Перминова Елена Ивановна
Конспект открытого занятия в старшей группе «Путешествие во времени»
▼ Скачать + Заказать документы
Цели и задачи:
- Знакомить детей с отрезками времени (утро, день, вечер, ночь, неделя, их последовательность).
- Познакомить с разными видами часов, деталями часов (циферблат, стрелки).
- Учить определять время по часам с точностью до 1 часа.
Образовательные:
- Упражнять в правильном согласовании числительных с существительным «час»
- Учить понимать смысл образованных выражений в пословицах, потешках, скороговорках.
Развивающие:
- Развивать память, внимание, мышление, уметь делать выводы
Публикация «Конспект открытого занятия в старшей группе „Путешествие во времени“» размещена в разделах
- Развивать умение отвечать на вопросы полным предложением, отгадывать загадки.
Воспитательные: Воспитывать доброжелательность друг к другу и окружающим. Вызвать интерес к занятиям математикой.
Методы:
- словесный
- наглядный
Приемы:
- игровая ситуация
- загадки
- рассматривание иллюстраций, фотографий, набор открыток.
Оборудование:
Иллюстрации «цветочные часы» модель солнечных часов, часы электронные (наручные, настенные, настольные) и механические (наручные, настенные, настольные, песочные часы, модель часов со стрелками на каждого ребенка. Доска магнитная, звукозапись.
Демонстрационный – будильник: круги серого, голубого, фиолетового и черного цветов, одного размера, схематический будильник.
Раздаточный: круги серого, голубого, фиолетового, черного цвета одного размера, разрезные картинки 1 штука на 2 ребенка, схематичный будильник на каждого ребенка.
Ход занятия:
Дети стоят на ковре полукругом
- Любите ли вы ходить в детский сад?
- Почему вам здесь нравится?
- Кто вас по утрам будит (родители)
- А ваши родители просыпаются, или им тоже кто-то помогает проснуться? (будильник)
Звучит песня «Бьют часы на старой башне»
Воспитатель показывает детям будильник и рассказывает о его работе.
Будильник можно завести на определенный час и своим звонком или мелодией он разбудит нас в нужное время. Часы, которые обычно стоят на письменном столе – называются настольными; висящие на стене – настенные. Существуют и напольные часы - они стоят где? (на полу) Вы знаете, ребята, первые часы были – солнечными. Это был круг с палочкой в центре. И когда солнце светило, то палочка давала тень. Солнце на небе перемещалось и тень от палочки тоже перемещалась, показывая время на делениях, прочерченных на круге.
Воспитатель: А вы знаете как устроены часы? (Дети отвечают, что часы имеют корпус, часовой механизм, циферблат и стрелки. Время определяют по часам.)
А какие часы называются природными или живыми часами?
Воспитатель загадывает детям загадку:
Кто так заливисто поет о том, что солнышко встает? – петух.
Воспитатель просит детей показать, как петух кричит, важно ходит и хлопает крыльями.
- молодцы ребята, какие важные и красивые петухи у нас получились.
Сегодня я предлагаю вам отправиться в путешествие во времени. (дети садятся на ковер)
Раздается тук в дверь, входит Зайчонок. Он обращается к детям.
- Здравствуйте, ребята, я пришел к вам из леса. Меня зовут Пушистик. Мне рассказали о вас, какой у вас хороший детский сад, но не знаю, в какое время суток нужно приходить, когда начинаются занятия, когда вы гуляете и спите. Я вас прошу помочь мне разобрать. Поможете мне?
Воспитатель предлагает детям помочь Пушистику.
Для этого давайте совершим путешествие по нашему дню. А поможет нам перемещаться во времени настоящий будильник, который сообщает нам первую остановку. Она называется «Утро». Давайте вспомним, что мы делаем утром.
- Просыпаемся, умываемся, одеваемся и отправляемся в детский сад.
Приходим в детский сад, делаем зарядку, моем руки и садимся завтракать. А после завтрака мы готовимся к занятиям. Занимаемся.
Ребята, вы все правильно рассказали. А теперь давайте сядем за столы, и у нас начинаются занятия. Пусть Пушистик посмотрит, чем мы занимаемся на занятии.
Воспитатель показывает круги одинакового цвета: серого, голубого, фиолетового и черного. Ребята, такие же круги лежат перед вами.
- Как вы думаете, каким кружком мы сможем обозначить утро? (серым).
Почему? (потому что утром темно, светят фонари, холодно и все круги серое).
- День можно обозначить голубым. Почему? (днем светлее, когда светит солнце, то небо голубое).
- Вечер мы обозначим фиолетовым. Почему? (на улице темнее, солнце уже не видно, включают фонари).
- А ночь черным. Почему? (на улице совсем темно, небо черное).
Теперь слушайте задание. Задание будет состоять в следующем. Я буду говорить, что делают дети в течении суток, а вы будете поднимать кружок того цвета, которому соответствуют части суток.
- Саша проснулся и пошел умываться. (серый).
-Дети моют руки перед обедом. (голубой).
- Маша с мамой идут домой из детского сада. (фиолетовый).
- Дети едят борщ. (голубой).
- Светит луна и звезды. (черный).
Юля посмотрела «Спокойной ночи малыши» и ложится спать. (фиолетовый).
- Тебе Пушистик понятно? Ты теперь не перепутаешь утро с вечером, а день с ночью? Молодец.
Отправляемся дальше.
Наш будильник объявляет следующую остановку, которая называется «день».
- Что мы делаем с вами днем? Гуляем, играем, обедаем, а потом отдыхаем. Вот и мы сейчас отдохнем. Вставайте, дети, на физкультминутку. (дети выходят и встают на ковер). Наша физкультминутка называется «Сутки».
-А что такое сутки?
-Что такое полдень? Хорошо. Вы ответили правильно.
Утром солнышко встаёт, (руки поднимаем вверх)
Спать ребятам не даёт!
-Ну-ка, детки, подымайтесь, (потягиваемся)
Заряжайтесь, умывайтесь, (умываемся)
Аккуратно одевайтесь (одеваемся)
И за завтрак принимайтесь. (едим)
В полдень солнышко в зените,
У него лучи, как нити, (руками показываем нити)
Землю щедро согревают,
Всех обедать приглашают. (обедаем)
Дальше, дальше день бежит, (бежим на месте)
Нам пословица гласит:
-Долог день до вечера,
Когда делать нечего. (грозим пальцем)
Ну, а вечером, ребята,
Всё окутает прохлада, (машем руками).
Воспитатель:
- Отдохнули, а теперь немного поработаем. Ребята, вы знаете пословицы. Давайте поиграем. Вставайте в круг. У меня в руках мяч, кому я брошу мяч, тот говорит пословицу, в которой упоминалось бы любое время суток.
- День и ночь сутки прочь.
-Делу время, потехе час.
- Хвали утро вечером.
- Скучен день до вечера, когда делать нечего.
- Солнышко всходит, у лентяев часов не спрашивает.
Какие вы молодцы. А сейчас послушайте шуточную потешку.
Рано утром, вечерком, поздно на рассвете,
Баба ехала пешком в ситцевой карете.
Воспитатель:
Вот незаметно мы подъехали к следующей остановке. У нее уже другое название «Вечер».
Вечером мы с вами играем, отдыхаем, занятия еще закончились утром. Ребята, а вы знаете из чего состоит час? (из минут). Правильно. А сколько в часе минут? (60). А сколько в минуте секунд (тоже 60). Скажите: «Раз» - это прошла одна секунда. А если медленно досчитать до 60 (один, два, три … и т. д.) пройдет одна минутка. Давайте сядем за столы. Наше путешествие продолжается.
Давайте посмотрим, как стрелка сделает один круг – значит прошла одна минута. Сейчас давайте мы с вами поиграем. У вас на краю стола лежит конверт, в нем находится разрезанная картинка, ее нужно достать и собрать – ровно за одну минуту. Вы уже знаете сколько длится одна минута, вот за это время вам нужно закончить собирать картинку. Приготовились. Время пошло.
Воспитатель подводит итог выполняемого задания.
И наконец последнюю остановку нам объявил наш «волшебный Будильник» - это «Ночь».
Что мы можем делать ночью (ночью все спят).
Ребята, я для вас приготовила сюрприз. Каждому по «волшебному будильнику». Давайте внимательно рассмотрим и немного с ним поработаем.
Круглый – это циферблат.
У будильника есть две стрелки: одна длинная – она показывает минуты. Значит она какая – минутная. А другая короткая – она показывает который час. Значит она какая – часовая. Правильно. Вы все сами знаете. Поставьте, пожалуйста, длинную стрелку на цифру 12, а короткую на цифру 6. Скажите, который сейчас час? (шесть). А ели мы поставим длинную стрелку на 12, а короткую на 8, который получится час? (восемь). Правильно. А что мы делаем в это время утром?
- Дети приходят в детский сад. Правильно.
Ну что, Пушистик, тебе понятно, как нужно пользоваться часами? Ты теперь знаешь, когда будет нужно отправляться в твой лесной садик? Когда проходят занятия? Когда ребята гуляют и спят? Смогли мы тебе помочь? Ребята очень старались.
Вы знаете, ребята, я вам дарю эти «волшебные будильники» и Пушистику тоже. Будильник поможет вам узнать который час. И вы никуда не опоздаете.
На этом наше путешествие закончилось. А Пушистику пора возвращаться в свой волшебный лес.
Приходи к нам, Пушистик еще в гости. Давайте проводим Пушистика. До свидания, Пушистик.