Ирина Федонина
Проект «Учимся говорить, играя». Развитие речи детей старшего дошкольного возраста в игровой деятельности
▼ Скачать + Заказать документы
Аннотация: реализация проекта предполагает различные виды игр с детьми: это цикл дидактических игр, подвижных игр и словесных игр. В систему работы включены хороводные и театрализованные игры, где дети слушают сказки, отвечают на вопросы и инсценируют их сюжет.
Актуальность: основной вид деятельности детей дошкольного возраста – игра. Она является естественной средой развития детей. Обучающий материал, который преподносится ребенку в игровой форме, усваивается быстрее, легче и дает более высокие результаты.
Публикация «Проект „Учимся говорить, играя“, Развитие речи детей старшего дошкольного возраста в игровой деятельности» размещена в разделах
- Игры для детей
- Проекты
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Старшая группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» март 2016
Игра, протекающая в коллективе, предоставляет исключительно благоприятное условие для развития языка. Игра развивает язык, а язык организует игру. Играя, ребёнок учится, а ни одно учение немыслимо без помощи основного учителя – языка.
Самое щадящее, комфортное обучение детей – это обучение в игре. Игра успокаивает, лечит, а в моем случае стимулирует речь детей. В обучающей игре с удовольствием участвуют все, даже робкие дети. Они строят диалоги, сочиняют маленькие рассказы, подбирают слова-действия, слова-признаки и т. д.
Словесные игры отличаются тем, что процесс решения обучающей задачи осуществляется в мыслительном плане, на основе представлений и без опоры на наглядность. С их помощью создается эмоциональный настрой, вырабатывается быстрота реакции, умение понимать юмор (потешки, прибаутки, загадки, перевертыши, построенные на диалоге). Дидактические игры предусматривают формирование мыслительных операций (сравнение, классификация, обобщение, совершенствование речи).
Педагогическое сопровождение игр направлено на сохранение самостоятельной игры и побуждения игрового творчества. Прекрасным стимулом для детей и средством создания речевых ситуаций является театр, который есть в арсенале моей группы (пальчиковый, теневой, настольный и др.) Даже самый молчаливый и застенчивый ребенок рассказывает свою историю о животном, роль которого он играет. Все это благоприятно влияет на развитие речи детей.
Своевременное и полноценное формирование речи в дошкольном возрасте является основным условием нормального развития и в дальнейшем его успешного обучения в школе.
Название проекта : Проект по развитию речи детей через игровую деятельность «Учимся говорить играя»
Автор проекта : воспитатель старшей группы Федонина Ирина Викторовна
Адрес организации: Московская область, Серебряно-Прудский р-он, село Узуново, м-он Южный, дом 1а
Вид проекта : обучающий, игровой
Тип проекта : краткосрочный ( 1месяц: с16.03.2015 – 17.04.2015гг)
Участники проекта : воспитатель и дети старшей группы
Цель проекта : развивать речь детей, обогащать словарный запас через игровую деятельность.
Задачи проекта :
Развитие и совершенствование всех сторон устной речи ребёнка :
- произношение,
- словарный запас,
- грамматический строй речи,
- связная речь
Этапы реализации проекта :
Проводимые мероприятия Сроки проведения Место проведения
Подготовительный этап
Подбор материала
16.03.-18.03. методический кабинет
Изготовление картотеки речевых игр и упражнений по развитию связной речи 19.03.-20.03.
Основной этап
Изучение и проведение игр:
д/и «Испорченный телефон»
п/и «Эстафета»
речевая физкультминутка «Аист»
23.03.-27.03.
старшая группа
Изучение и проведение игр:
д/и «Назови 5 предметов»
п/и «Кружок»
речевая физкультминутка «Уж»
30.03. - 03.04
старшая группа
Изучение и проведение игр:
д/и «Скажи наоборот»
п/и «Назови ласково»
речевая физкультминутка «Пауки»
06.03. – 10.03
старшая группа
Заключительный этап
Подготовка атрибутов и декораций к игре-драматизации
Проведение игры-драматизации «Заюшкина избушка» 16.04. Музыкальный зал
Предполагаемый результат: при систематической работе по данному проекту увеличится словарный запас детей, речь станет более активной, эмоциональной, дети начнут активно сопровождать свою деятельность речью. Обогатится игровой, коммуникативный, эмоциональный опыт дошкольников, расширится их кругозор, повысится познавательный интерес.
Результативность:
Данная работа оказывает эффективное влияние на речевое развитие дошкольников.
Использование упражнений, дидактических и развивающих игр способствует появлению в речи детей логики и последовательности изложения своих мыслей, что говорит о перспективности данного вида работы.
Литература
1. Бондаренко, А. К. «Дидактические игры в детском саду». / А. К. Бондаренко. – М. : Просвещение, 1991г.
2. Гербова, В. В. Занятия по развитию речи в старшей группе детского сада. / В. В. Гербова. – М. Издательство Мозаика-Синтез, 2007г.
3. Микляева, Ю. В. Развитие речи детей в процессе их адаптации к ДОУ.
/ Ю. В. Микляева. - М. : Айрис-пресс, 2005. – с. 59.
4. Ушакова, О. С., Струнина Е. М. Методика развития речи детей дошкольного возраста. -М., 2004.
5. Интернет источники: Международный образовательный портал Maam.ru
ПРИЛОЖЕНИЯ:
Дидактические игры
«Испорченный телефон»
Цель: Развитие фонетико-фонематической стороны речи; развивать у детей слуховое внимание.
Игровые правила. Передавать слово надо так, чтобы рядом сидящие дети не слышали. Кто неправильно передал слово, т. е. испортил телефон, пересаживается на последний стул.
Игровое действие : шепотом передавать слово на ухо рядом сидящему игроку.
Ход игры. Дети выбирают ведущего при помощи считалочки. Все садятся на стулья, поставленные в ряд. Ведущий тихо (на ухо) говорит какое-либо слово рядом сидящему, тот передает его следующему и т. д. Слово должно дойти до последнего ребёнка. Ведущий спрашивает у последнего: «Какое ты услышал слово?» Если тот скажет слово, предложенное ведущим, значит, телефон исправен. Если же слово не то, водящий спрашивает всех по очереди (начиная с последнего) какое они услышали слово. Так узнают, кто напутал, «испортил телефон». Провинившийся ребенок занимает место последнего в ряду.
«Назови пять предметов»
Цель: Развитие лексической стороны речи (формирования словаря). Упражнять детей в классификации предметов.
Ход игры. Я назову одно слово, например, мебель, а тот, кому я брошу мяч, назовёт пять слов, которые можно назвать одним словом мебель. Какие предметы можно назвать, одним словом мебель? - Стол, стул, кровать, кресло, диван.
-«Цветы»- произносит педагог и после небольшой паузы бросает мяч ребенку. Тот отвечает: «Ромашка, роза, василёк, гвоздика, пион» и т. д.
В этой игре дети учатся относить пять видовых понятия к одному родовому.
«Скажи наоборот»
Цель: Развитие лексической стороны речи (формирования словаря). Развивать у детей сообразительность, быстроту мышления.
Игровое правило. Называть слова только противоположные по смыслу.
Ход игры. Дети встают в кружок. Водящий произносит слово и бросает кому-нибудь из детей мяч, ребенок должен поймать мяч, сказать слово противоположное по смыслу, и вернуть мяч водящему. Если тот, кому бросили мяч, затрудняется ответить, дети по предложению воспитателя хором произносят нужное слово.
Подвижные игры
«Эстафета»
Цель: Развитие лексической стороны речи (формирования словаря) активизация глагольного словаря.
Ход игры. Игроки стоят в кругу. У ведущего мяч. Он произносит какое-нибудь слово и передаёт эстафету рядом стоящему ребёнку. Тот должен подобрать подходящее слово-действие и быстро передать мяч дальше. Когда эстафета вернётся к ведущему, он задаёт новое слово, но мяч передаёт в другом направлении. Если кто-то затрудняется назвать слово или подбирает неподходящее слово, ему дают штрафное очко. После того как игрок набрал три штрафных очка, он выходит из игры. Выигрывает тот, у кого в конце игры будет меньше штрафных очков.
Например: собака – лает, кусает, бежит, сторожит, скулит, воет; кошка – мурлыкает, охотится, играет, дремлет, мяукает, царапается, и т. д.
«Кружок»
Цель: Развитие речевого дыхания и звукового аппарата.
Игровые правила. Дети встают в круг, берутся за руки и совершают действия согласно словам текста игры. Сначала текст произносится медленно, постепенно темп игры нарастает (игра повторяется несколько раз в ускоряющемся темпе). Слова должны произноситься четко.
Мы сперва пойдем направо,
А затем пойдем налево.
А потом в кружок сойдемся
И присядем на немножко.
А теперь назад вернемся
И покружимся немножко,
И похлопаем в ладоши,
И опять в кружок сойдемся.
«Назови ласково»
Цель: развитие слухового восприятия, умение образовывать уменьшительно-ласкательную форму существительных, умение произносить слова хором.
Игровые правила. Дети встают в круг и произносят слова:
- Первенчики, червенчики,
Летали голубенчики
По свежей росе,
По чужой полосе,
Там чашки, орешки,
Медок, сахарок -
Молчок!
Как скажут последнее слово, все должны замолчать. Ведущий ходит с закрытыми глазами, перед кем остановился, этот ребёнок должен его позвать. Ведущий должен догадаться, кто его позвал, и назвать его ласково.
Речевые физкультминутки
«Аист» звук –А
Аист над землей летает,
Аист ветки собирает
Аист собирает ветки, 1
Помогите ему, детки.
Аист, аист белокрылый,
Ты белее белых лилий. 2
Аист вьет гнездо на крыше…
Тише, тише, тише, тише. 3
Движения
И. п. – о. с. Руки вверх, через стороны вниз, поднимаясь на носочки.
И. П. – ноги на ширине плеч. Руки вверху, Наклоны в стороны.
И. П. – о. с. Приседания, руки согнуты в локтях, ладошки вперед вниз.
«Уж» звук –«Ж»
Уж ползет, уж ползет
По лесной тропинке.
Уж свою, уж свою 1
Выгибает спинку.
У ужа, у ужа
Желтые кружочки 2
На головке горят,
Словно огонечки.
Мы ужа отличить 3
Сможем от гадюки.
Уж уполз, уж уполз 4
Нам не дался в руки.
Движения
И. П. – о. с. Ладони вместе, вперед, покачивая туловищем – имитация движения змеи.
И. П. – о. с. Пальцы к плечам, круговые движения локтями 4 раза вперед, 4 раза назад.
И. п. – о. с. Прыжки: руки на поясе, ноги в стороны, вместе.
И. п. – о. с. Хлопки в ладоши.
«Пауки» звуки – «П»-«Х»-«К»
Пауки пузатые,
Брюшки полосатые, 1
Ходят на восьми ногах,
Паутину вьют в углах. 2
Мухи черные летают,
В паутину попадают - 3
Не порвешь ее сетей,
Остаются мухи в ней. 4
Движения.
И. п. – о. с. Руки соединены впереди, имитируя большой живот. Наклоны в стороны.
Ходьба на месте с подниманием рук вверх и опусканием через стороны вниз.
Круговые движения с вытянутыми в стороны руками, вперед, назад.
Руки перед грудью, рывки согнутыми в локтях руками (2 раза) и вытянутыми в стороны раками (2 раза).
Игра - драматизация «Заюшкина избушка»
Цель: развивать навыки драматизации, диалогическую речь; умение согласовывать речь с движением, общую и мелкую моторику. Активизировать речь, обогащать словарный запас.
Ход игры
Педагог: Ребята, сейчас к нам придет гость. А кто это будет, вы узнаете, отгадав загадку.
Это рыжая плутовка,
Кур ворует очень ловко
Волку серому сестричка,
А зовут ее (лисичка)
Давайте с ней поздороваемся. (Дети здороваются с лисой).
Лиса сказала мне, что раньше она жила в сказке, а потом потерялась. А к нам пришла за помощью. Поможем лисичке найти свою сказку, ведь мы с вами знаем много русских народных сказок, в которых есть лиса? (да). Ребята, а давайте вспомним, как в русских народных сказках называют лису?
Дети: Лисонька, рыжая, плутовка, хитрая.
Педагог: Ребята, не помнит лисичка, как ее звали в сказке. Давайте вспомним сказки, где жила лиса. Дети называют по памяти сказки, где героем является лиса («Теремок», «Кот, петух и лиса», «Лисичка - сестричка и серый волк»)
Педагог: Лиса не узнала свою сказку, значит, у нее была другая. Вспомните, пожалуйста, может мы еще какую-нибудь сказку забыли? (Да, «Заюшкина избушка»).
Педагог: Мы покажем Лисе сказку «Заюшкина избушка», как настоящие артисты. Может быть, Лиса из этой сказки? А вы будете героями сказки. Педагог: И так, мы начинаем (воспитатель называет себе помощника – ведущего ребенка)
Ведущий: Жили – были лиса и заяц. Была у зайца избушка лубяная, а у лисички ледяная. Пришла весна, у лисы избушка растаяла. Попросилась лиса к зайцу погреться, да его и выгнала. Сидит зайчик плачет. Бежит мимо собака.
Собака: О чем, зайчик, плачешь?
Зайчик: Как мне не плакать? Была у меня избушка лубяная, а у лисы ледяная, пришла весна, у лисы избушка растаяла. Попросилась она ко мне погреться да меня и выгнала.
Собака: Не плачь, зайчик, я ее выгоню. Пойди, лиса, вон!
Лиса: Как выскочу, как выпрыгну, полетят клочки по закоулочкам.
Ведущий: Собака испугалась и убежала. Сидит зайчик и плачет. Мимо идет медведь.
Медведь: О чем, зайчик, плачешь?
Зайчик: Как мне не плакать? Была у меня избушка лубяная, а у лисы ледяная. Пришла весна, избушка у лисы растаяла. Попросилась ко мне погреться, да меня и выгнала.
Медведь: Не плачь, зайчик, я ее выгоню.
Зайчик: Не выгонишь. Собака гнала - не выгнала, и ты не выгонишь.
Медведь: Нет, выгоню. Ступай, лиса, вон.
Лиса: Как выскочу, как выпрыгну, полетят клочки по закоулочкам.
Ведущий: Медведь испугался и ушел. Сидит зайчик и плачет. Идет мимо петушок – золотой гребешок, косу на плече несет.
Петушок: О чем, зайчик, плачешь?
Зайчик: Как мне не плакать? Была у меня избушка лубяная, а у лисы ледяная. Пришла весна, у лисы избушка и растаяла. Попросилась она ко мне погреться да и выгнала.
Петушок: Не плачь, зайчик, я ее выгоню.
Зайчик: Не выгонишь. Собака гнала – не выгнала, медведь гнал -не выгнал, и ты не выгонишь.
Петушок: Нет, выгоню. Ку-ка–ре-ку! Несу косу на плечи, хочу лису посечи! Ступай, лиса, с печи.
Лиса: Одеваюсь!
Петушок: Ку-ка-ре-ку! Несу косу на плечи, хочу лису посечи! Ступай, лиса, вон.
Лиса: Шубу надеваю.
Петушок: Ку-ка-ре-ку! Несу косу на плечи, хочу лису посечи! Ступай, лиса, вон.
Ведущий: Выскочила лиса из избушки и убежала в лес. А зайчик опять стал жить в своей избушке.
Педагог: Молодцы! Спасибо всем за внимание, а ребятам за старание. Лиса узнала свою сказку. Как вы думаете, она правильно поступила в сказках? (Нет. Она обижала и обманывала зверей). Теперь она поняла, что нельзя обижать слабых. Лисичка поскорее хочет вернуться в сказку и подружиться с зайцем.