Лариса Ермензина
Взаимодействие учителя-логопеда с семьей в условиях ФГОС до
▼ Скачать + Заказать документы
Взаимодействие учителя-логопеда с семьей
в условиях ФГОС ДО.
Закон РФ «Об образовании» вводит федеральный государственный стандарт дошкольного образования. В ФГОС ДО сформулированы и требования по взаимодействию дошкольной организации с родителями. Подчеркнуто, что одним из принципов дошкольного образования является сотрудничество дошкольной организации с семьей, а ФГОС ДО является основой для оказания помощи родителям (законным представителям) в воспитании детей, охране и укреплении их физического и психического здоровья, в развитии индивидуальных способностей и необходимой коррекции нарушений их развития. Одним из требований к психолого-педагогическим условиям является требование обеспечения психолого-педагогической поддержки семьи и повышения компетентности родителей (законных представителей) в вопросах развития и образования, охраны и укрепления здоровья детей. Родители (законные представители) должны принимать участие в разработке части образовательной Программы дошкольной организации, формируемой участниками образовательных отношений с учётом образовательных потребностей, интересов и мотивов детей, членов их семей и педагогов.
Публикация «Взаимодействие учителя-логопеда с семьей в условиях ФГОС до» размещена в разделах
- Работа логопеда. Логопедия
- Работа с родителями. Взаимодействие с семьями
- ФГОС. Внедрение и реализация
- Темочки
Успешность совместной деятельности учителя-логопеда и семьи ребенка с недостатками речи определяет эффективность коррекционного воздействия. Ни одна педагогическая система не может быть в полной мере эффективной, если в ней не задействована семья.
Сотрудничество семьи и учителя-логопеда становится все более востребованным; педагоги ищут новые точки взаимодействия, инновационные формы работы с родителями, которые бы обеспечивали решение проблемы каждого ребенка и семьи индивидуально.
Вовлечение родителей в воспитательно-образовательный процесс, их заинтересованное участие в коррекционно–педагогической деятельности важно не потому, что этого хочет учитель-логопед, а потому, что это необходимо для развития их собственного ребенка. Таким образом, актуальность темы заключается в том что, современным родителям необходима постоянная, квалифицированная помощь учителя – логопеда для решения проблем речевого развития ребенка.
Наилучшие результаты отмечаются там, где учитель-логопед и родители действуют согласованно. Понятие «взаимодействие с семьей» подразумевает не только распределение задач между участниками процесса для достижения единой цели, но и обязательно ненавязчивый, сосредоточенный контроль с обратной связью. К сожалению, современные родители, в силу объективных и субъективных причин, не обладают необходимыми педагогическими знаниями для оказания помощи своим детям.
Опыт работы показал, что концентрация внимания учителя-логопеда на работе с семьей дает положительные результаты. Наблюдая за рабо-той логопеда и знакомясь с ее специфическими особенностями, родители охотнее и лучше выполняют с ребенком домашние задания, а процесс коррекции ускоряется в 2 раза.
Разработанная мной система мероприятий по использованию по-тенциала семьи как ключевого аспекта логопедического сопровождения в ДОУ основана на принципах:
— научности;
— гуманизма;
— «упреди, не навреди, победи»;
— конфиденциальности;
— добровольности.
В рабочей коррекционно-развивающей программе образовательной деятельности с квалифицированной коррекцией по преодолению фонетико-фонематического недоразвития у детей старшего дошкольного возраста в условиях логопедического пункта выделены четыре этапа по работе с родителями:
1. Мотивационный — установление эмоционального контакта в триаде логопед — ребенок — родитель;
2. Концептуальный — раскрытие смысла и содержания предстоящей работы для родителей, учителя-логопеда и ребенка;
3. Деятельностный — практическая реализация программы;
4. Рефлексивно-диагностический — завершение процесса.
На первом этапе, в начале года, после обследования детей, родители каждого ребенка оповещаются о его результатах. Они узнают о проблемах в речевом развитии ребенка, получают советы, рекомендации для его воспитания. От того, как протекают первые встречи логопеда с родителями, зависит, наладится ли в дальнейшем их сотрудничество.
На втором этапе реализации системы мероприятий проведение групповых родительских собраний помогает объединить родителей, нацелить их на помощь учителю-логопеду, активно включиться в процесс образовательной деятельности с квалифицированной коррекцией и воспитания детей. Родительским собраниям следует уде-ляется особое внимание, необходимо обладать необходимой информацией о родителях с помощью анкетирования, опроса по телефону, изучения их потребностей в области педагогических знаний.
Третий этап. В созданном родительском клубе «Волшебная страна Чисторечие» родители оформляют уголки родительских ожиданий. Кроме того, они участвуют в тренингах, днях открытых дверей, знакомятся с компьютерными коррекционно-развивающими программами, принимают участие в праздниках. Проявляют большую заинтересованность на практической образовательной деятельности. Здесь они обучаются артикуляционной гимнастике, массажу.
На четвертом этапе проводятся логопедический мониторинг, диагностика, совместный анализ результатов, рефлексия, корректировка индивидуальных планов, принимаются решения о прекращении логопе-дической работы с ребенком или о ее продолжении, родители получают рекомендации о дальнейшей деятельности.
План взаимодействия семьи и учителя-логопеда по профилактике и коррекции речевых нарушений
Этапы реализации мероприятий
по взаимодействию учителя-логопеда с семьёй.
Мотивациоиный — установление эмоционалного контакта в триаде логопед — ребенок — родитель
Перечень мероприятий
«Школа заботливых родителей»
Выступление с лекциями: «Создание коммуникативно-речевой среды в семье»;
«Некоторые общие закономерности нормального развития детской речи и в условиях ее нарушения»;
«Речевое развитие дошкольников»;
«Использование компьютерных технологий в коррекционно-образовательной деятельности»
Ожидаемый результат
Активизация у родителей воспитательных умений.
Создание психологической готовности семьи к сотрудничеству
2 Концептуальный — раскрытие смысла и содержания предстоящей работы для родителей, логопеда и ребенка:
— информирование родителей о результатах обследования;
Групповая консультация «Роль семьи в воспитании ребенка с речевыми недостатками».
Индивидуальные консультации для родителей:
- диагностико-проективные;
- информационные
Ожидаемый результат:
Развитие качеств и умений, способствующих личностному росту педагога и родителя. Обработка данных диагностики, заполнение речевых карт.
— обучение родителей наблюдению за ребенком в домашней обстановке
— информационные.
Совместное обсуждение полученных сведений по речевому развитию. Формирование адекватного отношения членов семьи к личности ребенка
3 Деятельностный:
• практическая реализация программы мероприятий с одновременной текущим обследованием, анализом результатов.
• обучение родителей коррекционным приемам работы с ребенком в семье;
• формирование предпосылок к созданию коррекционно-оздоровительной среды в семье;
• определение наиболее эффективных приемов работы с семьей ребен-ка;
• закрепление умений у родителей использовать полученные в ходе обучения знания в условиях семейного воспитания;
Перечень мероприятий:
Групповые консультации по ознакомлению родителей с направлениями коррекционно- го обучения детей с учетом структуры дефекта.
День открытых дверей. Заседание родительского клуба «Волшебная страна Чисторечие».
Оформление уголка родительских ожиданий.
Тематическая консультация «Взаимосвязь уровня развития устной и письменной речи и мелкой моторики».
Практическое занятие с родителями по обучению пальчиковой гимнастике.
Индивидуальные беседы с родителями, консультирование.
Практическое занятие с родителями по обучению массажу, артикуляционной гимнастике
Просмотр с родителями логопедических занятий.
Тематическая консультация «Игра — лучший помощник в подготовке к обучению грамоте».
Выставка авторских дидактических игр для развития фонематического восприятия и
навыков звукового анализа и синтеза.
Проведенме совместной образовательной деятельности «Путешествие в город Мультяшино» (автоматизация звука «Р»)
Заседание родительского клуба. Тренинг «Художники на песочной улице»
Заседание родительского клуба Ознакомление с компьютерными коррекционно- развивающими программами по коррекции дефектов речи.
Проведение анкетирования, опрос, наблюдение.
Тематические групповые консультации для родителей с учетом структуры речевого дефекта ребенка: «Система работы по автоматизации поставленных звуков». Совместное занятие детей и родителей с использованием кинезиологических упражнений.
Применение знаний родителями при выполнении домашних логопедических заданий технологий, освоенных на практических занятиях.
Подготовка к конкурсу чтецов и участие в логопедическом празднике «Путешествие в Словоград».
Ожидаемый результат:
Подготовка родителей к участию в совместной образовательной деятельности с детьми.
Обучение родителей традиционным и нетрадиционным технологиям.
Сочинения родителей «Детские размышлялки».
Применение знаний родителями при выполнении домашних заданий,
технологий, освоенных на практических занятиях
Выработка новых стратегических форм и методов по взаимодействию в коррекционном процессе учителя- логопеда и родителей.
Формирование у родителей уверенности в собственных педагогиче-ских возможностях через систему консультирования.
Формирование у родителей психолого-педагогических знаний, соот-ветствующих реальным потребностям ребенка.
Использование информационных технологий в домашней обстановке.
Выработка новых стратегических форм и методов по взаимодействию в коррекционном процессе учителя- логопеда и родителей.
4. Рефлексивно- диагностический:
Оценка качества и устойчивости результатов коррекционно-речевой работы с детьми. Проведение логопедического мониторинга.
Итоговая диагностика, совместный анализ результатов.
Выводы:
Успех логопедической помощи детям с речевой патологией во многом зависит от того, насколько четко организовано взаимодействие педагогов с родителями воспитанников. Эффективное преодоление речевого нарушения возможно только в результате активной скоординированной деятельности учителя-логопеда и семьи.
Сотрудничество дошкольного образовательного учреждения и семьи предполагает совместные определения целей деятельности, планирование предстоящей работы, распределение сил и средств в соответствии с возможностями каждого участника, совместный контроль и оценку результатов работы, а затем и прогнозирование новых целей, задач и результатов.
Проанализировав результаты своей деятельности я пришла к выводу, что установление партнерских взаимоотношений с родителями является важным условием успешности коррекционного воздействия.
Данная система партнёрства специалиста с семьёй позволяет :
Обеспечить непрерывность коррекционного воздействия на ребенка в дошкольной организации и семье.
Повысить эффективность устранения речевых недостатков.
Активизировать и обеспечить обогащение воспитательных умений родителей.
Достичь более позитивного эффекта в устранении у детей отклонений в речевом развитии.