ЕЛЕНА ФОМИНЫХ
Комплексно-тематическое занятие по музыкальному воспитанию, посвященное творчеству П. И. Чайковского
▼ Скачать + Заказать документы
Комплексно-тематическое занятие по музыкальному воспитанию, посвященное творчеству П. И. Чайковского. (ст-подг., логопед. гр)
Цель занятия : Закрепить знания детей о творчестве П. И. Чайковского, как о композиторе, воспевающем свою Родину, русскую природу и русского человека.
Задачи:
Публикация «Комплексно-тематическое занятие по музыкальному воспитанию, посвященное творчеству П, И, Чайковского» размещена в разделах
-вспомнить ранее прослушанные пьесы композитора из цикла «Времена года», познакомить с произведениями в «новом» - симфоническом звучании, побуждая детей к активному восприятию музыки;
- способствовать созданию условий для творческого самовыражения ребёнка через использование музыкальных произведений П. И. Чайковского;
- расширять кругозор детей через знакомство с музыкальной культурой П. И. Чайковского;
- вовлекать дошкольников в разные виды художественно-эстетической деятельности;
- привлечь внимание детей к различным интонациям музыки, прививать умение различать средства музыкальной выразительности : темп, тембр, динамику, регистр, гармонию;
- развивать эмоциональную отзывчивость, способность детей передавать характер, настроение музыкального произведения в движении;
- воспитывать любовь к музыке;
- использовать здоровьесберегающие технологии подачи материала.
Организация детских видов деятельности: общение ребёнка со взрослым, общение ребёнка со сверстниками, различные формы музыкальной активности (восприятие, пение, музыкально-ритмические движения, беседа о музыке.
Методы и приемы: проблемно-поисковый, практический, наглядный, словесный, игровой.
Технологии: Игровая технология (сюжетная форма проведения ООД). Социоигровые технологии (коллективная игра, пение в подгруппах). Личностно-ориентированные технологии (технология сотрудничества). Технология проблемного обучения, ИКТ, здоровьесберегающие технологии (дыхательная гимнастика).
Предварительная работа: Знакомство с несколькими пьесами из цикла «Времена года», с биографией композитора, историей создания цикла пьес «Времена года», музыкальными инструментами, иллюстрациями, создание ситуации для возникновения желания узнать новые произведения из этого цикла.
Словарная работа: фортепианный цикл «Времена года», пьеса, симфонический оркестр, композитор, слушатель, исполнитель, жанр.
Музыкальный материал :
Альбом «Времена года» П. И. Чайковского
- «Октябрь. Осенняя песня»
- «Ноябрь. На тройке»
- «Поздняя осень» Е. Гулькиной
- танец «Фиксики - тики тики тики тики так так так - часики» Г. Васильев, И. Шевчук
- «Мама» М. Басова
- дыхательная гимнастика «Снежок»
- артикуляционная гимнастика «Часы»
- Штраус Полька ДРУЖНЫЕ ТРОЙКИ
Оборудование: Музыкальный центр, магниты, магнитная доска, шкатулки (снежок, снежинка, листики, карточки с изображениями инструментов, смайлики - мажор и минор, аудиозаписи, портрет композитора, иллюстрации - «Золотая осень» В. Д. Поленов, «На тройке», слайды, проектор, компьютер, ритмические карточки, муз. инструменты: колокольчики, бубенцы, кастаньеты, клавессы.
Интеграция образовательных областей:
• В области "Познавательного развития" – познакомить детей с творчеством русского композитора П. И. Чайковского.
• В области "Художественно - эстетического развития" – развитие художественной культуры детей посредством ознакомления с иллюстрациями, развитие творческого воображения воспитанников.
• Обеспечить условия для выражения детьми своего мнения (речевое развитие)
• В области "Социально - коммуникативного развития" – расширять и активизировать словарь; формирование элементарных общепринятых норм и правил взаимоотношений со сверстниками и взрослыми.
• В области "Физического развития" – накопление и обогащение двигательного опыта детей.
Ход ЗАНЯТИЯ:
Дети свободно входят в музыкальный зал под песню «Осень поздняя пришла» Е. Гулькиной
М. Р: Здравствуйте, ребята. Какое у вас сегодня настроение? (Карточки –мажор, минор)
Дети: …веселое, грустное, задумчивое и т. д.
М. Р: -У кого веселое. Поднимите руки. У кого грустное? Веселого настроения сегодня больше, значит сегодня будем здороваться…
Дети: В мажоре!
М. Р: А если бы детей с грустным настроением было бы сегодня больше, значит мы здоровались бы …
Дети: В миноре.
Дети поют распевку «Здравствуйте» в мажоре,, здороваются с гостями.
М. Р. Ребята, мы зашли в зал под музыку какой песни?. Ответы детей «Поздняя Осень»
Верн, а какой месяц считается поздней осенью?. Ответы детей
Я предлагаю исполнить куплет этой песни и хороводным шагом пройти на стулья.
(садятся на стульчики, взявшись за руки под песню «Поздняя осень»)
Слышится звуки волшебной шкатулки (ее заводит воспитатель, детям предлагается по звуку определить ее местонахождение…. Находят, приносят.
Муз. рук. показывает детям красочную шкатулку с 2 конвертами- с листиком и снежинкой.
М. Р: Шкатулка эта волшебная! Спрятались в ней музыка зимы, и осени. Узнаете знакомое музыкальное произведение – возьмете в шкатулке волшебный предмет, с которым можно будет отправиться на волшебные полянки!
Сл. 1 В аудиозаписи звучит «Осенняя песня» Октябрь из цикла «Времена года» П. И. Чайковского.
Дети узнают знакомое произведение и называют композитора, написавшего его. вспоминают и рассказывают о картине Поленова «Золотая осень» (демонстрирующейся на слайде)
- Какие приметы осени вы видите на этих картинах?
-Какое небо?
-Какой день изображен на картинах: ясный или пасмурный?
-Есть ли на небе облака? Какие они?
-Как вы думаете, какое настроение у берез?
- Какими словами можно сказать о небе на картинах, о деревьях, облаках, о погоде, о настроении природы, о настроении картины?
- Почему П. И. Чайковский назвал свою пьесу «Осенняя песня», разве здесь поют?
М. Р. Ой, ребята, тут нотка спряталась с картинкой - кто это? Интересно. Почему осень нам загадывает такую загадку? Может есть какой то праздник?
Дети отвечают: праздник мам!
М. Р. Верно, в ноябре праздник мам, а нам знакома песня про маму? Каким звуком мы будем исполнять такую песню, а в каком характере? Почему?.
Исполняется песня М. Басовой «Мама ночей не спит»
- солируют дети подг. группы: 1к-девочки, 2 –мальчики. Припев- вместе
М. Р: Что ж, 1 загадку отгадали! А теперь, ребята, не хотите ли узнать, музыка какого времени года спряталась во втором конверте?
звучит в записи «Тройка» П. И. Чайковского из альбома «Времена года».
М. Р. Как вы думаете, о чем эта музыка? Что хотел нам рассказать композитор?
Ответы детей. Музыка раздольная, спокойная, широкая, нежная и красивая, во второй части слышно звучание колокольчиков, как будто мчится тройка лошадей. А в заключительной третьей части звучание колокольчиков становится все звонче и сильнее, тройка приближается. (выкладывают 3ч форму из листьев разного цвета- желтый, красный, желтый)
Сл. №3
Снег искрится, серебрится,
Тройка борзая бежит.
Колокольчик под дугою
Очень весело звенит.
М. Р. А какую картину бы вы нарисовали, слушая это произведение?
Ответы детей.
М. Р. Правильно, вы смогли узнать музыку и название, эта пьеса - "На тройке"из альбома "Времена года" П. И. Чайковского, а сейчас послушаем эту пьесу в другом звучании.
Слушают в исполнении симфоническом оркестра,замечают изменения в звучании (много инструментов)- на слайде рассматривают Симфонический оркестр Сл. №4
- что изменилось? Исполнял один иструмент или много? Как называется музыка, которую исполняют много инструментов?
Дети отвечают- оркестр
М. Р. : кто управляет оркестром?
Дети: дирижер
Видео сюжет «Тройка»
М. Р. : посмотрите, как тройки двигаются- по разному (ответы детей)
А сейчас я вас приглашаю поиграть!
Подвижная игра «Тройки» 3 мин.
А мы с вами сейчас тоже покатаемся на тройках.
Дети строятся по три человека, образуя тройки, у центрального ребенка руки перекрещены, у стоящих по сторонам- колокольчики.
Исполняется танец- игра " Дружные тройки" муз. И. Штрауса
(во время танца, дети под музыку выполняют галоп, бег с высоким подниманием колена, реагируя остановкой на изменение музыки)
М. Р. Хорошо поиграли, но Что-то тут у нас в конверте со снежинкой? Ничего не пойму, какое то зашифрованное письмо!
Мы сможем его расшифровать?
Дети: это ритм! Короткие и долгие звуки!
М. Р. Возьмите клавессы и кастаньеты
А тут еще диски! (отстукивают ритмоформулы)
А вот и наша отгадка:
На экране появляется видео-оркестр «Музыка Зимы»
Ритмяшка Ирины Бариновой
(исполняют оркестр,кладут инструменты)
М. Р. Ребята, смотрите какой снежок в нашей шкатулке? А из чего он состоит? Из множества снежинок?. ответы детей.
Дыхательная гимнастика «Снегопад»
Сделать из ваты (рыхлые комочки). Объяснить ребенку, что такое снегопад и предложить ребенку сдувать «снежинки с ладони».
Слышится тиканье часов
Артикуляционная гимнастика
"Часики" улыбнуться, открыть рот
кончик языка (как часовую стрелку) переводить из одного уголка рта в другой
Воспитатель незаметно кидает в сторону снежок, где находятся тарелочки для танца «Часики»
М. Р. Посмотрите, куда это покатился наш снежок? Дети следует в сторону снежка и находят возле маленькой елочки завуалированные в белой ткане пластиковые тарелочки с нарисованными стрелками.
Воспитатель : да это же часы!
М. Р. Часы говорят нам о том, что наше занятие заканчивается. А к нам спешит в гости Зимушка зима!
Часики берите, в круг парами становитесь!
Исполняют танец с часами.
-Наше занятие заканчивается, и я хотела бы узнать - что вам сегодня понравилось?. Ответы детей
Рефлексия
- У нас на столе находятся смайлики с разным настроением. Возьмите смайлики настроения, которое вам близко и поделитесь своим настроением, подарите гостям.
- Ну а для вас от Зимушки тоже есть подарки- раскраски! Мы прощаемся с нашей Осенью. До скорых встреч!
(Уходят под музыку «Поздняя осень» хороводным шагом)