Наталья Плахтеева
Этапы работы над проектом «Гербарий «Плодовые деревья и кустарники нашего приусадебного участка»
▼ Скачать + Заказать документы
Подготовительный этап проекта
Поиск необходимой литературы по теме проекта
Так как в этом проекте ребёнку помогали родители, то первоначальный этап – это совместный поиск материала по теме проекта. Были использованы научная, художественная литература, а также ресурсы интернета.
Узнали много интересного и полезного:
- когда и как собирать материал для гербария;
- как правильно подготовить его для оформления;
- как составить гербарий.
В ходе этой работы выяснили:
Темочки:
- Гербарий
- Деревья и кустарники
- Деревья. Проекты
- Оформление детских садов
- Проекты по благоустройству территории участков детских садов
- Проекты, проектная деятельность
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» октябрь 2018
- при работе с гербарным материалом надо быть аккуратными ввиду его хрупкости;
- придерживаться правил составления гербария и оформления гербарного листа;
- высушенный материал можно ещё использовать для создания аппликаций, букетов и коллажей.
А также в процессе работы над научно - познавательным проектом выяснили интересные факты:
1. Жозеф Турнефор (1656—1708, французский врач, ботаник и путешественник был первый, кто применил термин «гербарий» (около 1700 года) к сборам засушенных растений.
2. Способ засушивания растений между листами бумаги изобрёл итальянский врач и ботаник Лучо Гини (1490—1556).
3. Луччо Гини, как основатель Пизанского ботанического сада, первым изобрёл гербарии.
4. В России первый гербарный лист был заложен Петром I.
Основной этап проекта
Сбор растений
Так как гербарий – это коллекция засушенных растений, наша работа сводится к тому, чтобы растения (или их части) собрать, засушить и составить из них коллекцию.
Для того чтобы побольше узнать об окружающих растениях, необходимо научиться собирать и составлять гербарий.
Как оказалось, существуют правила составления гербария.
1. Лучше собирать растения в сухую солнечную погоду.
2. Растения для гербария нужно собирать в местах, где их растёт много, выбирая экземпляры среднего размера.
3. Если встречается всего одно растение, то его надо оставить – возможно, оно редкое для этих мест, и, появившись в гербарии, навсегда исчезнет там, где его нашли.
Родители напомнили, что мы не должны приходить к природе как варвары, и даже если что-то берём от неё, то надо позаботиться о том, чтобы у природы хватило сил восстановиться.
Плодовые деревья, растущие на нашем приусадебном участке: яблоня, абрикос, слива, айва, вишня, алыча и кустарники – кизил, орех лещина, калина, шиповник.
Для гербария собираем небольшие веточки с листьями этих растений.
Подготовка материала к засушиванию
После сбора материала надо как можно раньше заняться обработкой собранных листьев. Если необходимо, надо отряхнуть с них пыль или мелкий мусор и поместить их между двумя листами бумаги.
Сам лист растения нужно хорошо расправить, следя при этом, чтобы он сохранял естественный вид. Теперь надо хорошо высушить собранные листья.
Все собранные листья аккуратно разложить и между страницами старой и уже не нужной книги или между листами бумаги или газеты. Затем газеты (или листы бумаги) с листьями нужно поместить под пресс.
В качестве пресса можно использовать все что угодно (можно использовать и книги).
К дальнейшей работе с листьями можно приступать только после их полного высушивания.
Составление гербария
Для изготовления гербария понадобится бумага для ксерокса, картон.
Составлять гербарий мы начали после того, как листочки хорошо просохли. Теперь они стали очень хрупкие! Необходимо очень аккуратно обращаться с ними.
Расположение растения (или его частей) на гербарном листе
Засушенные растения располагаются на листе, который так и называется - гербарный лист.
Гербарный лист должен располагаться вертикально. Кроме засушенного растения (или его части), на гербарном листе надо кратко описать это растение.
Работу по составлению гербария мы разбили на два этапа:
1 этап — размещение сведений о растении на гербарном листе
2 этап – размещение засушенного материала на подготовленном гербарном листе.
Каждая веточка с листочками была аккуратно перенесёна на гербарный лист и наклеена с помощью скотча.
Это было делать не просто, особенно веточки, на которых расположено несколько маленьких листочков - они тонкие и хрупкие
Завершающий этап
Оформление проекта на бумажных носителях
Для этого собираем в одну папку все гербарные листы и материал, который поясняет всю нашу работу:
- титульный лист;
- содержание проекта;
- два приложения к проекту (сказки, стихи, загадки, считалки о плодовых деревьях и кустарниках, собранных в гербарии, а также раскраски этих растений)
Также можно оформить этот проект в виде мультимедийной презентации, добавив в него и фотоматериал, сделанный во время работы над проектом.
Теперь гербарий «Плодовые деревья и кустарники нашего приусадебного участка» - стал готовым пособием для рассматривания, изучения, демонстрации в классе, а также для использования его на уроках и классных часах
Гипотеза наша подтвердилась:
- составив свой гербарий, можно узнать много интересного и расширить свой кругозор;
- у разных плодовых деревьев и кустарников разные по размеру и виду листья и они располагаются на ветках разных деревьев по-разному;
- работа по составлению гербария вызвала большой интерес и желание составлять гербарии и других растений;
- подобный вид совместной с родителями деятельности очень понравился, мы с интересом искали, рассматривали и засушивали листья для гербария.
Заключение
Выводы
Листья плодовых деревьев и кустарников красивы и разнообразны по своему строению и внешнему виду.
Очень интересно наблюдать за их ростом весь год, начиная с появления весной на ветвях деревьев почек, затем маленьких зелёных листочков. Ближе к лету эти листочки становятся большими и зелёными. А осенью листья приобретают красивый жёлтый, красный или оранжевый цвет. К ноябрю листья с деревьев опадают и уже на земле они становятся коричневыми.
Работа по составлению гербария была очень интересной и насыщенной. Теперь этот гербарий можно использовать:
- на уроках по изучению окружающего мира;
- на уроках по кубановедению при изучении плодовых растений нашего края;
- для художественно-творческой деятельности при рисовании с натуры, составления различных аппликаций и коллажей с использованием этого замечательного природного материала.