Марина Мошкова
Занятие-исследование «Путешествие по реке времени» в старшей группе на тему «Животные разного времени»
▼ Скачать + Заказать документы
Занятие-исследование
Технолоическая карта организации совместной непосредственно образовательной деятельности с детьми
Тема: «Животные разного времени»
Возрастная группа: дети от пяти до шести лет.
Форма НОД: Занятие-исследование «Путешествие по «реке времени»
Форма организации: подгрупповая
Учебно-методический комплект: Толстикова О. В. Мы живем на Урале: образовательная программа с учетом специфики национальных, социокультурных и иных условий, в которых осуществляется образовательная деятельность с детьми дошкольного возраста. – Екатеринбург: ГАОУ ДПО СО «ИРО». – 2013г. ; Николаева С. Н. Методика экологического воспитания в детском саду: работа с детьми средних и старших групп детского сада: книга для воспитателей детского сада - М. : Просвещение, 2004
Публикация «Занятие-исследование „Путешествие по реке времени“ в старшей группе на тему „Животные разного времени“» размещена в разделах
- Исследовательская деятельность
- Исследовательская деятельность. Конспекты занятий, НОД
- Исследовательская и экспериментальная деятельность
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Путешествие в прошлое, история предметов
- Речные обитатели, кто живет в реке
- Старшая группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» март 2016
Средства:
Наглядные – панно «Река времени», набор картинок животных разных времен для сравнения и выстраивания временных рядов, одноразовые картинки – «символ времени» для наклеивания на панно;
мультимедийные - слайды, отображающие животных разных времен, причины нанесения ущерба природе и живому миру;
раздаточный материал – кисти, стеки, перчатки (для раскопок, клеевой карандаш;
оборудование – песочница, песок, окаменевшие останки животных (имитация).
ЗАДАЧИ образовательной программы
1. Формировать представление детей о животных в историческом времени (прошлое и настоящее).
2. Развивать у детей представление о причинах исчезновения некоторых видов животных.
3. Развивать способности выстраивать умозаключения и выводы.
4. Познакомить детей с профессией – палеонтолог, пополнить словарь: ископаемые, раскопки, вымершие, окаменевшие.
5. Продолжать знакомить детей с Красной книгой, формировать понимание значимости Красной книги для сохранения и защиты животных.
6. Развивать любознательно-познавательную активность.
7. Воспитывать бережное отношение к животным, чувство ответственности, желание сохранить богатство животного мира.
1этап. Обсуждение реального события
- Ребята, вчера вечером я по телевизору увидела рекламу нового фильма о динозаврах, но, к сожалению, не запомнила названия. Никто из вас случайно не видел эту рекламу?
- Может быть, вы знаете другие фильмы или мультфильмы про этих животных?
- Да, существует много разных передач, кинофильмов и мультфильмов. Как вы думаете, они до сих пор живут на нашей планете?
- Да, к сожалению, в наше время их уже нет на Земле, они жили и вымерли очень давно, когда не было людей на Земле, поэтому они и называются вымершими. Но откуда известно тогда, что они были именно такие, какими мы их видим на экранах и в книгах?
- О вымерших животных известно благодаря одной профессии – палеонтолог. Вы слышали о ней? Вам хотелось бы узнать?
- Палеонтологи - это ученые, которые ищут и изучают останки вымерших животных, из останков они собирают скелеты, по которым становится видно, как выглядели эти животные. В мире есть несколько специальных музеев, которые могут посещать обычные люди и рассматривать скелеты вымерших животных.
2этап. Планирование совместной деятельности
- Вам хотелось бы посетить такой музей?
- А вы хотите больше узнать о животных, которые жили в далеком прошлом, какие животные населяют нашу планету в настоящем времени, и как они живут?
- Ребята, как вы думаете, где можно найти ответы на ваши вопросы о жизни всех животных?
- Конечно, мы можем пользоваться интернетом, энциклопедиями и телевидением. Но я предлагаю вам найти ответы на ваши вопросы в путешествии. Кто хочет, может присоединиться ко мне и отправиться в далекое прошлое, когда жили вымершие животные по «реке времени». Присаживайтесь на стульчики – это наша лодочка.
3этап. Актуализация знаний детей
- Посмотрите, какие большие динозавры, какие они все разные, в каких природных условиях они жили.
- Динозавры были разные, и питание у них было разное. Чем питались динозавры? Динозавров, которые питались травой и растениями, как называют травоядными. Кроме этих мирных гигантов были динозавры – хищники. Чем они питались мясом. Хищники охотились на травоядных, убивая их с помощью острых зубов и когтей. Если травоядным не удавалось спастись бегством или у них не было защитного панциря, то у них не оставалось ни единого шанса на спасение.
- Как вы думаете, смогли бы люди жить рядом с такими животными? Почему?
- Вы знаете, почему они вымерли?
- А хотите больше узнать, почему это произошло?
4этап. Получение нового знания
- Ученые считают, что на Землю упал очень большой метеорит и на планете начался ледниковый период. Земля покрылась льдом, исчезла вода, пища и все эти большие животные вымерли. Но может быть на Землю выпал метеоритный дождь, начались пожары, погибло очень много животных, а которые спаслись от огня умерли от голода.
- Ребята, вы хотели бы стать палеонтологами? А теперь немного пофантазируем и представим, что вы ученые, которые ведут раскопки, чтобы найти окаменевшие кости. Но есть одно условие, пользоваться специальным инструментом нужно очень осторожно, чтобы не ничего не разрушить.
5этап. Введение нового знания в деятельность
- Как вы думаете, что произошло через много лет на планете, когда закончился ледниковый период?
- После ледникового периода прошло очень много времени и наступило потепление. На нашей планете снова появились различные животные.
- А вы ребята знаете, какие животные живут на Земле в настоящее время?
- А хотите больше узнать, какие еще животные населяют планету?
- Чтобы это сделать, давайте вернемся в наше время по «реке времени», присаживайтесь на стульчики.
6этап. Постановка проблемного вопроса
- Ребята, очень много разных животных мы встретили, пока путешествовали по «реке времени», но некоторых животных становится все меньше и меньше, а некоторые виды начали совсем исчезать.
- Как вы думаете, что влияет на исчезновение и гибель животных?
- Как человек наносит вред животному миру?
- Как вы думаете, мы можем сохранить животных, как мы можем о них заботиться?
- А вы знаете, как называется основной государственный документ для защиты редких и исчезающих животных?
- А почему она так называется?
7этап. Работа в подгруппах: сортировка и закрепление мелких иллюстраций на панно «река времени»
- Ребята, вам интересно узнать, что лежит на столах?
- Это «река времени», она длинная и меняет цвет.
- Как вы думаете, почему она меняет цвет?
- Я вам предлагаю самостоятельно расположить на реке символы времени и картинки животных. Животных надо расположить так, чтобы они оказались в своем времени, пользуйтесь клеевым карандашом.
8этап. Сопоставление результатов исследования
- Как вы думаете, почему будущее время на нашей реке осталось без картинок с животными?
- Как вы думаете почему?
- Я предлагаю продолжить эту работу, когда вы нарисуете животных бедущего, и пополните ими «реку времени».
- Что вы нового узнали сегодня?
9этап. Практическая деятельность
- Ребята ученые-палеонтологи помогают очень многое узнавать о динозаврах. Но окраску динозавров до сих пор не могут восстановить. Я вам предлагаю побыть учеными и попробовать восстановить окраску динозавров. Для этого возьмите цветные карандаши и раскрасьте динозавров (дети раскрашивают рисунки динозавров под музыку песни “Динозаврики”).