Ольга Кузьминова
Развитие логического мышления детей через игровую деятельность с использованием блоков Дьенеша
▼ Скачать + Заказать документы
«Чтобы переварить знания,
Надо поглощать их с аппетитом»
Дошкольное детство – это период интеллектуального развития всех психических процессов, которые обеспечивают ребенку возможность ознакомления с окружающей действительностью. Ребенок учится воспринимать, думать, говорить; он овладевает многими способами действия с предметами, усваивает определенные правила и начинает управлять собой.
Публикация «Развитие логического мышления детей через игровую деятельность с использованием блоков Дьенеша» размещена в разделах
- Блоки Дьенеша
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Логическое мышление
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» май 2016
Математика является мощным фактором интеллектуального развития ребенка, формирования его познавательных и творческих способностей. В настоящее время доказана не только возможность, но и необходимость раннего ознакомления детей с логикой математики. Делать это следует не для того, чтобы пораньше и побольше вложить в ребенка знаний (что по себе является вредным, а чтобы удовлетворить любознательность малыша, чтобы дать ему необычный (интеллектуальный) материал для игры и общения со взрослыми и со сверстниками, чтобы развить у него интеллектуальные способности, «инструменты мышления». Навык логического мышления – это способность «действовать в уме».
Почему же многим детям так трудно дается математика? В чем актуальность и значимость проблемы? Проанализировав свой опыт работы с детьми, пришла к выводу, что большой процент дошкольников затрудняются логически мыслить, анализировать, обобщать. Многие родители полагают, что главное при подготовке к школе – это познакомить ребёнка с цифрами и научить его писать, считать, складывать и вычитать. Однако забывают о том, что нужно научить ребёнка думать. При обучении в школе эти умения ненадолго выручают ребёнка. Запас заученных знаний кончается быстро и несформированность собственного умения продуктивно мыслить очень быстро приводит к появлению «проблем с математикой».
Как же «разбудить» познавательный интерес ребенка? Необходимо сделать обучение познавательным и занимательным. Оно станет таким, если дети в ходе его думают (анализируют, сравнивают, обобщают, доказывают, удивляются (радуются успехам и достижениям, новизне, внимательны (целеустремленны, настойчивы, проявляют волю в достижении результата, фантазируют (предвосхищают, создают самостоятельные новые образы).
Развивать логическое мышление дошкольника целесообразнее всего в русле математического развития. Мною был разработан математический проект в форме кружка «Смекалочка». В него вошли дети, у которых по результатам мониторинга, проводимого в начале учебного года, обнаружились проблемы по основным разделам математического развития. Кружок проводится 1 раз в неделю 20-25 минут. Особенность этой работы заключается в том, что данная деятельность представляет систему увлекательных игр и упражнений для детей с цифрами, знаками, геометрическими фигурами, тем самым позволяет качественно подготовить детей к школе.
Цель проекта - развитие логического мышления и психических процессов: внимания, памяти, воображения детей средствами занимательных игр и упражнений.
Задачи проекта:
1. Способствовать освоению детьми умения выявлять только одно свойство (цвет, форму, размер, толщину, сравнивать, классифицировать и обобщать предметы по каждому из этих свойств.
2. Развивать у детей умения оперировать одним свойством (выявлять и отличать одно свойство от другого, сравнивать, классифицировать и обобщать предметы).
3. Формировать умения оперировать двумя и даже тремя свойствами.
В чём заключается суть моего проекта?
Это поэтапное, постепенно усложняющееся, с учётом возраста, внедрение в воспитательно-образовательный процесс различных игр, игровых приёмов на развитие логического мышления, способствующих росту интеллектуальной культуры. Для ребят дошкольного возраста игра имеет исключительное значение: игра для них – учеба, игра для них – труд, игра для них - серьезная форма воспитания. Игра для дошкольников – способ познания окружающего мира. Весь комплекс заданий - это длинная интеллектуальная лестница, а сами игры и упражнения - ее ступеньки. На каждую из этих ступенек ребенок обязательно должен подняться.
Логические приемы – сравнение, синтез, анализ, классификация, доказательство и другие – применяются во всех видах деятельности.
Условия реализации программы.
В группе оформлена математический уголок, где есть игры на развитие логического мышления, картотека игр, подобран материал для экспериментирования и исследовательской деятельности, разработаны конспекты.
Одной из особенностей дошкольников является яркое проявление разных темпов развития детей. Исходя из этого, развивающая среда группы включает в себя игровой материал разного уровня сложности, чтобы дать возможность детям, опережающим в развитии сверстников, не останавливаться, а продвигаться дальше.
В уголке имеются:
1. Логические блоки Дьенеша. Они представляют собой эталоны форм - геометрические фигуры (круг, квадрат, равносторонний треугольник, прямоугольник, красного, синего, желтого цветов) и являются прекрасным средством ознакомления маленьких детей с формами предметов и геометрическими фигурами.
2. Перфокарты с условным обозначением свойств блоков (цвет, форма, размер, толщина) и с отрицанием свойств (не синий, не круглый и т. д.). Использование карточек позволяет развивать у детей способность к замещению и моделированию свойств, умение запоминать информацию о них.
3. Картотеки с загадками и задачами-шутками, занимательными вопросами. В загадках математического содержания анализируется предмет с количественной, пространственной, временной точки зрения, подмечены простейшие математические отношения.
4. Счетные палочки (головоломки) - трансфигурация, преобразование одних фигур в другие.
5. Дидактические, развивающие настольные игры.
Работа кружка «Смекалочка» ведется в вечернее, свободное от организованной образовательной деятельности время, в форме игровой деятельности. В гости к ребятам приходят разные сказочные герои, и дети помогают им выполнить задание, учат, как нужно выполнить, исправляют ошибки допущенные героями в выполнении заданий, участвуют в играх соревновательного характера. Работа ведётся соответственно разработанному плану.
Развитие логического мышления детей – процесс длительный и весьма трудоемкий; прежде всего для самих детей – уровень мышления каждого очень специфичен. Мы посчитали целесообразным внедрить в кружок работу в тетрадях на печатной основе "30 занятий для успешного развития ребенка". Авторы Гаврина С. Е., Кутявина Н. Л. Работа в тетрадях помогает провести индивидуальную работу с детьми и дифференцировать задания по сложности.
Разделение детей по результатам успешности помогает ориентироваться в подборе занимательного материала и задач, предупреждает возможные перегрузки «слабых» детей, потерю интереса (ввиду отсутствия усложнений) – у «сильных». Особый подход необходим к «слабым» детям. Учитывая их психические и физические особенности, я стараюсь внушить им уверенность в себе, подвести к самостоятельному решению простых задач. В случае быстрого утомления, меняю вид деятельности. «Сильные» дети, отлично справившиеся с конкретной задачей, по моей просьбе (или самостоятельно) «подключаются» к тем, кто испытывает серьезные трудности. Такая форма взаимодействия очень эффективна. Она помогает сплотить коллектив, дает возможность самоутвердиться успевающим детям и почувствовать уверенность в своих силах – более слабым.
Благодаря наличию в детском саду компьютера и интернета стало возможным проводить игры «Логика» на компьютере.
Благодаря логическим играм можно проследить формирование всех компетентностей у дошкольников:
- коммуникативной – дети учатся анализировать, рассуждать, логически мыслить, доказывать, пополняя словарный запас ( появляются такие определения: ". это красный, большой, круглый, толстый блок). Игры сопровождаются чтением загадок, стихов, потешек, считалок.
- здоровьесберегающей – развивают общую и мелкую моторику.
- социальной - в играх дети устанавливают и поддерживают отношения друг с другом (анализируют действия и поступки, проявляют умение разрешать конфликтные ситуации).
- деятельностной - используя блоки Дьенеша, дети учатся делать выбор, принимать правильное решение, договариваться о совместных действиях, работать в группе.
- информационной – играя, дети накапливают новые знания при работе с картинками, тетрадями, развивая логическое мышление. Дети добиваются результатов, опираясь на собственный опыт.
Ожидаемые результаты кружка «Смекалочка» ориентированы не только на сформированность отдельных математических представлений и понятий у детей, но и на развитие умственных возможностей и способностей, чувство уверенности в своих знаниях, интереса к познанию, стремление к преодолению трудностей, интеллектуальному удовлетворению. Сравнивая результаты успешности детей, посещающих кружок «Смекалочка» в прошлом году, виден положительный результат проведенной работы.
Уровни усвоения программы Начало года Конец года
Зона ближайшего развития 12 чел. - 100% 7 чел. - 58,4 %
Зона актуального развития 5 чел. - 41,6%
В конце учебного года у детей значительно улучшились показатели по основным направлениям математического развития. Причина недостаточного уровня - в заниженной самооценке детей, неуверенности в своих силах, боязнь ошибки, слабом развитии таких психических процессов, как память и внимание.
Я считаю, что достичь определенных результатов в развитии детей невозможно без совместной работы детского сад аи семьи. Для этого я использую такие формы работы с родителями, как:
• Консультация о подборе развивающих игр для ребенка;
• Индивидуальные беседы с рекомендациями по каждому конкретному ребенку;
• Собрания с показом фрагментов занятий (цель – обратить внимание родителей на коммуникативную, речевую и мыслительную стороны развития их ребенка);
• Совместные игры – занятия с детьми и родителями (во второй половине дня);
• Состязания между командами родителей и детей (используется занимательный материал как для детей, так и для взрослых);
• Совместный выбор и приобретение развивающих игр для группы;
• Подбор и демонстрация специальной литературы, направленной на развитие логического мышления;
• Разъяснительная и образовательная работа.
Родители очень отзывчивы, готовы придти на помощь в любу минуту. Часто приносят интересную детскую литературу энциклопедического характера, а так же некоторые игры (настольно – печатные, развивающие, тем самым вносят элемент нового и пока еще неизведанного в игровую деятельность детей. Поддерживается связь с родителями детей предыдущего выпуска. Очень радуют успехи ребят. Приятно осознавать важность и значимость детского сада в жизни ребенка.
Вывод:
Таким образом, данная работа развивает интеллектуальные способности, познавательную активность, интерес детей к математике и желание творчески применять полученные знания, следовательно, способствует прочному усвоению программного материала. В игре у детей формируются важные качества личности: самостоятельность, находчивость, сообразительность, вырабатывается усидчивость, развиваются конструктивные умения. Дети учатся планировать свои действия, обдумывать их, догадываться в поиске результата, проявляя при этом творчество.
Итак, в заключении можно сделать вывод, что развитие логического мышления, умения классифицировать, обобщать, группировать предметы, строить графические модели, развитие интеллектуальных и личностных качеств, самовыражение и самостоятельность имеет важное значение для успешного умственного развития ребенка.