Людмила Клименко
Этапы усвоения детьми трудных звуков
▼ Скачать + Заказать документы
1. Звук С
Твердый звук с появляется у детей в возрасте 2 - 2,5 года. Могут быть замены с - сь, межзубное или призубное произношение. К четырем годам дети усваивают произношение твердого звука с (однако возможны замены и пропуски). К пяти годам, как правило, закрепляется произношение звука с. Иногда наблюдается смешение звуков с - з, с - ц, с - ш и др. В старшем дошкольном возрасте нужно продолжать работу над четким и ясным произношением звука.
2. Звук З
Публикация «Этапы усвоения детьми трудных звуков» размещена в разделах
Появляется звук з на втором году жизни. В основном ребенок заменяет его мягким вариантом: Зея (Зоя). К концу третьего года у ребенка появляется твердый звук з, однако может быть смешение артикуляционно близких звуков : "жук" - "зук", "зубы" - "субы". К концу четвертого года жизни большинство детей усваивают и правильно произносят звук.
3. Звук Ц
Усвоение звука ц проходит через такие промежуточные звуки : ть-сь-с-тс-тц (типленок - сипленок - сыпленок - тсыпленок - цыпленок).
Данная система заменителей не является обязательной для всех детей. На третьем году жизни у ребенка может еще отсутствовать твердый звук ц.
4. Звук Ш
Шипящий звук ш появляется обычно на третьем году жизни. Но он еще очень неустойчив. Многие дети смешивают его со свистящим с ("суба" вместо "шуба"). У некоторых детей в 4-5 может наблюдаться неправильное формирование звука : боковое, нижнее и др. Не всегда четко дифференцируется в речи. Может заменяться не только свистящими, но и звуками х и ф. («Сыски», «хыхки» и «фыфки»). К 5-6 годам произносительная сторона достигает довольно высокого уровня.
5. Звук Ж
Появляется в 2 года 3 месяца. Некоторые дети произносят его сразу верно, но большинство заменяют свистящим: "зук" вместо "жук". В 3-4 года большинство детей усваивают правильное произношение звука ж.
К 4-6годам звук обычно чистый, но иногда дети испытывают затруднение при произнесении слов, насыщенных свистящими и шипящими звуками.
6. Звук Ч
Появляется в 2 года 3 месяца. Но некоторые малыши заменяют его соответствующим твердым свистящим: "цасы" вместо "часы". В 4 года большинство детей усваивают и правильно произносят звук ч. Возникают трудности при произнесении слов, насыщенных одновременно шипящими и свистящими звуками. В 5-6 лет ч произносится четко. Но может наблюдаться смещение ч-ц, щ-ч. Необходима работа по развитию фонематического слуха.
7. Звук Щ
У некоторых детей появляется в 2года 3 месяца. Но большинство еще не произносит шипящий, заменяя его твердым свистящим: "сенок" вместо "щенок", "савель" вместо "щавель".
В 4-5 лет может наблюдаться обратимая замена, когда вновь появившийся звук щ произносится и в тех случаях, где его употребление неуместно. К 4-5 годам заканчивается усвоение шипящего щ. Но может быть и смешение: щ - ч, щ - сь.
8. Звук Л
Мягкий звук ль появляется на втором году жизни. В 3 года дети заменяют мягким ль звуком й : "бойно" (больно). К четырем годам появляется звук л, но иногда дети заменяют его и или ль. В 5-6 лет улучшается произношение, но могут быть трудности в употреблении слов, насыщенных одновременно звуками л и р (лаборатория).
9. Звук Р
Твердый звук р появляется у детей в 2-2,5 года. Процесс усвоения звука р происходит через следующую систему заменителей й-ль-л-рь-р (рыба - йыба - либа - лыба). Данная система заменителей не является обязательной для всех детей. У большинства детей в 4 года может наблюдаться замена сонорного звука р на й или ль. К концу пятого года большинство детей усваивают и правильно произносят звук р.