Елена Мухина
Развитие речи детей через театральную деятельность (консультация)
▼ Скачать + Заказать документы
Развитие речи детей через театральную деятельность (консультация)
Автор: Мухина Елена Владимировна. Воспитатель МКДОУ детский сад «Буратино», Красноярский край, Богучанский район, с. Чунояр.
Формы организации театрализованной деятельности
1. Совместная театрализованная деятельность взрослых и детей, театральное занятие, театрализованная игра на праздниках и развлечениях.
Темочки:
- Консультации для педагогов и воспитателей
- Консультации для родителей
- Модель трёх вопросов. Образовательная технология
- Развитие детей. Материалы для педагогов
- Развитие ребенка. Консультации для родителей
- Развитие речи. Консультации для педагогов
- Развитие речи. Консультации для родителей
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Театр. Консультации для педагогов
- Театр. Консультации для родителей
- Театр. Театрализованная деятельность
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» апрель 2016
2. Самостоятельная театрально-художественная деятельность; театрализованные игра в повседневной жизни.
3. Мини-игры на других занятиях, театрализованные игры-спектакли, посещение детьми театров совместно с родителями, мини-сценки с куклами в ходе изучения регионального компонента с детьми, привлечение главной куклы - Петрушки в решение познавательных
задач.
Основные направления работы с детьми в театральном кружке
1. Театральная игра
2. Ритмопластика
3. Основы театральной культуры
4. Работа над спектаклем
5. Культура и техника речи
Задачи направления "Культура и техника речи": Развивать речевое дыхание и правильною артикуляцию, чёткую дикцию, разнообразную интонацию логику речи; учить сочинять небольшие рассказы и сказки, подбирать простейшие рифмы; произносить скороговорки и стихи, пополнять словарный запас.
Подготовка речевого аппарата к овладению звуками речи
I этап, подготовительный
Развитию моторики артикуляционного аппарата служат различные игры на звукопроизношение: «Кто как кричит?», «Что звучит?», «Чей домик?» и др. Используются звукоподражания шуму ветра, шум прибоя, рокоту самолета, карканью вороны, жужжанию жука, цоканью копыт лошади и др.
Дети усваивают речь, подражая людям, а не звукам природы,
Для развития речевого дыхания проводят игры на поддувание: сдувание снежинок (кусочков ваты, поддувание карандашей, плавающих рыбок, лодочек. В процессе дыхательных упражнений ребенок учится правильно дышать, делать короткий, быстрый вдох и длительный, сильный, плавный выдох. Не следует допускать, чтобы дети напрягались и уставали. Упражнения проводятся сидя, не более 1,5 мин (начиная с 0,5 мин).
Для развития речевого слуха, слухового внимания рекомендуются игры «Угадай, кто позвал?», «Угадай, что я сказала?», «Что делает Петрушка?», «Эхо», «Какие звуки услышал?» и др.
2 этап - Становление звуков речи, или постановка звука.
Начинается с легких по артикуляции звуков и кончается более трудными; последовательность их сохраняется как для фронтальной, так и для индивидуальной работы (шипящие, свистящие, р, л).
При полном отсутствии звука или при его неустойчивом произношении, что часто наблюдается у дошкольников, бывает достаточно фиксировать внимание ребенка на звуке.
Обучение здесь основано на подражании детьми речи воспитателя, четкому произношению звука. Такой прием обучения возможно использовать только в легких случаях.
3 этап - Закрепление и автоматизация звуков.
Работу на этом этапе можно рассматривать как затормаживание старых неправильных динамических стереотипов и выработку новых. Для закрепления и автоматизации нового звука требуются систематическая тренировка, создания таких условий, чтобы в течении дня ребенок произносил его не менее 10-20 фраз.
![Смотреть фотографию №1 Фото №1 Материалы для педагогов Развитие речи детей через театральную деятельность консультация Автор Мухина Елена Владимировна](https://www.maam.ru/upload/blogs/detsad-351295-1461663882.jpg)
![Смотреть фотографию №2 Фото №2 Воспитатель МКДОУ детский сад Буратино Красноярский край Богучанский район с](https://www.maam.ru/upload/blogs/detsad-351295-1461663897.jpg)
Этапы работы в спектакле над речью
Первый этап – определение образа
Задача - научить детей распознавать конкретный образ, выделяя характерные черты присущие только ему.
Метод «контрастных отрывков
Второй этап - работа над мимикой
Задача - научить детей передавать эмоциональное состояние героев с помощью мимики.
Приём: работа с иллюстрациями на эмоциональное состояние дает возможность определить мимику героя через его эмоциональное состояние
![Смотреть фотографию №3 Фото №3 Формы организации театрализованной деятельности](https://www.maam.ru/upload/blogs/detsad-351295-1461663960.jpg)
- Какую вы увидели лисичку-сестричку? (осторожную, хитрую, хищную)
- Какой предстала перед вами лиса Алиса? (настойчивая, напористая, экстравагантная т т. д.)
Этюд: «Страх», «Горе», «Гнев», «Радость», «Удовольствие», «Удивление
![Смотреть фотографию №4 Фото №4 Совместная театрализованная деятельность взрослых и детей театральное занятие театрализованная игра на праздниках и развлечениях](https://www.maam.ru/upload/blogs/detsad-351295-1461664087.jpg)
![Смотреть фотографию №5 Фото №5 Темочки Консультации для педагогов и воспитателей Консультации для родителей Модель трёх вопросов](https://www.maam.ru/upload/blogs/detsad-351295-1461664103.jpg)
Третий этап - работа над голосом.
Задача - развитие речевого аппарата детей и совершенствование интонационной выразительности
Задание для первой подгруппы - проговорить фразу Лисички-сестрички "Я – лисичка - сестричка, я хожу не слышно
Задание для второй подгруппы - проговорить: "Как выскочу, как выпрыгну, пойдут клочки по закоулочкам
Фразы необходимо проговаривать с разной интонацией присущей определенному образу лисы. Прием «интонационная выразительность»
![Смотреть фотографию №6 Фото №6 Образовательная технология Развитие детей](https://www.maam.ru/upload/blogs/detsad-351295-1461664487.jpg)
![Смотреть фотографию №7 Фото №7 Материалы для педагогов Развитие ребенка](https://www.maam.ru/upload/blogs/detsad-351295-1461664498.jpg)
«Путешествие с эмоциями в страну сказок»
- Вспомните различные сказки. В этом путешествии необходимо найти эмоции героев, которые спрятались в сказках;
- вспомните самостоятельно эмоции, рассмотрев картинки-пиктограммы настроений, на которых изображены дети, переживающие разные эмоции;
- большая карточка с изображением различных эмоций, выберите, пожалуйста, ту, которая подходит к вашему настроению в данный момент. Обведите ее карандашом любого цвета и отложите карточку на край стола.
![Смотреть фотографию №8 Фото №8 Консультации для родителей Развитие речи](https://www.maam.ru/upload/blogs/detsad-351295-1461664613.jpg)
![Смотреть фотографию №9 Фото №9 Консультации для педагогов Развитие речи](https://www.maam.ru/upload/blogs/detsad-351295-1461664664.jpg)
Четвёртый этап - работа над жестом и движением.
Задача - научить детей двигаться в соответствии с характером персонажа
Пятый этап - заучивание роли.
Задача - выучить текст конкретной роли.
"Прием "Книжечка». Закрыть лицо ладонями и вспомнить как можно больше предложений из текста. Затем, жестом ладони "превращаются" в раскрытую книгу. Дети, не отвлекаясь от "воображаемой книги", по очереди как бы "читают" из неё те предложения, которые запомнили.
Прием - "Волшебный сундучок". Детям демонстрируется сундучок с ленточками. Воспитатель спрашивает, кто запомнил самое первое предложение и предлагает этому ребенку вытянуть из сундучка первую цветную ленточку и произнести это предложение. Таким же образом другими детьми воспроизводятся все последующие предложения. И так постепенно с помощью воспитателя выстраивается текст.
Прием - "Театр на фланели", в процесс запоминания текста включается зрительная память. Эти игровые действия проходят по принципу составления рассказа по серии сюжетных картин, каждая из которых воспроизводит в изображении последующее предложение текста.
Итогом занятий по развитию речи стали выступления детей, насыщенные эмоционально окрашенной речью.
Сказка "Курочка Ряба"
![Смотреть фотографию №10 Фото №10 Самостоятельная театрально художественная деятельность театрализованные игра в повседневной жизни](https://www.maam.ru/upload/blogs/detsad-351295-1461716297.jpg)
![Смотреть фотографию №11 Фото №11 Основные направления работы с детьми в театральном кружке](https://www.maam.ru/upload/blogs/detsad-351295-1461716308.jpg)
Таким образом, развитие речи через театральную деятельность происходит не только наиболее естественно (так как игра - ведущая деятельность дошкольного возраста, но постепенно (ступенчато, что приводит к эффективному результату.