличная память! Что же нарисовать?
Ответы детей.
М. Р. : Можно я попробую?
1: вступление: нарисуем ступу
М. Р. : О чем музыка нам дальше рассказала?
Дети: Она полетела.
М. Р. : Как же нам изобразить ее полет? (ответы детей)
М. Р. Мне кажется, что ответ Вани был самым удачным, а вам? Ну-ка, Ваня, нарисуй, пожалуйста!
Далее по тому же сценарию: дети отвечают и наиболее удачные ответы используют в схеме.
1: ступа
2: полет - метла ручкой вверх
3: «опустилась на землю» - метла ручкой вниз
4: «колдует» - «дым»
5: снова взлетела - метла вверх
М. Р. : Посмотрите, что вышло! (показывает схему)- слайд 12.
Как вы думаете, у нас получилось изобразить музыкальный полет колдуньи? (Ответы)
М. Р. : Я знаю, что среди вас есть смелые ребята, (имя ребенка) покажет нам эту злющую, страшную Бабу-Ягу. А все остальные ребята будут глядеть на наш рисунок - схему, а если надо - помогут своему товарищу подсказкой.
Исполняется произведение, ребенок выполняет образные действия.
М. Р. : Вот так Баба - Яга! Вам понравилось? ( краткий анализ исполнения). Спасибо, ты – настоящая актриса (актер!
М. Р. : А скажите, пожалуйста, во всех ли русских сказках Баба-Яга злая, страшная? (Ответы). В некоторых сказках таких как «Иван - царевич и серый волк», «Кощей Бессмертный», она и накормила, и напоила, и спать уложила, и волшебный клубочек с собой дала Иванушке. Наверное, художник Гартман нарисовал домик именно такой Бабы - Яги, чистенькой, добренькой, веселой (слайд 14.)
Вот и мы сейчас с помощью песни Татьяны Морозовой «Бабка - Ежка» передадим в танце характер веселой, озорной Бабы - Яги.
Исполняется танец «Бабка - Ежка».
6. Рефлексия
Цель:
- оказание помощи детям в осмыслении собственной деятельности, личных достижений;
-организовать беседу с использованием вопросов об их личном эмоциональном состоянии.
М. Р. : Итак, сегодня мы познакомились с еще одной музыкальной картинкой композитора Мусоргского.
-Как она называется?
-В чем заключается разница между картиной художника и музыкальной картинкой композитора? Какую Бабу – Ягу изобразил в своей музыке композитор?
-Как музыка помогла передать ее характер?
( подсказки: темп, динамика, регистр).
- Образ какой Бабы - Яги вам ближе? (ответы).
Как вам кажется, сможем мы интересно и увлекательно провести экскурсию в музее? (ответы).
М. Р: Давайте в наш музей, где мы будем экскурсоводами, пригласим гостей. Кого бы вы позвали? (ответы)
Сегодня я предлагаю вам стать художниками - нарисовать пригласительный билет и торжественно его вручить посетителям выставки. До встречи в музее юные экскурсоводы!
Дети рисуют пригласительные билеты.