Мария Киргинцева
Занятие по обучению детей старшей группы ориентировке во времени «Приключение гномов в стране Неделии»
▼ Скачать + Заказать документы
Интегрированное занятие
в группе общеразвивающей направленности
для детей с 5 до 6 лет
«Приключение гномов в стране Неделии»
Подготовила воспитатель Киргинцева Мария Евгеньевна
Тема: обучение детей ориентировке во времени.
Цель: Закрепление знаний о последовательности дней недели с помощью навыков исследовательской деятельности.
Публикация «Занятие по обучению детей старшей группы ориентировке во времени „Приключение гномов в стране Неделии“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Старшая группа
- Часы. Знакомство с часами, временные представления, время
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» ноябрь 2015
Образовательные задачи: Уточнить представления о последовательности дней недели. Учить употреблять в речи названия дней недели и временные понятия: вчера, сегодня, завтра. Учить детей использовать методы поисково-исследовательской деятельности для получения знаний: анализировать, обобщать, сопоставлять факты, выдвигать гипотезы. Закреплять умения отвечать на вопросы. Учить использовать полученные знания в играх, рисовании.
Развивающие задачи: Развивать познавательную активность, формируя элементарные математические представления и связанные с ними логические операции.
Воспитательные задачи: Воспитывать интерес к поисково-исследовательской деятельности, культуру речевого общения, умение внимательно слушать воспитателя.
Интеграция областей: познавательное развитие, социально - коммуникативное развитие, художественно-эстетическое развитие.
Предварительная работа: дидактические игры о днях недели, чтение и заучивание художественных произведений о днях недели, работа по календарю природы.
Материал и оборудование: плоскостные гномы и домики в количестве семи штук, часы «Дни недели», палочки Кьюизенера по количеству детей, картинки, отражающие временные понятия «вчера», «сегодня», «завтра», цветной зонт с кармашками для загадок, альбомные листы по количеству детей, цветные карандаши.
Загадка:В. : Здравствуйте, дорогие ребята! Расскажу я вам сегодня интереснейшую историю. В стране Неделии жили были братцы-гномики! Догадайтесь, ребята, как их звали…
«Братьев этих ровно семь.
Вам они известны всем.
Каждую неделю кругом
Ходят братья друг за другом.
Попрощается последний —
Появляется передний».
В. :Совершенно верно - их звали Понедельник, Вторник, Среда, Четверг, Пятница, Суббота и Воскресенье. Различали гномики друг друга по цветным колпачкам и жили каждый в своём домике. Домики эти стояли строго по порядку. Выходили на работу каждый день гномики по очереди, а не запутаться помогали им волшебные часы, которые висели на главной башне города. Давайте, ребята, рассмотрим эти часы! (Дети вместе с воспитателем рассматривают часы и называют дни недели каждый под своим порядковым номером: понедельник – первый, вторник – второй и т. д.)
В. : Давайте, ребята, расселим каждого гномика в свой домик и позовём всех гномов по очереди. Догадались, по какому признаку будем расселять? (соответствие цвета колпачка и крыши домика).
Физминутка «Дни недели»
Первый день по всем неделькам
Назовется ПОНЕДЕЛЬНИК.
ВТОРНИК - это день второй,
Он стоит перед средой.
Серединочка СРЕДА
Третьим днем всегда была.
А ЧЕТВЕРГ, четвертый день,
Шапку носит набекрень.
Пятый – ПЯТНИЦА - сестрица,
Очень модная девица.
А в СУББОТУ, день шестой
Отдыхаем всей гурьбой
И последний, ВОСКРЕСЕНЬЕ,
Назначаем днем веселья.
В. : Ребята, какие вы молодцы! Так весело с вами! А сможете ли вы гномикам помочь так же дружно, как веселитесь? Вот что с ними произошло… Однажды ночью, пока гномики крепко спали, налетел ветер Хулиган и все домики перепутал местами.
Давайте представим, что произошло бы, если бы все дни недели перепутались вдруг местами?
Высказывания детей. (В ходе выполнения этого задания очень важно стремиться к тому, чтобы дети были раскованы и отвечали смело)
В. : Ребята, предлагаю вам помочь гномикам расставить все домики по порядку. (Индивидуальная работа каждого ребёнка с плоскостными палочками Кьюизенера).
В. : С этим заданием вы дружно и быстро справились, а сможете ли помочь разобраться гномикам какой день был вчера, какой наступил сегодня и будет завтра?
Дидактическая игра «Вчера, сегодня, завтра»
Ход игры: воспитатель задаёт детям вопросы, они отвечают и поднимают, соответствующие по цвету каждому дню недели, плоскостные палочки. Воспитатель начинает фразу, дети должны её закончить.
Примеры вопросов:
Занятие по физкультуре у нас было….
Домой с родителями мы вернёмся…
Отдыхать дома мы останемся…
Мы делали утреннюю гимнастику…
Примеры фраз:
Мы пойдем гулять…
Вы ходили в парк…
Мы будем читать книгу…
Подвижная игра: «Вчера, сегодня, завтра»
Цель: в игровой форме упражнять в активном различении временных понятий «вчера», «сегодня», «завтра», развивать двигательную активность, воспитывать интерес к обучению.
Стихотворение:
Пробудился я сегодня —
На дворе сияет солнце.
Я подумал:
«Как вчера.
Если завтра будет то же,
Если завтра будет солнце,
Замечательно! Ура!
Значит, так: проснусь я завтра
И подумаю:
«Сегодня
На дворе сияет солнце —
И сегодня, как вчера».
А потом настанет завтра,
Будет новое сегодня.
Как чудесно жить на свете!
Замечательно! Ура!
Содержание. По углам игровой комнаты рисуют три домика. Это «вчера», «сегодня», «завтра». В каждом домике по одной плоской модели, отражающей конкретное временное понятие.
Дети, идут по кругу, читают при этом строчки из знакомого стихотворения Г. Сапгира. По окончании останавливаются, а воспитатель громко говорит: «Да, да, да, это было … вчера!» Дети бегут к домику под названием «вчера». Затем возвращаются в круг, игра продолжается.
В. : Как здорово, ребята! Вы быстро запоминаете и внимательно слушаете! Совершенно верно отвечаете на все мои вопросы. И сказка наша продолжается. Ребята, в какие игрушки, как вы думаете, любят играть жители страны Неделии?
Ответы детей начинаем со слов: допустим, предположим, представим…
В. : Для уточнения информации нам срочно нужен волшебный зонт!
Ребята, предлагаю вам отгадать загадки волшебного зонта, он раскроется и мы узнаем какие игрушки предпочитают жители страны Неделии.
(Воспитатель выносит разноцветный закрытый зонт, на каждом из семи цветных сегментов которого своя загадка о днях недели и временных понятиях. Воспитатель по очереди снимает таблички с загадками и читает их детям. Дети правильно отвечают на вопросы воспитателя, указывают каждый день недели на календаре природы и зонт раскрывается, внутри картинки с подарками для гномов, которые воспитатель вывешивает на магнитную доску: лесенку с цветными ступенями, мяч, пирамидку, вертушку, окрашенные в семь цветов по порядку).
Загадки о днях недели:
Говорят, что он тяжёлый,
И не дружит с ним бездельник.
На работу, в садик, в школу
Отправляет (понедельник).
Всех оставит дома утром
День-волшебник. Вот везенье!
Но проходит почему-то
Очень быстро (воскресенье).
День, который наступил – называется сегодня.
День, который уже закончился – вчера.
А день, который ещё только будет – завтра
Детям предлагаются цветные карандаши и лист с изображением гнома. Колпачок гному ребята раскрашивают сами и рисуют игрушку на выбор, раскрашивая её правильно.