Евгений Щекотихин
Занятие для инвалидов детства молодого возраста с ментальными нарушениями «Древние корни народного искусства»
▼ Скачать + Заказать документы
Ранее я опубликовывал на сайте конспект занятия по народному искусству. После того, как мне удалось опробировать его на практике в работе с инвалидами с ментальными нарушениями, после чего я его творчески переработал. Уважаемые коллеги! Предлагаю Вам дополненный и доработанный конспект по данной теме с фотоиллюстрациями.
Публикация «Занятие для инвалидов детства молодого возраста с ментальными нарушениями „Древние корни народного искусства“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Коррекционные занятия. Конспекты для коррекционных групп
- Народная культура, фольклор
- Чуковский, К.И. Любимый писатель
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» июнь 2019
Цель урока- познакомить учащихся с ОВЗ с основами народного искусства. Дать определения «Декоративное и прикладное искусство», «народная культура», «узор», «орнамент», применительно к особенностям восприятия и мироощущения обучающихся с ментальными нарушениями. Уяснить художественный и сокральный смысл отдельных элементов.
Задачи- Выявить общие закономерности строения основных композиционных элементов орнамента различных видов народного искусства. (Резьба, росись по дереву, вышивка, ткачество). При помощи практических занятий научиться изображать их. Принимать во внимание особенности обучающихся с ментальными нарушениями.
Ожидаемые результаты: «Плавно» подвести группу обучающихся с ОВЗ к изучению культуры родного края, а точнее ее культурных, сакральных, общественных факторов. Умение выявить в народных мотивах орловских промыслов такие элементы, как «Конь», «Розетка», «богиня- Мать», «Розетка», «Птица», образы воды и земли. Развитие и продвижение идеи здоровьесберегающих технологий в работе с обучающимися с ОВЗ.
Оборудование и материалы:
-Проектор (цифровой или аналоговый, учебные фильмы,
-Тетрадь, альбом, карандаш простой, линейка.
--Гуашь, кисти, стакан для воды, салфетка-промокашка.
- Плакаты, образцы народного искусства, оригиналы или современные копии.
На основе данного наглядного материала необходимо ответь на вопрос- Как отразились в древних образах народного искусства поэтические представления наших предков о земле, ее плодородии?
Реквизит для занятия должен отвечать санитарным требованиям применительно для обучающихся с ОВЗ.
-Творческий альбом или презентация:
В процессе объяснения и демонстрации учащиеся должны постараться найти древние образы в росписи, резьбе, народной игрушке, вышивке.
В процессе урока и/или демонстрации слайдов возможен музыкальный фон в виде фольклорной музыки, что поможет придти к синтезу исскусств, уяснить неразрывную связь изобразительного, литературного и музыкального фольклора.
Програмный материал:
Что же такое народная культура? Слово «культура происходит от слова культ, поклонение. Не случайно первые зачатки народной культуры, известные с первобытных времён, носили обрядовый характер. Вспомним наскальные рисунки первобытных людей. Культовые статуэтки в виде женской фигуры. Древний человек верил, что данные изображения и изваяния принесут ему успех в охоте, земледелии, продолжении рода. Уже в это врямя появляются первоосновы религиозных верований и представлений человека об окружающем мире. В племенах зарождаются особые состовия старейшин, жрецов, своей «властью» способных управлять силами природы и «умилостивить истуканов. К подобной сословной касте так же можно было отнести и художника.
Но имеют ли подобные памятники культуры художественную ценность? Не совсем. Данные изображения являются предметом декоративно прикладного искусства. Чем же отличается декоративное искусство от прикладного? Может, вовсе и нет никаких различий? Прикладное искусство- носит бытовой, утилитарный характер. Ложка резная деревянная, солонка в виде птицы, витьеватое коромысло. Эти предметы большей частью служат человеку в быту. Иногда в таких изделиях декоративные качества уходят на второй план, уступая место функциональным. Декоративные элементы в виде животных или растений, если и имеются, то сильно стилизованны.
И наоборот, изделия профессиональных художников- народников : ложка резная или расписная, декоративная кухонная утварь. Эти предметы часто являются самостоятельными арт- объектами, произведениями искусства и не используются по своему прямому назначению. Данный раздел народной культуры относится у нас к декоративному искусству.
Декоративно- прикладное искусство любого народа, края, республики, неразрывно связано с его этнокультурным социумом. В школьной программе важное место в изучении национальной культуры занимают древние образы в народном искусстве. На самых первых занятиях изобразительным искусством, начиная с начальных классов, одна из первых тем посвящена символам, которые наши далекие предки вышивали на одежде, вырезали на деревянной утвари, изображали на украшениях и глиняных чугунках. Эти образы служили не только украшением – они несли сакральный смысл.
Как и в любом виде искусства, в декоративно- прикладном искусстве есть своя азбука, своя грамота. Орнамент- основа декоративной изобразительной грамоты.
Орнамент — один из древнейших видов изобразительной деятельности человека, в далеком прошлом несший в себе символический и магический смысл, знаковость, семантическую функцию. Исследователи орнамента считают, что он возник уже в верхнепалеолитическую эпоху (15—10 тыс. лет до н. э.). Основанный на неизобразительной символике, орнамент был почти исключительно геометрическим, состоящим из строгих форм круга, полукруга, овала, спирали, квадрата, ромба, треугольника, креста и их различных комбинаций. Использовались в декоре зигзаги, штрихи, полоски, «елочный» орнамент, плетеночный («веревочный») узор. Древний человек наделял определенными знаками свои представления об устройстве мира. Например, круг — солнце, квадрат — земля, треугольник — горы, свастика — движение солнца, спираль — развитие, движение и т. д., но они, по всей вероятности, еще не обладали для предметов декоративными качествами (часто покрывались орнаментом скрытые от глаз человека части предметов — днища, оборотные стороны украшений, оберегов, амулетов и др.). Постепенно эти знаки-символы приобрели орнаментальную выразительность узора, который стал рассматриваться только как эстетическая ценность. Цель орнамента определилась — украшать. Но справедливо будет отметить, что из орнаментальных мотивов появилась пиктография, ранний этап письменности.
Декоративные изобразительные элементы древнейшего творчества сохранились в традиционном искусстве народов Африки, Австралии, Океании, в орнаментах южно-американских индейцев. В их орнаментальных и декоративных мотивах параллельно сосуществуют реальные и геометрические условно стилизованные формы. Но и реальную форму художник обычно «геометрически» стилизует. Часто стилизация и обобщение фигур животных и людей приводит к полной утрате их внешней узнаваемости и связи с исходным образом. Они воспринимаются просто как геометрический узор. Возникнув на заре человечества, орнамент эмоционально и эстетически обогащает многообразие форм и образную структуру каменной и деревянной резьбы, тканого узора, ювелирных изделий, книжной миниатюры.
За много лет существования декоративного искусства сложились разнообразные виды узоров: геометрические, растительные, комплексные и т. д., от простых сочленений до сложных хитросплетений. Орнамент может состоять из предметных и беспредметных мотивов, в него могут входить формы человека, животного мира и мифологические существа, в орнаменте переплетаются и сочленяются натуралистические элементы со стилизованными и геометризированными узорами. На определенных этапах художественной эволюции происходит «стирание» грани между орнаментальной и сюжетной росписью. Это можно наблюдать в искусстве Египта (амарнский период, искусстве Крита, в древнеримском искусстве, в поздней готике, модерне.
Условные знаки:
Земля–прямая горизонтальная линия
Вода– волнистая горизонтальная
Дождь– вертикальная линия
Огонь, солнце – крест или круг с крестом
Ромб — символ засеянного поля
Из этих элементов выстраивался узор
Образ матери:
Женская фигура – это божество, выражавшее представления о земле, которая родит, и о женщине – продолжательнице рода. Называют этот образ по разному: великая богиня земли, плодородия, мать-сыра земля, Макошь, что означает «мать хорошего урожая»
Женская фигура связана с символами: деревом, птицами, животными, солнечными знаками.
Из тела богини нередко проростают ветви, а вместо головы у нее изображение ромба – древнего знака солнца иногда ее фигура напоминает дерево
Древо жизни :
Символ растительных сил земли, вечно живой, процветающей природы. Его изображение символ –«счастливое продолжение рода»
Конь:
Всадник на коне освобождал весну от зимнего плена, отпирал солнце, открывал путь вешним водам
Конь необходим крестьянам, чтобы выращивать хлеб как и солнце. Любимый образ народного искусства
Птицы:
Птица-пава – птица света
Люди верили, что птицы пением прогоняют зимний мрак, стужу и приносят на крыльях весну красную
Выпекали в форме птиц обрядовое печенье «жаворонки»
Птицы символы света, тепла
Одухотворение образов, отображённое в архитектурных композициях, предметах быта, художественных произведениях и фольклорных текстах, древние образы в народном искусстве отражают представления наших предков об окружающем мире.
Основные образы - примеры сакральных символов и их значение точно в доступной форме представлены в теме «Древние образы в народном искусстве» Это геометрический орнамент, образы солнца, яйца, Древа Жизни, неба, воды, матери-земли, изображения животных и другие. Солнце олицетворяло лоно Вселенной. Древо Жизни – центр мироздания, иерархическая структура бытия. Яйцо – символ жизни, небесная сфера, из которой возникают звезды, планеты. Образ Земли ассоциировался с образом матери-кормилицы. С помощью орнаментов изображались небо, земля, вода, животные и растения, огонь, проявления природы (ветер, дождь, снег и т. д.).
Солнце - это самый древний образ в народном искусстве. Солнце считалось центром мира и источником жизни, символизировало небесную духовность, часто приобретая образ отдельных богов. Культ Солнца был всемирным. В Ипатьевской Летописи 1114 года указывается, что «Солнце царь, сын Сварогов, еже есть Дажьбог». По другим источникам, богом солнца считался Сварог. Солнце – это «Око Божье», которое наделяется эпитетами «святое», «праведное», «ясное», «красное», «прекрасное». Позже Солнце занимает особое место в небесной иерархии рядом со Всевышним: ясный месяц, светлое солнышко и Бог Небесный. Вспомним поучение Владимира Мономаха, который указывал на необходимость отдавать «утреннюю Похвалу Богу, а затем восходящему солнцу». Солнце обозначалось нашими предками иносказательно в виде ромбов, круглых розеток и даже лошадей (символизируют приход весны). Им украшали женские головные уборы, пояса, бусы, выпечку, свадебный каравай, яйца-писанки, керамику и т. д.
Древо Жизни- это не менее древний образ в народном искусстве, чем Солнце. Символизирует триединство мира, мировое дерево, мифическую птицу – создателя Сущего. Оно объединяет небо (ветви, землю (ствол) и подземный мир (корни). Также Древо означает род – отсюда название «родовое древо», «корни рода», «родные корни». Изображение Древа Жизни имеет, пожалуй, самую сложную орнаментальную структуру. Это причудливый узор, изображающий раскидистое дерево, с листьями, крупными плодами и цветами. Часто верхушки дерева-орнамента венчают изображения волшебных птиц-хранителей (отсюда выражения «синяя птица», «птица счастья»). Канонически Древо изображается растущим из чаши (сосуда, указывая тем на истоки своих корней от священного лона (вместилища мира, вселенной).
Мать-Земля- Земля всегда ассоциировалась с женским образом матери, ведь Земля – это кормилица. Богиня плодородия встречается во многих мировых культурах. Древние образы в народном искусстве матери-Земли олицетворялись с большегрудой женщиной. Она может и детей родить, и урожай «родить». До сих пор археологи находят фигуры деревянных истуканов женского пола, установленных в полях. На орнаментальных изображениях мать-Земля почти всегда стоит с воздетыми к небу руками, а вместо головы может быть изображен ромб – один из символов Солнца. Тем самым подчеркивается зависимость урожая от солнечного тепла и неба (дождя). Небо Согласно древним верованиям, Небо представлялось стержнем мироздания, символом космоса, то есть порядка и гармонии, источником жизни. Семантика слова «небо» у многих народов означает «число», «гармония», «середина», «порядок», «пуп», «жизнь» (в частности в латинском, английском, латышском, хеттской, ирландской, валлийском языках).
Древние образы в народном искусстве наделяли Небо особой силой: часто интерпретация слова «небо» созвучна понятию «Бог». Наши далекие предки считали, что Небо - это река, по которой путешествует яркое солнце. Иногда с Небом отождествлялась корова, которая считалась небожителем и называлась «небесной коровой». Людям Небо представлялось полусферой, куполом, крышкой, сосудом, которые защищали их. Образы неба обозначались на расписных яйцах, рубашках, полотенцах, коврах и т. д.
Орнамент Издревле гончарные, тканые, вышитые, рисованные, плетеные, резные деревянные и каменные предметы быта украшались различными орнаментами. Узоры имели мировоззренческую семантику и композиционно состояли из простых элементов : точек, зигзагов, завитков, прямых и спиральных линий, кругов, крестов и других. Среди основных групп и видов орнаментов (геометрического, растительного, зооморфного и антропоморфного) исследователи выделяют группу символов небесных тел (солнца, луны, звезд и т. д.). Именно в виде орнаментов чаще всего изображались древние образы в народном искусстве. Центральное место в таких композициях обычно занимали астральные знаки небесного огня, звезд, солнца и месяца. Позднее эти обожествленные элементы трансформировались в цветочный орнамент. Вывод Солнце, Древо Жизни, мать-Земля, Небо, Месяц – это основные древние образы в народном искусстве. Обсуждение их значений и на школьном уроке, и среди ученых перерастает в увлекательную полемику. Достаточно представить себя на месте давнего предка, чтобы понять, какое неизгладимое впечатление производят величественный восход Солнца и бездонная глубина небесного свода над головой, буйство стихии и умиротворяющий огонь очага. Всю эту красоту, величие, необузданность наши прародители запечатлели доступными им способами для грядущих поколений.
Символ "Мировое дерево" рассматривается по вертикали с соотнесением к каждой его части класса особых существ, божеств или - что чаще - животных. В верхней части, в ветвях, живут птицы: чаще всего рисуют двух орлов. Посередине изображение Мирового дерева обычно связывается с копытными: лоси, олени, коровы, антилопы, лошади. Иногда это пчёлы, в позднейших традициях - человек. В нижней части, там, где корни, живут лягушки, змеи, бобры, мыши, рыбы, выдры, изредка - медведь или фантастические чудища из преисподней. В любом случае и всегда Мировое дерево жизни - символ троический. Например, шумерский эпос о Гильгамеше предъявляет нам все три значения: корни со змеёй, на ветвях птица Анзуд, а по центру дева Лилит. Индоевропейские мифы представляют тот же сюжет, где изображение Мирового дерева с богом грозы на вершине, который убивает змея, приютившегося в корнях, и выпускает на свободу стада, похищенные змеем. Египетская версия мифа: Ра - бог солнца, но в образе кота убивает змею у подножия сикоморы. В любой мифологии Мировое дерево культуры сакральных знаний преобразует хаос в космос посредством всех трёх своих ипостасей.
Родословное дерево Во многих эпосах и мифах образ Древа соотносится с генеалогией рода, со связью поколений и преемственностью, с имитацией брачных отношений. Нанайцы связывали с родовыми деревьями свои представления о женской плодовитости, о продолжении рода. На родовом дереве, в ветвях, жили и плодились души нерождённых людей, потом в виде птиц спускались, чтобы войти внутрь женщины этого рода. Мировое дерево славян иногда представлялось перевёрнутым, как, например, в некоторых заговорах, когда необходимо спуститься в нижний мир и вернуться оттуда: "На море-окияне, на острове Кургане белая берёзонька вверх кореньями, вниз ветвями". Перевёрнутые деревья встречаются изображёнными на ритуальных предметах, особенно часто этот мотив можно увидеть в славянских вышивках, что, несомненно, означает перевёрнутость нижнего мира, где всё наоборот: живое умирает, видимое исчезает и так далее. Горизонталь Объекты, изображённые по сторонам Древа жизни, образуют вместе с ним (а связь со стволом обязательна) горизонтальную структуру. Чаще всего по каждую сторону ствола симметрично изображены копытные животные и/или фигуры людей (или богов, мифологических персонажей, жрецов, святых и так далее). Вертикаль всегда относится к сфере мифологического, а горизонталь - это ритуал и его участники. Объект или образ, совмещё нный с Деревом: лось, корова, человек и т. д. - это жертва, она всегда в центре. Участники ритуала слева и справа. Если рассматривать горизонталь последовательно, можно понять, какого плана ритуал здесь обозначен, какую реализацию мифа он обеспечит: плодородие, благополучие, потомство, богатство.
Плоскость Горизонтальных осей может быть больше одной в схеме одного Дерева, чтобы образовать плоскость - квадрат или круг. Как нарисовать Мировое дерево в плоскости квадрата? Конечно, по центру. Плоскость имеет две координаты: спереди, сзади и слева направо. В этом случае получилось четыре стороны (углы, указывающие стороны света. Кстати, на каждой стороне - по углам - могут произрастать частные Мировые деревья, соотносимые с Главным деревом, либо вместо них, как в "Эдде" или у ацтеков, четвёрка богов - север, юг, запад и восток. Так же точно рисуют Мировое дерево лапландцы посредством бубна, города в Китае - это то же самое древо, вписанное в квадрат. Да и в избе четыре угла.
Ход урока:
Приступая к выполнению практического задания, следует учитывать особенности психофизического развития обучающихся с ментальными нарушениями, как то : Синдром Дауна, Аутизм, и т. д. Обязательно даём посмотреть, потрогать каждому воспитаннику предметы народного искусства, так как осязание и наглядное изучение предложенных экспонатов способствует эффективной коррекции вышеприведённых дефектов.
Учащимся предлагается изобразить у себя в альбоме основные мотивы народного искусства. Урок ведётся по тому же самому принципу- преподаватель рисует на доске, учащиеся в тетради. Следует учитывать законы линейной композиции. Грамотно скомпоновать элементы в формате листа, предварительно наметив место для каждого. В работе используем знания и умения, полученные на занятиях по классическому рисунку. Но есть один важный момент. Занятие направлено на развитие у учащихся чувства живой, певучей линии. Преподаватель показывает на доске рисование линией, а не штрихом или засечками. Рисунок намечается не последовательно, а сразу линией. Графические материала могут быть совершенно разнообразными. Мягкие- уголь, соус, сепия, сангина. Сангина- имитация цвета, которым были нарисованны первобытные наскальные рисунки. Её цвет напоминает цвет застывшей крови животных. Графитные материалы. Тушь, акварель, гуашь. В последнее время в моду входят всевозможные цветные мелки, гелевые ручки. Стоит учитывать, что фломастерам всё же стоит предпочесть цветные карандаши или восковые мелки, так как по мнению опытных педагогов, это лучше развивает мелкую моторику.