Серафима Кеменова
Занятие «Пейзаж настроения» с детьми из неблагополучных семей
Перед началом занятия были поставлены следующие задачи:
1. Научить воспринимать настроение цвета в живописи.
2. Научить передавать настроение в пейзаже при помощи цвета.
Для проведения занятия потребуются репродукции картин, бумага 1/4 листа, гуашь, акварель.
Описываемое занятие началось с вводной части:
Публикация «Занятие „Пейзаж настроения“ с детьми из неблагополучных семей» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Пейзаж. Рисуем и знакомимся с пейзажами
- Эмоции. Конспекты занятий на тему настроения, эмоций
- Эмоции. Развитие эмоциональной сферы у детей
- Темочки
«Пейзажная живопись очень разнообразна. Есть пейзажи, точно передающие те или иные уголки природы, а есть и такие, которые создала фантазия художника.
Живописец не может равнодушно писать пейзаж. Тот или иной уголок природы вызывает в нем особое внимание, будит душу. Такой пейзаж называется пейзажем настроения».
Далее детям было предложено рассмотреть репродукции картин (Приложение 2) и назвать настроение, которое с помощью картины хотел передать художник.
Для того чтобы детям было проще сформулировать свой ответ, задавались наводящие вопросы:
к картине И. И. Левитана «Золотая осень» :
- Перечислите оттенки, которыми художник написал осенние листья, траву, воду, небо?
- Бывали ли вы в лесу или в парке в такую погоду?
к картине И. И. Левитан «Весна. Большая вода» :
- Какое настроение в этой картине вы увидели?
к картине Ф. А. Васильева «Мокрый луг» :
- Какое время суток изображено на картине?
Далее в рамках занятия создается проблемная ситуация. Детям предлагается подумать и рассказать, как меняется настроение в пейзаже в зависимости от времени суток, времени года и погоды. Для облегчения вербализации возникающих у детей мнений использовались наводящие вопросы:
- Может ли художник изобразить своей настроение на картине? А как?
- А как бы вы изобразили грусть / радость / печать / восторг?
- Какие цвета вы бы использовали?
- А какие изобразительные техники лучше подошли бы для такой картины-настроения?
После обсуждения педагог предлагает детям самостоятельно выполнить пейзаж, стараясь передать определенное чувство. Так организовывается самостоятельная творческая работа детей.
После работы – коллективное обсуждение, кому из детей наиболее удалось передать задуманное, а кто был не очень удачен и почему.