Ирина Виноградова
Конспект занятия по художественной литературе и развитию речи с использованием ТРИЗ «Спасти заколдованную принцессу»
▼ Скачать + Заказать документы
Занятие по художественной литературе, ознакомление с окружающим и развитию речи с использованием технологии ТРИЗ.
В старшей группе
Тема: «Спасти заколдованную принцессу»
Цель:
- Закрепить умение детей отгадывать название сказки по короткому отрывку, называть автора;
- активизировать словарный запас детей;
- развивать связную речь дошкольников;
- способствовать развитию интереса детей к окружающему миру;
- систематизировать знания детей о явлениях природы;
Публикация «Конспект занятия по художественной литературе и развитию речи с использованием ТРИЗ „Спасти заколдованную принцессу“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Литература, чтение. Конспекты занятий
- Писатели для детей. Все писатели по фамилиям
- Развитие речи. Конспекты занятий, НОД
- ТРИЗ. Занятия и игры с использованием ТРИЗ-технологий
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» декабрь 2019
- развивать умение находить нестандартные подходы к решению задач;
- тренировать аналитическое мышление, внимание, учится выделять отличительные признаки путем сравнения, находить оригинальные решения;
- воспитывать интерес к художественной литературе.
Материал: Большой игрушечный домик с окнами и дверями, кукла, кусок ткани, которой накрыт домик, сундучок, игрушка-заяц, одеяльце, буквы (т, е, р, е, м, о, к,домик-теремок, предметные картинки на каждого ребенка, модель, яблоки.
Ход занятия:
На столе стоит игрушечный домик с закрытыми окнами и дверями.
Домик полностью накрыт куском ткани, так чтобы детям не было видно. За домиком спрятана кукла.
Воспитатель: Дети посмотрите, как вы думаете, что там за тканью? Давайте поиграем в игру «Данетка». Для того, чтобы отгадать что там спрятано, вы будете мне задавать вопросы, а я буду отвечать на них или да или нет. Подсказка- это неживой предмет.
Игра «Данетка»
Дети: Это книга?
Воспитатель: Нет
Дети: Это игрушка?
Воспитатель: Да
Дети: Может кукла?
Воспитатель: Нет
Варианты ответов детей…
Дети: Это домик?
Воспитатель: Да
Воспитатель: В одном сказочном замке жила-была принцесса. Заколдовала ее злая колдунья. Уснула принцесса крепким сном, и никто не может ее разбудить. Закрылись все окна и двери крепко-накрепко, и даже луч солнца не может попасть туда
Воспитатель:Ребята. А как вы думаете, что можно сделать, чтобы спасти принцессу.
Ответы детей (Пример: «победить злую колдунью», «решить задания».)
Воспитатель: Чтобы открылись двери и окна и принцесса проснулась, необходимо решить сложные задания. Ребята, попробуем расколдовать принцессу?
Дети: Да
Воспитатель: Смотрите, все задания у меня спрятаны в волшебном сундучке. Но, чтобы узнать какое первое задание, надо отгадать загадку:
Кто пугливей всех зверей?
Уши у кого длинней?
В огороде ест морковку.
И капустную листву,
Удирать умеет ловко,
Если встретит вдруг лису…
Сильно глазками косит,
Всех боится и дрожит…
Дети: Заяц
Воспитатель: Правильно
Воспитатель достает из сундучка мокрую игрушку зайца.
Воспитатель: Здесь мокрый и грустный заяц. Если мы сможем ему помочь, откроется первое окошко в замке.
Воспитатель: Ребята как вы думаете, почему заяц мокрый?
Дети: Он купался, в лужу наступил, свалился в речку, попал под дождь.
Обсуждение с детьми противоречий в погоде
Воспитатель: Ребята, как по вашему, дождь – хороший или плохой?
Воспитатель: Что хорошего в дожде?
Ответы детей: все растет, свежий воздух после дождя…
Воспитатель: А что плохого в дожде?
Дети: Можно заболеть
Воспитатель: Значит, получается, что в дожде есть и хорошее и плохое. Мы говорим, что дождь это хорошо тогда, когда, и дождь для нас это плохо, когда…
Воспитатель: А солнце какое, хорошее или плохое?
Воспитатель: Смотря когда, смотря для кого и для чего. Ребята, что хорошего в солнце?
Ответы детей: оно ласковое, теплое от него светло…
Воспитатель: А что плохого может быть в солнце?
Дети: Когда жарко – голова болит и пить хочется; все цветы завянут
Воспитатель: Выходит, в солнце тоже есть что-то хорошее и что-то плохое. Воспитатель: Как мы можем помочь зайцу?
Дети: Высушить, согреть одеялом, положить на солнышко.
Воспитатель: Давайте его укутаем теплым одеяльцем и согреем. А пока он греется, он попросил, чтобы вы помогли ему. Оказывается он совершенно забыл из какой сказки он к нам попал. Вспомните, какие сказки вы знаете, где главный герой заяц?
Дети: «Теремок», «Заюшкина избушка», и т. д.
Пока дети вспоминают сказки, воспитатель незаметно открывает одно окошко.
Воспитатель: Ребята, подождите, зайчик что-то говорит. Он вспомнил, пришел из сказки «Заюшкина избушка», и к сожалению ему пора возвращаться. Давайте попрощаемся с ним.
Воспитатель: Мы помогли зайчику, согрели его, вспомнили сказки, где он является главным героем, и посмотрите верхнее окошко у замка открылось.
Физминутка: Весёлые гуси
(Музыкальная физкультминутка)
(Дети поют и выполняют разные движения за педагогом.)
Жили у бабуси
Два весёлых гуся:
Один серый,
Другой белый,
Два весёлых гуся.
Вытянули шеи —
У кого длиннее!
Один серый, другой белый,
У кого длиннее!
Мыли гуси лапки
В луже у канавки.
Один серый, другой белый,
Спрятались в канавке.
Вот кричит бабуся:
Ой, пропали гуси!
Один серый,
Другой белый —
Гуси мои, гуси!
Выходили гуси,
Кланялись бабусе —
Один серый, другой белый,
Кланялись бабусе.
Весёлые прыжки
Раз, два — стоит ракета.
Три, четыре — самолёт.
Раз, два — хлопок в ладоши, (Прыжки на одной и двух ногах.)
А потом на каждый счёт.
Раз, два, три, четыре —
Руки выше, плечи шире.
Раз, два, три, четыре —
И на месте походили. (Ходьба на месте.)
Воспитатель: А что у нас еще в сундучке? А здесь лежат буквы, но они все перемешались. И в названии заколдовано название известной вам сказки. Что бы поставить их по – порядку надо отгадать загадки о каждой букве.
На одной стоит ноге
На крыше дома буква(Т)
Целый день енотка Рая
В ручейке белье стирает,
Моет, поласкает
И домой таскает.
Напекается в ручье-
Превратится в букву…(Е)
Енот жуёт, жуёт енот,
Ежевику он жуёт,
И на розовой стене
Он рисует букву. (Е)
Давно известно детям всем:
Корова любит букву. (М)
Обруч, мяч и колесо,
Вам напомнят букву. (О)
Кошка, миленькая кошка,
Поиграй ты с ней немножко,
С кошкой ты, наверняка,
Не забудешь букву. .(К)
Воспитатель: Какие вы все молодцы разгадали все загадки и составили название сказки «Теремок».
Игра «Радио»
Воспитатель: Сегодня, мы будем играть в новую игру, называется «Радио». Знаете ли вы, как называют человека, который говорит по радио? Правильно, его называют диктором. Сегодня по радио диктор будет описывать кого-нибудь из героев русских народных сказок, а мы
с вами будем угадывать. Сегодня я буду диктором, слушайте! Внимание! Внимание! Угадайте, из какой сказки этот герой. Зубки у нее острые, шубка тепленькая, рыженькая, она красивая, лукавая, коварная. Кто же это? Какие вы знаете сказки, в которых героиней была бы лиса? («Лиса и журавль», «Лиса и волк», «Теремок» и т. д.)
Воспитатель: Вы выполнили все задания и тем самым расколдовали принцессу. Молодцы!