Ирина Мазалова
Эссе учителя-логопеда «Современные подходы к обучению и воспитанию детей с ОВЗ в условиях образовательной организации»
▼ Скачать + Заказать документы
«Мой взгляд на современные подходы к обучению и воспитанию детей с ОВЗ в условиях образовательной организации»
«Чтобы быть хорошим преподавателем, нужно любить то, что преподаешь, и любить тех, кому преподаешь»
В. О. Ключевский
«Чтобы обучить другого, требуется больше ума, чем научиться самому»
М. Монтень
Публикация «Эссе учителя-логопеда „Современные подходы к обучению и воспитанию детей с ОВЗ в условиях образовательной организации“» размещена в разделах
- Воспитание детей. Материалы для педагогов
- Работа логопеда. Логопедия
- Работа с Особыми детьми. Дети с особыми возможностями здоровья (ОВЗ)
- Эссе воспитателей и педагогов
- Темочки
К сожалению, количество детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) возрастает с каждым годом. Дети с ОВЗ – это дети с нарушением речи, зрения, слуха, интеллекта, опорно-двигательного аппарата. Эти детки не виноваты в том, что родились с нарушениями. Поэтому мы должны сделать все возможное, чтобы помочь им чувствовать себя полноценными людьми.
Я считаю, что современные образовательные подходы к воспитанию и обучению детей с ОВЗ предполагают использование новых образовательных технологий, разнообразных методов обучения и воспитания, которые позволят эффективно решать возникшие проблемы.
Главная проблема ребенка с ОВЗ заключается в нарушении его связи с миром, контакте со сверстниками. Ведь ребенок с ОВЗ может быть также талантлив и способен, как нормально развивающийся сверстник. Поэтому, надо, вовремя обнаружить его дарования, развить их. Для этого, необходимо создать специальные условия для социализации таких детей.
Дети с проблемами в развитии нуждаются в особых условиях воспитания и обучения, позволяющих обеспечить разностороннее развитие и коррекцию нарушенных функций. Очень важно способствовать максимальному раскрытию потенциала детей, предоставлять комплекс коррекционных мероприятий, направленных на устранение нарушений.
Одним из условий повышения эффективности коррекционно-педагогической работы является создание предметно-развивающей среды как фактора развития и социализации дошкольников с ОВЗ. Дети с ограниченными возможностями здоровья должны обучаться в хороших условиях, с использованием современного оборудования. Работая в группе для детей с нарушениями речи, я активно использую в своей работе современные образовательные технологии : презентации, компьютерные игры. В своей работе с детьми с ОВЗ широко использую здоровьесберегающие технологии (дыхательная гимнастика, пальчиковые игры, самомассаж, мячики Су-Джок, гимнастику для глаз, релаксацию, физкультминутки, соблюдение норм Сан-ПиН).
Все дети разные, к каждому необходимо найти индивидуальный подход, но их объединяет то, что все они любят играть. Использование новых игровых технологий в работе с детьми с ОВЗ значительно улучшает качество коррекционной работы. Сразу вспоминаешь слова Я. Коменского «Игра практически с древних времен выступает как форма обучения»; А. С. Макаренко «Игра пронизывает всю жизнь ребенка. Это норма даже тогда, когда малыш делает серьезное дело. Более того, следует пропитать этой игрой всю его жизнь. Вся его жизнь – это игра». Работая с детьми с ОВЗ не первый год, я все больше понимаю, как важна для них игра. Игра – это средство, которое помогает привлечь внимание ребенка, заинтересовать, наладить с ним контакт и превратить занятие в увлекательное, радостное событие. В своей работе большое значение уделяю изготовлению различных игр, пособий. В этом мне помогают интернет-ресурсы, где можно найти много интересных идей.
Изменение подходов к обучению и воспитанию детей с ОВЗ направлено на формирование и развитие социально-активной личности. Одним из путей реализации этой задачи является инклюзия. Инклюзивное образование обеспечивает равные права, доступность, возможность выбора образовательного маршрута для любого ребенка вне зависимости от его возможностей. Я считаю, что в ходе такого образования дети с ОВЗ могут достигнуть наибольшего прогресса в развитии. Поэтому, инклюзивное образование должно активно внедряться в образовательные учреждения. И, конечно же, необходима подготовка всех специалистов, работающих с такими детьми, повышение их профессионального мастерства (повышение квалификации по проблемам воспитания и обучения детей с ОВЗ). Как писал Сенека: «Сколько б ты ни жил, всю жизнь следует учиться».
Проблемы детей с ОВЗ носят многоплановый характер, и их решение должно быть комплексным. Немаловажная роль отведена родителям детей. Бывают случаи, когда родители занимают безынициативную позицию. Они считают, что проблемами ребенка должны заниматься специалисты того учреждения, в котором он воспитывается. Это заблуждение. Я считаю, что только при сотрудничестве специалистов и семьи можно добиться положительных результатов в преодолении проблем в развитии.
Главное право каждого ребенка – это право на полноценное детство, которое сочетает в себе полноценное физическое развитие и эмоционально комфортное состояние. Детки надеются на то, что их поймут и примут в любом состоянии, в каждом своем проявлении. Я считаю, что в основе успеха коррекционно-развивающей работы лежит искренняя любовь к детям.
Работая с детьми с ОВЗ я пришла к такому выводу: наибольший результат дает не столько объем проделанной работы, сколько грамотно выстроенный подход к ней, который и гарантирует эффективность приложенных усилий.
В наших руках будущее наших детей!