Татьяна Костылева
Занимательная ситуация по обучению грамоте в старшей группе «В гостях у Феи букв и звуков»
▼ Скачать + Заказать документы
Занимательная ситуация по обучению грамоте в старшей
логопедической группе с элементами экспериментирования
«В гостях у Феи букв и звуков»
Цель: Развивать познавательную активность, дифференцировать понятие «звук» и «буква»
Задачи:
Образовательные
Расширять знания детей о звуках, и распространении звуковых волн.
Публикация «Занимательная ситуация по обучению грамоте в старшей группе „В гостях у Феи букв и звуков“» размещена в разделах
- Буквы. Знакомимся с буквами и звуками
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Обучение грамоте. Звуки, буквы, слоги
- Старшая группа
- Темочки
Формировать представление о характеристиках звука - громкости, тембре, длительности.
Закреплять знания о строении человеческого уха – органа, воспринимающего звуки.
Закреплять понятие – «звук», «буква».
Развивающие:
Развивать умение сравнивать различные звуки, определять их источник.
Развивать умение говорить и слушать.
Воспитательные:
Воспитывать интерес к процессу обучения, используя игру, как основную форму.
Материал: Музыкальные инструменты, листы с буквами, корзинки с бросовым материалом, мячики – ежики,
Ход ОД.
Дети заходят в группу, здороваются.
В. Объясняю, что мы сегодня будем говорить о звуках и буквах. Предлагаю им отправиться в путешествие на планету, где живут звуки и буквы. (В грамзаписи звучит космическая мелодия.) Дети открывают глаза, представляюсь им как Фея букв и звуков. Объясняю им, что моя планета невидимая и очень большая. Звуки есть повсюду, но их нельзя увидеть, можно только услышать. Звуки издают животные, а люди произносят звуки речи, из звуков речи состоят слова. И мы прекрасно понимаем друг друга.
В. Приглашаю детей к столу. Посмотрите, на столе лежат предметы. Что это?
Д. Музыкальные инструменты
В. Возьмите по одному инструменту, по очереди попробуйте сыграть на нем и скажите, что вы слышите?
Д. Разные звуки.
В. Попробуйте рассказать про них, какие они?
Д. Тихие - громкие, шумные, высокие – низкие, мелодичные.
В. Ребята, а звуки издают только музыкальные инструменты?
Д. Нет, есть другие звуки.
В. А давайте проверим.
Опыт 1 Материал: Металлическое ведро, деревянная ложка, тряпочка, 3 бокала на ножках с цветной водой, палочки.
В. Вызываю детей по одному и предлагаю выполнить задание:
- Лиза напой любую песенку.
- Илья, возьми ведро и крикни в него.
- Амелия, возьми деревянную ложку и ударь по ведру.
- Соня, возьми тряпочку заверни ложку и ударь по ведру.
- А сейчас посмотрите, я вам сыграю короткую мелодию на бокалах (палочкой стучу по бокалам).
В. Что вы слышите? (перезвон)
В. Какой мы сделаем вывод?
Д. Вокруг нас много вещей, которые издают разные звуки.
В. А как распространяется звук, как он движется? Узнать это нам поможет следующий опыт.
Опыт 2. Материал: Емкость с водой и камни. Дети подходят к столу.
В. Прошу детей по одному бросить камушек в воду. Что вы увидели? (по воде расходятся круги). То же самое происходит и со звуком, он расходится в разные стороны и мы его слышим, но не видим.
- по воздуху передаются невидимые волны, которые называются звуковые.
- Вы узнали, что есть разные звуки и как они передаются.
- Чем мы слышим звуки? (ушами).
Рассматриваем схему уха человека. (ушная раковина, перепонка слуховой проход).
Опыт 3 Материал: Бумажные воронки.
В. Раздаю бумажные воронки. Предлагаю приложить к уху узким концом и послушать музыку. Проверяем качество звука.
В. И так, ушная раковина помогает слышать звуки? (да) Всю свою жизнь здоровый человек слышит различные звуки, которые служат нам источником информации об окружающем мире.
Физминутка
Сделаем массаж рук мячиком-ежиком.
Я мячом круги катаю,
Взад вперед его гоняю.
Им поглажу я ладошку,
Будто я сметаю крошки.
И сожму его немножко,
Как сжимает лапу кошка.
Каждым пальцем мяч прижму
И другой рукой начну.
А теперь последний трюк –
Мяч летает между рук.
В. Вы уже знаете, что звуки нельзя увидеть, но их можно услышать и произнести.
В. Какие звуки речи вы знаете? Назовите их.
Д. (гласные и согласные).
В. Я расскажу вам сказку. Однажды солнышко придумало им имена, а случилось это так. На одной стороне планеты жили звуки, их пригревало солнышко и они пели, голосили – А, О, У, И, Ы, Э. Эти звуки мы произносим только с помощью голоса. Как они называются?
Д. Гласные.
В. А на обратной стороне планеты звуки не умели петь, жили не весело, солнышко их не грело, звуки страдали и при этом одни кряхтели – КККК, рычали – РРРР, шипели – ШШШШ, пыхтели – ПППП.
В. Что же помогает нам произносить эти звуки?
Д. губы, зубы, язык.
В. Солнышко сказало им: «Негоже вам так жить. Гласные дружные и веселые. Вам надо с ними подружиться и стать опять счастливыми».
- Согласны? – улыбнулось солнышко. Согласны! – хором ответили звуки, которые так и назвали согласные. И вот гласные и согласные стали жить опять в мире и согласии.
- Затем звуки невидимки захотели показать себя, мы же их только произносим и слышим. Тогда они стали надевать красивые костюмчики, так появились буквы, которые мы пишем, видим и читаем.
В. Скажите, а какие костюмчики надели гласные звуки?
Д. Красные.
В. А согласные?
Д. Синие и зеленые.
В. Почему у согласных разные костюмы?
Д. согласные бывают твердые и мягкие.
В. На столе, на листе бумаги у вас нарисованы буквы, возьмите карандаш и обведите гласные звуки красным цветом, а согласные синим.
В. Предлагаю детям придвинуть к себе корзинки, в которых приготовлен материал для выкладывания буквы.
- Задание: Выложить букву, с которой начинается имя ребенка (дети называют свое имя и букву)
В. А сейчас я предлагаю вам интересные опыты с буквами.
Опыт 1 Материал: бумага, клей, кисточка, дождик.
В. Какая буква спряталась?
(Незаметно рисую букву клеем) Прошу детей посыпать дождиком на листок бумаги, где нарисована буква, остатки стряхиваю, а где был намазан клей, появляется невидимая буква.
Опыт 2 Материал: чашка, четвертинка лимона, ватные палочки, вода, листы бумаги.
В. Дети сейчас я научу вас писать невидимые письма, их никто не сможет прочитать кроме вас.
Этапы эксперимента:
Выжимаем в чашку лимонный сок
Добавляем столько же воды и перемешиваем
Ватную палочку обмакиваем в сок и пишем на бумаге письмо.
Просушиваем надпись
Проглаживаем бумагу горячим утюгом.
- Результат будет ошеломляющим: на чистом листе проявится написанный текст.
В. Объясняю детям, что кристаллики высохшей лимонной кислоты сгорают под утюгом, оставляя следы на бумаге.
-Итог занятия.
В. показываю детям свою волшебную шкатулку, в которой лежат медали «Умники» и «Умницы», награждаю детей, благодарю за работу