Галина Григорьева
Эстетическое развитие детей средствами театральной деятельности
▼ Скачать +Заказ
Художественное творчество – деятельность в области искусств, технологии и организации труда, направленную на создание или открытие качественно нового, ранее для данного субъекта неизвестного, посредством специфических художественно-интеллектуальных процедур.
Важнейшим средством активизации процесса художественно-творческого развития является театрализованная деятельность. Теоретическое обоснование места и роли театрализованной деятельности в процессе художественно-творческого развития личности представлено в трудах Л. В. Артемовой, Л. П. Бочкарёвой, Н. А. Коротковой, Н. А. Михайленко и других.
Публикация «Эстетическое развитие детей средствами театральной деятельности» размещена в разделах
Театрализованная деятельность имеет большое значение для всестороннего развития ребенка, позволяет решать многие педагогические задачи, касающиеся интеллектуального, художественно-эстетического и нравственного воспитания дошкольника.
Особенности театрально-творческой деятельности детей дошкольного возраста определены общими психологическими особенностями данной возрастной группы и самым непосредственным образом зависят от них. Это положение доказывается существующей общностью особенностей проявления ребенка во всех видах искусства, включая и особенности театрально-творческой деятельности. Сюда относятся: эмоциональность восприятия и присущая ему фрагментарность (неумение выделить главное, концентрация внимания на деталях) ; перечислительность, констатация фактов, событий; привычка комментировать происходящее во время творческой деятельности; схематичность изображения, рассказа, действия, характера; отсутствие разработанного замысла и его видоизменение в процессе выполнения творческой задачи.
Театрализованная деятельность приобщает ребенка к духовному богатству. Произведения искусства заставляют волноваться, сочувствовать персонажам и переживать разыгрываемые события. Следовательно, театрализованная деятельность является важнейшим средством развития эмпатии – условия, необходимого для организации совместной деятельности детей. А это подразумевает наличие определенного уровня взаимоотношений в социуме.
Театрализованная деятельность позволяет формировать опыт социальных навыков поведения благодаря тому, что каждое литературное произведение или сказка имеет нравственную направленность. В результате ребенок познает мир умом и сердцем и выражает свое отношение к добру и злу. Любимые герои становятся образцами для подражания и отожествления. Именно способность ребенка к такой идентификации с полюбившимся образом позволяет педагогам через театрализованную деятельность оказывать позитивное влияние на детей.
Театрализованная деятельность позволяет ребенку решать многие проблемные ситуации опосредованно – от лица какого-либо персонажа. Это помогает преодолеть робость, связанную с трудностями общения, неуверенностью в себе. Кроме того, в совместной деятельности педагоги лучше узнают детей, особенности их характера, темперамента, мечты и желания. Создается микроклимат, в основе которого лежат уважение к личности маленького человека, забота о нем, доверительное отношение между взрослыми и детьми.
Театрализованная деятельность является одним из эффективных средств, активно будящих деятельность эмоционального воображения. Это такая деятельность, которая требует от ребенка перевоплощения в образ изображаемого персонажа, веры в правдоподобность, разыгрываемого в действии содержания сказки. Дети должны видеть всего его в партнерах по игре, в персонажах сказки с их нравами, характером, настроением меняющимся по ходу развития действия. Для того чтобы это произошло, каждый участник игры должен быть до предела выразителен: жесты, мимика, телодвижения, голос каждого ребенка должен говорить об эмоциональном состоянии каждого персонажа.
Важнейшим условием для художественно-творческого развития детей дошкольного в театрализованной деятельности – стимулирование образного восприятия мира через знакомство детей с игрой актеров в спектаклях (пластичность движений, мимика, жесты, выразительность речи) .
Участие детей в драматизациях и спектаклях становится возможным при сформированности у них готовности к подобного рода деятельности, что включает в себя: знания театра как вида искусства; эмоционально-положительное отношение нему и определенный опыт собственной театрально-игровой деятельности.
Что значит «знать театр» по отношению к детям дошкольного возраста? Иметь представление о назначении театра как учреждения культуры, о специфике театральных профессий, об особенностях процесса подготовки спектакля.
Кроме конкретных знаний, обеспечивающих определенный уровень представлений о театре и устойчивый интерес к нему, необходимо дать детям этические представления, познакомить с культурой поведения в театре. Этот аспект должен пронизывать всю работу: предшествовать непосредственному знакомству с театром, сопутствовать беседам, играм, изобразительной деятельности и т. д.
Специальные занятия с детьми и их участие в драматизациях, т. е. опыт собственной театральной деятельности, помогают сформировать у детей умение осознанно применять средства образной выразительности (интонация, мимика, позы, жесты, пантомима, перевоплощаться (почувствовать и передать характерные особенности образа, вести ролевой диалог, соединяя речь с движением и т. д.
Исходя из анализа психолого-педагогической литературы по проблеме организации театрализованной деятельности дошкольников, можно сделать вывод о том, что все исследователи, занимающиеся этим вопросом (Н. Ф. Сорокина, Л. Г. Миланович, М. И. Чистякова, Л. В. Артемова, Н. А. Михайленко, Н. А. Короткова, Л. П. Бочкарёва, указывали на огромное значение театра в жизни дошкольника. В теории и практике работы с детьми дошкольного возраста театрализованная деятельность рассматривается как действенное средство разностороннего развития личности, воспитания активности, коллективизма, уверенности в своих силах, инициативы, творческих способностей ребенка.
Одним из основных средств развития личности ребенка, источником его индивидуальных знаний и социального опыта является среда. Причем предметно-пространственная среда не только должна обеспечивать совместную театрализованную деятельность детей, но и являться основой самостоятельного творчества каждого ребенка, своеобразной формой его самообразования. Поэтому при проектировании предметно-пространственной среды, обеспечивающей театрализованную деятельность детей, следует учитывать:
- индивидуальные социально-психологические особенности ребенка;
- особенности его эмоционально-личностного развития;
- интересы, склонности, предпочтения и потребности;
- любознательность, исследовательский интерес и творческие способности;
- возрастные и гендерные особенности.
Театрализованная деятельность с учётом выявленных педагогических условий формируется поэтапно.
1 этап – погружение детей в атмосферу театра. На этом этапе проводятся беседы с детьми, построенные на их впечатления от просмотренных спектаклей, о том, что представляет собой театр. Стимулируется образное восприятие мира детьми через знакомство их с игрой актёров в спектаклях (пластичность движений, мимика, жесты, выразительность речи и др.)
2 этап – участие детей в разыгрывании спектаклей (кукольных спектаклях, драматизациях). Овладение детьми различными средствами выразительности. Дети участвуют в предложенных этюдах, в которых они могут выразить себя в словах, движениях, пластике. Идет подготовка к спектаклю: выбор литературного произведения для постановки, прочтение. Дети могут попробовать себя в роле драматурга и постановщика, делать заявки на роли.
3 этап – работа над созданием образов. На этом этапе исполнитель вместе с педагогом находит для своего героя привычки, походку, жесты, пластику, подбираются костюмы, декорации.
В руководстве формированием творческой деятельности детей в театрализованной игре воспитатель должен опираться на принципы:
- гуманистической направленности (истинно гуманные отношения между взрослыми и детьми) ;
- интеграции (объединение в театрализованной игре разных видов искусства и деятельности) ;
- творческого взаимодействия взрослого и ребенка (сотворчества в художественно-эстетической деятельности) .
Основными специфическими методами работы по совершенствованию творческой деятельности детей в театрализованной игре являются :
- метод моделирования ситуаций (предполагает создание вместе с детьми сюжетов-моделей, ситуаций-моделей, этюдов, в которых они будут осваивать способы художественно-творческой деятельности) ;
- метод творческой беседы (предполагает введение детей в художественный образ путем специальной постановки вопроса, тактики ведения диалога) ;
- метод ассоциаций (дает возможность будить воображение и мышление ребенка путем ассоциативных сравнений и затем на основе возникающих ассоциаций создавать в сознании новые образы) .
Т. О. театрализованная деятельность при созданных педагогических условиях имеет большую эмоциональную привлекательность для детей, оказывает влияние на творческое развитие ребенка, что является одним из ведущих показателей результативности обучения и воспитания детей дошкольного возраста.