Елена Сапрыкина
Занятие ООД по развитию речи «Хлеб — наше богатство»
Цель:
Способствовать знакомству детей с процессом посадки зерна и выпечки хлеба, бережного отношения к хлебу и труду людей, устанавливать причинно-следственные связи; дать детям представление о том, что хлеб – один из основных продуктов питания человека; о том что хлеб бывает разнообразный белый (пшеничный, чёрный (ржаной, со злаками, отрубями.
Задачи:
Обучающие
Публикация «Занятие ООД по развитию речи „Хлеб — наше богатство“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Развитие речи. Конспекты занятий, НОД
- Хлеб. Все о хлебе для детей
- Хлеб. Конспекты занятий, НОД
- Темочки
1. Формировать представление детей о том, кто и как выращивает, собирает, куда поступает, кто печет хлеб и где можно его приобрести
Развивающие :
1. Развивать умение поддерживать беседу, поощрять стремление высказывать свою точку зрения, активизировать словарь детей.
Воспитательные:
1. Воспитывать бережное отношение к хлебу и уважение к труду работников сельского хозяйства, о важности и значимости их труда.
Методы:
1. Словесные — художественные средства (фольклор, пословицы, поговорки); чтение стихов; загадывание загадок; беседы.
2. Наглядные — образец действия взрослого, презентации.
3. Практические – этюд (движения в соответствии с текстом); пальчиковая гимнастика; изготовление булочек.
Приё мы:
1. Игровой
2. Похвала
3. Поощрение.
Интегрируемые образовательные области:
1. «Познавательное развитие»
2. «Социально- коммуникативное развитие
3. «Художественно-эстетическое развитие»
4. «Речевое развитие»
5. «Физическое развитие»
Используемые технологии:
1. Здоровьесберегающая технология
2. Технология исследовательской деятельности
3. Педагогическая технология на основе активизации и интенсификации деятельности учащихся (игровые технологии)
4. Педагогические технологии на основе личностной ориентации педагогического процесса (обучение в сотрудничестве)
5. Технология использования в обучении игровых методов (деловых, ролевых и других видов обучающих игр)
6. Современные педагогические технологии
7. Информационно-коммуникативные технологии
Словарная работа:
1. Активизировать в речи детей : зерновые растения, колосья, пшеница, рожь.
Предварительная работа.
1. Разучивание стихотворений, пословиц и поговорок о хлебе
2. Чтение отрывка из произведения А. Мусатова: «Вот какой, каравай»
3. Чтение рассказов: «Кто в поле главный» А. Кольцова: «Песня пахаря» А. Владимирова: «Земля на зёрнышке стоит»
4. Чтение сказок: «Мальчик с пальчик»», «Мужик и медведь», «Петушок и два мышонка», «Жерновцы», «Лёгкий хлеб», р. н. с.» «Колосок»
5. Оформление мини-музея хлеба.
6. Сюжетно-ролевые игры: «магазин – булочная», «Пекарня», «Семья»
7. Обучение дидактическим играм: «Назови профессию», «Что из какой муки пекли», «Что сначала, что потом», «Разрезные картинки», «Что лишнее?», «Подбери пару», «Узнай и назови».
Оборудование:
1. Колосья пшеницы и ржи
2. Лупы
3. Кусочки белого и ржаного хлеба
4. Презентация: «Какой разный хлеб»
5. Мука пшеничная и ржаная в прозрачных баночках
6. Тесто
7. Фартуки, косынки, доски разделочные.
Форма проведения: совместная деятельность
Ход занятия
Дети вместе с воспитателем стоят в кругу
Воспитатель: Улыбнитесь друг другу и пожелайте своим друзьям: «доброго утра»
Воспитатель показывает
Воспитатель: Ребята скажите, пожалуйста, что изображено на экране?
Ответ детей: Поле, Солнце, Колосья
Воспитатель: Молодцы ребята. Правильно всё назвали.
Воспитатель: Ребята, а кто мне скажет, что это за колосья и для чего они нужны. Ответ детей: Это хлебные колосья из них делают хлеб.
Воспитатель: Вы правы
Воспитатель: Но для того чтобы узнать более подробно о них и их продукте (о хлебе) я ребята сейчас, приглашаю вас совершить экскурсию по нашему мини музею хлеба. Его экспонаты помогут нам узнать много нового об этом продукте питания.
Воспитатель: Ребята, вы согласны совершить экскурсию в мини музей?
Ответ детей: Да
Воспитатель: Но сначала, ребята, до того, как мы отправимся на экскурсию в наш мини-музей, кто мне расскажет, как нужно вести себя в музее, какие существуют правила для посетителей музея.
Ответ детей: нельзя шуметь, кричать, бегать, трогать руками экспонаты.
Воспитатель: Молодцы, знаете правила поведения в музеи.
Воспитатель: Тогда отправляемся на экскурсию. Вот и первый экспонат нашего мини музея.
Презентация «Как выращивают хлеб?»
Воспитатель: Ребята, вы сейчас узнали какой долгий путь прошёл хлеб, прежде, чем попасть к нам на стол.
Этюд: «Колоски»
Воспитатель: А сейчас ребята мы с вами тоже превратимся в колоски.
Посажу я в землю хлебное зерно (дети присели)
Из земли поднимется колосом оно (дети поднимаются, поднимают руки).
Много, много зёрнышек в этом колоске (дети кружатся вокруг себя).
Вот уже лежат они на моей руке (протягиваем ладони вперёд)
Посажу их в землю, и пойдут ростки (дети присели)
Весело потянутся к солнцу колоски (потянулись, поднялись на носочки).
Не один уже, а вот сколько их растёт (взялись за руки в кружок)
Так и буду делать каждый, каждый год (подняли руки).
А однажды на поле гляну поутру (сделали круг большим,
Как один я, столько хлеба соберу? (развели руки в стороны).
На моей ладошке хлебное зерно… (показали на ладошке зёрнышко,
Посажу- ка в землю — пусть растёт оно! (присели на корточки).
Воспитатель: Ребята смотрите вот, и колосья появились в нашем с вами музеи.
Воспитатель: Ребята, послушайте, пожалуйста, стихотворение о колоске.
Колосок как будто дом, Много комнат в доме том. В каждой комнате — зерно, Спелой зрелостью полно.
Воспитатель: Ребята, смотрите, в стихотворении говорится, что колосок как будто дом, что в нём есть комнаты, которые наполнены зёрнышками. А как вы думаете, на самом деле это так или нет? Ответы детей: Да, нет. Воспитатель: Ребята, у меня есть предложение, чтобы мы с вами перестали, сомневаться, в этом давайте мы их рассмотрим с помощью лупы. Ответ детей: Давайте (Дети рассматривают через лупы колосья пшеницы и ржи.)
Воспитатель: Ну что ребята рассмотрели колосья? Ответ детей: Да. Воспитатель: Убедились, что в стихотворение говорится всё правильно? Ответ детей: Да Воспитатель: Тогда ребята у меня к вам ещё вопросы, а кто знает какие это колоски? Ответ детей: Колосок пшеницы, колосок ржи. Воспитатель: А чем колосок пшеницы отличается от колоска ржи? Ответ детей: размером зерно. Формой зерна, длиной стебля.
Воспитатель: А как они называются, одним словом кто знает? Ответ детей: хлебные, зерновые культуры Воспитатель: Ребята, пшеницу, рожь и другие зерновые культуры называют злаковыми растениями. Злаки — это растения со стеблем в виде полой (пустой) соломины, заканчивающейся колосьями. Воспитатель: Ребята вы все запомнили, как называются зерновые культуры (пшеница, рожь) одним словом?
Воспитатель: так как же они называются
Дети: Злаки
Воспитатель: Молодец, умница.
Воспитатель: Колоски созрели, их убрали с поля. Ребята, как вы думаете, их можно уже есть или нет? Ответы детей: нет. Воспитатель: а почему нельзя? Ответ детей: Они ещё сырые и не прошли обработку. Воспитатель: Ребята, а как вы думаете, куда отвозят колосья с поля? Ответ детей: в зернохранилище.
Воспитатель: Это правильный ответ, а как его можно по-другому назвать, кто знает?
Зерно на элеватор отвозят для сушки зерна, а оттуда отвозят на мельницу или мукомольный завод.
Воспитатель: Что там делают с зерном? Ответ детей: Зерно перемалывают в муку.
Воспитатель: Как называют человека, который работает на мельнице? Ответ детей: Мельник.
Воспитатель: Ребята, как вы думаете, если мука сделана из зерен пшеницы – какая она будет? Ответ детей: пшеничная мука. Воспитатель: А мука из зерен ржи, какая? Ответ детей: ржаная мука.
Предлагает детям, превратится в мукомолов.
Упражнение: «Мукомол». Дети встают в круг.
Мукомол, мукомол ты нам зёрна молол (круговые движения рук перед собой). А теперь из муки всё, что хочешь пеки (сыплют руками муку сверху) Мишке – пышки, зайке – сайки (показывать руками пышные булки).
Для ежа отличные бублики пшеничные (показываем пальчиками бублики).
Всех порадовали нас, веселимся и сейчас (хлопаем в ладоши).
Воспитатель: Весело мы поиграли. Намололи муки. (показать муку)
Воспитатель: Куда потом везут муку? Ответ детей: На хлебозавод, где пекари пекут хлеб.
Воспитатель: Из муки выпекли разные хлебные изделия. Ребята, давайте подумаем, какие это будут за хлебные изделия?
Ответы детей: Булка, батон, хлеб, сушки, пряники, блины, пирожные, торты, пирожки.
Воспитатель: Ребята, для того чтобы это всё нам с вами могли испечь пекари, они должны приготовить тесто. А тесто бывает разное.
Воспитатель: Тогда тесто из пшеничной муки, какое будет? Ответ детей: пшеничное тесто, белое, рыхлое.
Воспитатель: правильно, молодцы.
Воспитатель: А тесто из ржаной муки, какое? Ответ детей: ржаное тесто, тёмное, грубое
Воспитатель: правильно, молодцы.
Воспитатель: Ребята, как вы думаете, какой хлеб пекут из пшеничной муки? Ответ детей: Пшеничный белый. Воспитатель: А из ржаной муки? Ответ детей: Ржаной, черный.
Воспитатель: Ребята, а вы знаете, как называли в старину на Руси ржаной хлеб?
Ответ детей: нет. Воспитатель: Ржаной хлеб на Руси в старину называли «голодным». Как вы думаете, почему люди дали хлебу такое название? Дети высказывают свои предложения.
Воспитатель: Ребята, потому что он спасал людей от голода, когда был плохой урожай пшеницы и овощей.
Воспитатель: Хлеб – главный продукт питания, он ежедневно должен быть в рационе каждого человека, ведь «без хлеба нет обеда».
Воспитатель: Ребята, хотите ли вы превратиться в пекаря и испечь булочки? Ответ детей: Да. Воспитатель: Тогда проходите к столу и надевайте фартуки и головные уборы. Ведь хлеб, сделанный, своими руками получается намного вкуснее и полезнее.
Воспитатель: Ребята, все надели фартуки и головные уборы. Ответ детей: да
Воспитатель: Тогда приступаем.
Возьмите кусок теста, обваляйте его в муке, чтобы оно не прилипало к рукам и раскатайте шарик, Положите на дощечку, приплюсните, растяните его пальцами, чтобы получилась лепешка, подравняйте края, помажьте маслом, посыпьте сахарным песком и закручиваем улиткой.
Воспитатель: Потрудились вы на славу, а сейчас ребята я предлагаю, вам поиграть пока пекутся наши булочки
Игра: «Угадай на вкус».
Дети с закрытыми глазами пробуют кусочки хлеба, определяя по вкусу, белый он или черный.
Воспитатель: Молодцы, хорошо знаете вкус и белого пшеничного хлеба, и черного ржаного.
Воспитатель: Ребята, а кто знает пословицы и поговорки о хлебе и о труде хлебороба.
Ответ детей:
• Много снега, много хлеба. Ваня Фирсаев
• Хвала рукам, что пахнут хлебом. Варя
• Хочешь, есть калачи – не сиди на печи. Маша Чурикова
• Не велик кусок пирога, а стоит большого труда. Лера Карташова
• За обедом хлеб – всему голова. Алиса
• Без труда хлеб не родится никогда. Ангелина
•. Все за одно, один за всех. Таня
• Кто пахать не ленится, у того и хлеб родится. Даша
• Труд человека кормит, а лень портит. Ульяна
•. Будет хлеб — будет и обед. Маша Борисова
•
Воспитатель: Спасибо, ребята, я убедилась, что вы много знаете о хлебе, как и кто его растит.
Воспитатель: Хлеб нужен каждому человеку каждый день. Хлеб – наш достаток и богатство. Берегите хлеб!
Воспитатель: Люди, которые знают, как трудно растить хлеб, понимают его истинную цену, никогда не бросят кусок хлеба. Я надеюсь, что и вы, ребята, тоже будете хорошо, бережно относиться к хлебу, беречь его, ценить, ведь недаром в народе хлеб звали уважительно и ласково "батюшка", "кормилец".
Игра "Пожелание"
Воспитатель: «А сейчас мы улыбнёмся крепко за руки возьмемся, и друг другу на прощанье мы подарим пожеланье…»
Дети напоминают друг другу и гостям заповеди бережного отношения к хлебу.
Никогда не выбрасывать хлеб, не бросать на пол. Будем беречь хлеб. Хлеб да вода- наша главная еда.
Воспитатель: давайте, ребята, угостим на прощание наших гостей булочками, которые мы с вами вместе испекли.