нина семенова
Конспект занятия «Хлеб — величайшее богатство на земле»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель:
Воспитание бережного отношения к хлебу, познание истоков возникновения хлеба, уважение к труду людей, участвующих в его выращивании.
Задачи:
Закрепить знания о том, люди каких профессий участвуют в выращиванию хлеба, из каких зерновых культур делают муку, какие бывают виды хлеба.
Формировать у детей умение давать большое количество разных категорий ответов в рамках заданной темы.
Коррекция и развитие слухового восприятия, речи учащихся, словарного запаса, познавательных интересов.
Предварительная работа:
Публикация «Конспект занятия „Хлеб — величайшее богатство на земле“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Хлеб. Все о хлебе для детей
- Хлеб. Конспекты занятий, НОД
- Экология, экологическое воспитание, природа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» март 2018
1. Экскурсия на хлебозавод.
2. Разучивание стихов и пословиц о хлебе.
3. Беседы с детьми, рассматривание иллюстраций, фотографий.
4. Чтение художественной литературы.
Оборудование: Компьютер, мультимедийный проектор, интерактивная доска, Выставка рисунков по этой теме.
Ход занятия.
Ребё нок:
Веселья вам, да радости!
Давно мы Вас поджидаем,
Ничего без вас не начинаем.
У нас для каждого найдётся
И словечко и местечко!
Ребенок:
Нынче гости к нам пришли.
Добрый день и поклон Вам,
Гости дорогие
Воспитатель: Что хлеб насущный – святые слова
Так говорили и деды и прадеды.
Он в нашей жизни всему голова
Сила великая хлебушку дадена.
-Какая тема классного часа? (О хлебе) (Слайд 1, 2)
Воспитатель: Дорогие ребята! Как вы уже сказали, мы поговорим о хлебе. С хлебом мы встречаемся каждый день. Без него не обходится ни скромный завтрак, ни будничный обед, ни праздничный стол. Он сопровождает нас от рождения и до глубокой старости. Ребята, вы хлеб едите каждый день?
Он вам не надоел? (Ответы детей)
Оказывается, у хлеба есть удивительное свойство: он никогда не приедается и не надоедает.
Хлеб-начало всех начал, наше главное богатство. Хлеб-сила государства. Недаром народные пословицы гласят (Слайд 3)
Ребенок: Ученые полагают, что первый хлеб был выпечен не менее 15 тыс. лет назад. В музее швейцарского города Цюриха хранится найденная на дне осушенного озера буханка хлеба, выпеченная 6 тыс. лет назад. Профессия пекаря – одна из древних на земле. Особенно ценился тот пекарь, который умел делать хлеб на дрожжах. Этот сорт хлеба был очень дорогим. Его могли себе позволить купить только очень богатые люди.
Воспитатель:
- Я расскажу вам о том, как первобытные люди стали сеять хлеб. (Слайд 4)
«Было это давным-давно, более 15 тысяч лет назад. Первобытные люди ещё не умели приручать животных и выращивать растения. Постоянно бродили они по полям и по лесам и собирали съедобные травы, корни и плоды, чтобы не умереть с голоду. И вот именно тогда человек впервые начал собирать и выращивать хлебные злаки, которые были предками наших современных пшеницы и ржи, ячменя и овса. Когда-то человек попробовал зёрна, и они ему понравились. Первобытные люди ели зерновую кашу до тех пор. Пока не научились печь пресный хлеб из густой каши-теста. Эти плотные куски зерновой массы мало были похожи на наш хлеб, но именно с них началась эпоха хлебопечения. Человек стал растирать зерна камнями, и так появилась мука. Затем человек научился печь из муки хлеб. Сначала хлеб был пресным, но однажды, тесто для хлеба случайно скисло. Лепёшка из него получилась особенно мягкой и вкусной – настоящий хлеб. С тех пор тесто стали заквашивать».
- К сожалению, мы незнаем как выглядел тот колосок, из которого приготовили первый хлеб, зато мы знаем как выглядят колоски сегодня. (Слайд 5)
Ребенок: (Слайд6)
Вот он- хлебушко душистый.
С хрупкой корочкой витой.
Вот он-теплый, золотистый.
Словно солнцем залитой
Ребенок:
В нем здоровье наше, сила,
В нем- чудесное тепло,
Сколько рук его растило,
Охраняло, берегло.
Воспитатель:
- Здесь изображены овёс, рожь, рис, гречиха? Что схожего в этих растениях? - Как вы думаете, почему эти растения изображены рядом с пшеницей? (Слайд 7)
Ребенок. Самыми популярными злаками для хлеба являются пшеница, рожь и ячмень. Для выпекания хлебобулочных изделий могут использовать также муку из овса, кукурузы, риса, гречихи.
Воспитатель:
- Да, верно, все эти растения дают зерно и поэтому называются зерновыми.
Есть хлеб - будет песня. Не зря так говорится. Хлеб всегда был важнейшим продуктом, мерилом всех ценностей. И в наш век, век великих достижений, он составляет первооснову всей жизни. Люди вырвались в космос, покоряют реки, моря, океаны, а хлеб остается хлебом.
Был хлеб всегда в почёте на Руси
- Её просторов главное богатство,
Его ты хочешь цену знать?
- Спроси.
Тебе ответить могут ленинградцы. (Слайд8,9)
900 дней в условиях блокады ленинградцы. В это время рабочие получали по 250г хлеба, а жители города 125г.
Никто из нас не останется равнодушным к историческим документам, говорящим о судьбах людей, которым не хватало «крошечки» хлеба, и они умирали. А людям нужно было работать, нужно было жить. нужно было выжить - назло фашистам. назло бомбежкам и обстрелу. Живой - значит победа!
Ребенок:
В историческом музее Санкт-Петербурга хранится кусочек заплесневелого хлеба, величиной с мизинец. Таков был паек в дни блокады Ленинграда.
Воспитатель: Хлеб ребята берегите (Слайд 10)
А что вы скажите о пользе хлеба для нашего организма? (Слайд 11)
Ребенок. Хлеб дает нашему организму белки, углеводы, обогащает его магнием, фосфором, калием, что необходимо для работы мозга. Хлеб содержит витамины.
Воспитатель. Молодцы! Блюда из пшеницы нормализуют пищеварение и обменные процессы, выводят шлаки из организма, являются хорошей профилактикой диатеза, способствуют укреплению мышц.
Воспитатель: Нелегок труд землепашца. Не в уютном помещении под крышей создается хлеб. Всем ветрам и ливням, всем капризам природы открыто пшеничное поле. Тот, кто выращивает хлеб, не бросит где попало недоеденный кусок. Делайте и вы так. Смолоду учитесь ценить труд других.
Ребенок: Хлеб- это бесценное народное достояние, Хлеб- это самоотверженный труд миллионов людей от хлебороба до пекаря
Воспитатель: Молодец!
Какие профессии людей, участвуют в процессе рождения хлеба?
Дети: Агроном, тракторист, комбайнер, шофер, мельник, технолог, пекарь, приемщик, продавец (Слайд 12)
(Детям предлагается отгадать загадки) (Слайд 13)
Воспитатель: Молодцы! Вы немного устали, предлагаю вам отдохнуть.
Физминутка (Слайд 14)
Воспитатель: Молодцы! Продолжаем наше занятие. Следующее задание игра «Собери слово» (Слайд 15)
Ребенок:
Хлебушек, хлебушек –
Всему ты голова!
Украшенье каждого,
Каждого стола
Воспитатель: Ребята, давайте вспомним экскурсию на хлебозавод (Дети рассказывают об увиденном на хлебозаводе)
(Слайд 16-24)
Упражнение «Найди лишнее» (Слайд 25)
Воспитатель: Молодцы!
- «Люди говорят о хлебе с уважением, ласково – хлебушек, наше богатство, всему голова. - А почему? (ответы детей).
- Как надо относиться к хлебу?
- Как обращаться с хлебом?
- Хлеб надо беречь, брать столько, сколько необходимо.
- Хлеб обязательно надо доедать. Старые люди говорили, что оставляя кусочек хлеба, ты оставляешь своё здоровье.
- Хлеб нельзя бросать на землю, на пол, если хлеб случайно бросали на пол, его поднимали и просили прощения;
- Хлеб наше богатство и его надо беречь.
Воспитатель: Решите данную задачу и вы узнаете, сколько хлеба мы теряем, бросая в отходы кусочек хлеба. (Слайд 26-28)
(Дети решают задачу)
Воспитатель: Молодцы! Я очень надеюсь, ребята, что все то, что вы узнали о хлебе, о том, как дорого он достается, каким нелегким трудом выращивается, заставит вас по-новому относиться к хлебу. Ведь ничего дороже нет на свете, чем теплый хлеб, лежащий на столе.
Некоторые советы.
Берите хлеба столько, сколько потребуется вам.
Резать хлеб надо на чистой дощечке, крошки не выбрасывайте.
Хранить хлеб лучше в специальных хлебницах.
Выполняй такой завет: не бросай на землю хлеб.
Ребята, наша занятие подходит к концу, что ценного вы унесёте с собой, изменилось ли ваше отношение к хлебу
Ребенок:
Мы будем беречь хлеб сегодня, завтра и всегда
Воспитатель:
Спасибо за внимание!