Татьяна Кузнецова
План-конспект познавательно-исследовательской деятельности детей старшей группы «Путешествие по реке времени»
▼ Скачать + Заказать документы
Интеграция образовательных областей: «Познавательное развитие», «Речевое развитие», «Социально-коммуникативное развитие», "Физическое развитие"
Задачи:
Образовательная область «Познавательное развитие»
1) Расширять представления детей об истории цивилизации, об образе жизни человечества, о использовании камня в разных эпохах времени. Познакомить детей с историей появления, развития и использования предметов из камня.
Публикация «План-конспект познавательно-исследовательской деятельности детей старшей группы „Путешествие по реке времени“» размещена в разделах
- Исследовательская деятельность
- Исследовательская деятельность. Конспекты занятий, НОД
- Исследовательская и экспериментальная деятельность
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Путешествие в прошлое, история предметов
- Старшая группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» январь 2016
2) Закреплять умение самостоятельно обследовать предмет и делать выводы. Развивать познавательную активность детей в процессе проведения опытов.
3) Продолжать поддерживать детский интерес к объектам неживой природы: камне, воде, дереву.
4) Формировать умение анализировать и делать выводы на основе проведенных опытов
5) Формировать навыки работы с увеличительными приборами.
Образовательная область «Речевое развитие»
1) Развивать диалогическую форму речи.
2) Закрепить умение отвечать на вопросы полным ответом, называя предметы, признаки, действия с ними.
3) Активизировать словарь детей словами : гарпун, рубило, остроконечник, кремень, жернова.
Образовательная область «Социально-коммуникативное развитие»
1) Поддерживать бодрое и радостное настроение от совместной деятельности, побуждать к активности.
2) Продолжать формировать умение соблюдать правила безопасности при проведения экспериментов.
3) Формировать предпосылки учебной деятельности, мыслительных операций, умение аргументировать свои высказывания.
Образовательная область «Физическое развитие»
1) Совершенствовать умение выполнять движения в соответствии со словами текста, продолжать развивать двигательные навыки.
2) Развивать мелкую моторику рук.
Методы и приемы:
Практические: игра- динамическая пауза, обследование предмета, экспериментирование, опыты
Наглядные: панно «река времени», рассматривание предметов посуды на интерактивной доске, показ способов действий
Словесные : беседа, вопросы к детям, словесная игра.
Игровые: развернутая игровая ситуация (Путешествие по реке времени,
Материалы и оборудование: мешочек с камнем, панно «река времени», предметные картинки - «метки» для наклеивания на панно (6 х 8 см или 7 х 10 см) с изображением предметов из камня в разное историческое время, макет машины времени, мини-музей с разными видами камней, изделия из камня (чаша из оникса, статуэтки, бижутерия, для каждого ребенка : одноразовая тарелочка, разные виды камней, лупа, стакан с водой, салфетка; аудиоаппаратура с музыкальной записью, ноутбук, интерактивная доска.
Формы организации совместной деятельности
Виды детской деятельности Формы и методы организации совместной деятельности
Двигательная Динамическая пауза игра «Гора»
Цель: закрепить умение согласовывать движения с текстом
Игровая Сюрпризный момент (мешочек с предметом), игра- путешествие «река времени» Цель: вызвать интерес к предстоящей деятельности
Познавательно-исследовательская Исследование камней. Цель: определение разных видов камней.
Опыты с камнями. Цель: развить исследовательские навыки.
Коммуникативная Беседа о использовании камня в разные эпохи времени, вопросы. Цель: дать новые знания, термины и закрепит полученные.
Логика образовательной деятельности
№ Деятельность воспитателя Деятельность воспитанников Ожидаемые результаты
1 Ребята, сегодня по дороге в детский сад я нашла необычный предмет. Хотите узнать что это?
Я положила его в волшебный кармашек, а вы на ощупь попробуйте догадаться что это?
Верно – это камень, посмотрите какой он необычный, красивый, цветной
Ребята скажите, а похож он на камушки которые встречаются нам по дороге?
А хотите узнать, как и для чего использовался камень?
Я, предлагаю отправиться в путешествие по Реке Времени. В тото время, когда не было на свете нини наших бабушек, ни наших дедушек, ни машин, ни самолетов. В то время, когда появились пер певые люди.
Время течёт так быстро, как вода в реке, а на пути мы будем делать остановки, чтобы узнать как использовали камень в разные эпохи времени. (Древность, Старина и Современность). Стоят около воспитателя, внимательно слушают.
Ощупывают предмет, дают предполагаемые ответы
Ответы детей Созданы условия для взаимодействия друг с другом
2 Давайте сядем в машину времени, пристегнем ремни, переведем часы, нажимаем на кнопки, полетели.
Тик-так, тик-так,
Время отмеряет шаг.
Стрелки мы переведём
В Древность с вами попадём.
Вот мы очутились в Древности (слайд 1-2)Очень-очень давно, когда первые люди жили на Земле, они ели руками сырую пищу, у них не было огня и не было никакой посуды. Со временем они научились вытачивать из камня орудия труда (слайд 3)
Как вы думаете, как древние люди добывали себе пищу? Для чего служили орудия труда? На что они похожи? Научились добывать и сохранять огонь. И тогда в помощь им шел камень-кремень. (слайд 4). Высеченная этим камнем искра попадала на сухой мох, вот так и разгорался наш костер. Спасибо камню.
Покажите какими движениями люди добывали огонь?
Древним людям нужно было спрятаться от зверей, дождя, грозы. Какое удобное жилище они себе нашли? (слайд 5)
Пока мужчины были на охоте, женщины племени собирали семена растений. Им нужно было сделать муку, чтобы испечь хлеб. Как вы думаете с помощью чего они это делали? (слайд 6)
Для еды нужна была посуда. Как вы думаете из чего сделаны первая посуда? Да, её делали из камня. Такая посуда была большой, не красивой, неудобной и тяжёлой. (слайд 7-8) Почему она была именно такой?
У древних людей ещё не было такого разнообразия материалов и приспособлений для изготовления красивой посуды.
А ещё в Древности изготавливали мебель и ее тоже делали из камня (слайд 9-10) Чтобы было удобно и теплее спать,что они использовали?
Предлагаю поставить карточки-метки, которые соответствуют эпохи Древности.
Давайте поплывём дальше по нашей Реке Времени и следующая остановка –Старина СЛАЙД 11
Тик-так, тик-так,
Время отмеряет шаг.
Стрелки мы переведём
В Старину мы попадём.
Это Великая Русь.
Видоизменились и орудия труда но они по-прежнему изготавливались из камня и у них появились названия (гарпун, остроконечник, скребок.) СЛАЙД12
Исходя из названия, как вы думаете для чего они применялись?
В хозяйстве этого времени мужчины использовали жернова- это ветряная, водяная и ручная мельница, состоящая из двух каменных кругов и ручки. И вращались они с помощью ветра или воды, а также вращающих действий человека.
Позже стали использовать мельницу. Как она выглядит? Для чего предназначена? СЛАЙД 13
В русской избе выкладывали печь с помощью глины и камня СЛАЙД14 Для чего служила печь?
Возводили каменные крепости, ограды и арки СЛАЙД 15-16
Одежда и головные уборы людей на Руси украшались не только вышивкой но и полу драгаценными камнями СЛАЙД 17 Скажите удобна ли была эта одежда?
Предлагает поставить карточки-метки, которые соответствуют эпохи Старины
А сейчас предлагаю вам вам превратиться в камешки и поиграть в игру «Гора»
Дети проходят и садятся в «машину времени»
Дети рассматривают слайды, отвечают на вопросы, рассуждают
Отвечают на вопросы, воображают как и для чего использовали камень люди в древности
Показывают движением ладоней
Отвечают на проблемный вопрос
Говорят, что использовали сухую траву и шкуры животных
Дети проходят к макету «реки-времени» выбирают карточки, помещают их в кармашки, обосновывают свой выбор
Дети возвращаются в «машину времени»
Дают предполагаемые ответы
Дети рассматривают изображение
Отвечают на вопрос
Предполагаемые ответы детей : для обогрева, приготовлении пищи.
Отвечают на вопрос
Дети проходят к макету «реки-времени» выбирают карточки, помещают их в кармашки, обосновывают свой выбор
Дети встают в круг
Сформирован интерес к предстоящей деятельности
Формируется интерес к истории народа.
Развивается воображение, мышление.
Пополняется словарь словом: кремень
Актуализация полученных знаний с опорой на наглядность
Повышен интерес к предстоящему путешествию
Активизация словаря словами: гарпун, остроконечник, гарпун, жернова.
4 Динамическая пауза игра «Гора»
Стоит гора – старушка
До небес макушка
Её ветер обдувает
Её дождик поливает
Стоит гора страдает камешки теряет
И каждый день и каждую ночь (педагог дотрагивается до несколько детей, которые должны изобразить камешки)
Катятся катятся камешки прочь
Раскатились камешки и с той самой поры
Ничего не осталось от нашей горы!
Давайте снова возвратимся в нашу машину времени и поплывём по Реке Времени в современность.
Тик-так, тик-так,
Время отмеряет шаг.
Стрелки мы переведём
В Современность попадём.
Что вы мне можете сказать о применении и использование камней в наше время? Где мы его можем видеть?
Обобщает ответы детей : мы можем увидеть камень в виде украшений (брошь, кольца, бусы, сувениров, посуды, мебели (столы и столешницы, дорожек тротуаров, фасадов домов, оформлении фонтанов)
Что же сделать с камнем, который мы нашли? Может отнесем его в музей?
Воспитатель вместе с детьми подходят к экспозиции мини-музея, расположенного в зале.
Похожи ли эти камешки на те, которые мы находим на улице? Могут ли они быть родственниками? Какие из этих камней вы знаете?
Рассказ воспитателя о 3-4 камнях. (Чароит, агат, малахит, оникс).Предлагает рассмотреть камни через лупу.
5. Далее воспитатель предлагает провести опыты на определение: структуры, характера поверхности, определение веса, температуры, плавучесть.
Предлагает выйти из-за стола, подойти ближе.
Что нового вы узнали на занятии? Интересно ли было плавать по реке времени?
Что вам давалось более легко, а что вызвало затруднение? Что запомнилось больше всего?
Воспитатель обращает внимание на красоту, разнообразие камней. Предлагает взять в группу коробку с ячейками и создать коллекцию камней у себя в группе.
Благодарю вас за проделанную работу!
поднимают руки вверх
тянутся на цыпочках
обмахивают себя кистями рук
встряхивают кистями рук
прикладывают ладошки к щекам и качают головой
часть детей отходит в сторону
двумя руками показывают на пустое место.
Дети возвращаются в «машину времени»
Дети отвечают на вопросы, просматривают презентацию
Дети соглашаются и вместе с воспитателем проходят в музей камней
Дети рассказывают о знакомых им камнях
Рассматривают камни через лупу, делают выводы, предположения
Подходят к столу для проведения опытов и садятся на стульчики.
Выполняют указания (сжимают камень, опускают в воду, отвечают на вопросы, делают умозаключения.
Делятся своими впечатлениями со сверстниками Формируется умение согласовывать движения с текстом
Обеспечена потребность в движении
Повышен интерес к предстоящему путешествию
Повышен интерес к исследовательской деятельности
Формируется умение находить и доказывать свойства камней
Дети узнали, как использовался камень в разные эпохи, какие предметы из него изготавливались.
Научились проводить опыты и делать выводы.