Людмила Макарова
Дидактические игры для усвоения предлогов детьми с ОВЗ
▼ Скачать + Заказать документы
Предлоги – это слова, которые служат для связи слов в словосочетаниях и предложениях и пишутся со словами раздельно.
Важно помочь ребёнку усвоить смысловое значение каждого предлога (так называемого «маленького слова», так как только при этом условии он сможет правильно употребить их в своей речи. Значение каждого предлога объясняется отдельно, причём объяснение обязательно сопровождается наглядным и неоднократным показом на конкретных предметах. Например, объяснив ребёнку значение предлога НА, взрослый говорит: «Вот смотри, я кладу кубик НА стол, а теперь кладу его НА шкаф (совершает соответствующие действия). То же самое проделывается и с предлогом В (каждое действие проговаривается).
Публикация «Дидактические игры для усвоения предлогов детьми с ОВЗ» размещена в разделах
- Дидактические игры
- Предлоги. Конспекты занятий
- Работа с Особыми детьми. Дети с особыми возможностями здоровья (ОВЗ)
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая авторская дидактическая игра» январь 2020
При объяснении значений предлогов можно использовать наглядность – схемы. Предлог указывает на пространственное положение предмета. Каждому предлогу соответствует своя схема.
Дети с ОВЗ, испытывают трудности, связанные с ориентацией в окружающем пространстве. Отсюда несформированность пространственных понятий и трудности формирования навыков правильного употребления предлогов. Отмечается следующая последовательность появления частей речи в развивающейся детской речи: существительные, глаголы, прилагательные, местоимения, наречия, числительные, служебные слова.
Предлоги появляются позже всех знаменательных частей речи. По мере развития речи значения предлогов всё больше и больше детализируются и обогащаются.
По А. Н. Гвоздеву отмечается следующая последовательность усвоения предлогов в онтогенезе: в, на, под, над, из, около, за, у, с, из, перед, между, по, к, до и др.
В 6 летнем возрасте при нормальном развитии в речи ребенка – 21 предлог.
Нарушение предложно-падежных конструкций проявляется в виде следующих ошибок:
а) пропуск или замена предлогов;
б) замена одной предложно-падежной конструкции другой;
в) неправильное употребление падежного окончания существительного; г) неправильное употребление,
как предлога, так и падежного окончания.
Освоение предлогов не так просто для детей, как это может показаться. Малыши часто пропускают предлоги в своей речи или путают их, допуская речевые ошибки. В занимательных дидактических и играх можно помочь малышам освоить предлоги и научиться точно и правильно, без ошибок употреблять их в своей речи.
Каждому предлогу соответствует своя схема.
Лото "подбери картинку"
Игра "Бабочка порхает"
Играем с гусеницей
"Игра с кубиком".
Дети по изображению на кубике подбирают соответствующую картинку.
Сотавление рассказов о гномиках-предлогах.
Подбери предлог к картинке.
Сделай так как на картинке.
Поставь фишку, где птичка вылетает из клетки и т. д.
Каждому ребёнку раздаётся карточка.
Карточка у педагога.
Задавайте вопросы ребёнку, а он, глядя на картинку, должен показать нужный фрагмент.
ПОКАЖИ:
1. Где колобок забрался в кубик?
2. Где колобок стоит между кубиками?
3. Где колобок спрыгивает с кубика?
4. Где колобок вылезает из кубика?
5. Где колобок прыгает над кубиком?
6. Где колобок ходит по кубику?
7. Где колобок убегает от кубика?
8. Где колобок стоит у кубика?
9. Где колобок выглядывает из-за кубика?
10. Где колобок вылез из-под кубика?
РАССКАЗЫВАЕМ ВМЕСТЕ: Взрослый говорит начало предложения, а ребёнок доваривает слова (в скобках) и показывает картинки.
Путешествие колобка.
Гулял колобок и увидел кубик. Подошёл он к чему (к кубику). Решил он залезть куда? (на кубик). Стал подпрыгивать над чем? (над кубиком). Кубик перевернулся, и колобок залез куда? (в кубик) и снова вылез откуда (из кубика). Потом снова стал ходить по чему? (по кубику). Ему стало неинтересно, и он спрыгнул, откуда (с кубика). Впереди он увидел много кубиков и пошёл к чему? (к кубикам). Встал где? (между кубиками, постоял и решил убежать, откуда? (от кубиков). Решил поднять кубик, поднял и оказался где? (под кубиком). Подержал кубик и вылез из-под чего (из-под кубика). Вспомнил, как он залезал куда? (в кубик, потом вылез, откуда? (из кубика). Очень устал, встал где? (у кубика). Отдохнул и спрятался куда? (за кубик, выглянул из-за чего? (из-за кубика). Вот и домой пора, встал перед чем? (перед кубиком) помахал рукой и убежал.
Лото "Кто куда спрятался?"
Посади мальчика на качели. Где сидит мальчик? и. д.
Игра "Путешествие по дороге".
С детьми закрепляется знание предлогов и приставочных глаголов.
Благодарю педагогов за внимание к моей работе. Спасибо!