Хаустова Елена
Эссе «Моя педагогическая философия»
▼ Скачать + Заказать документы
: «Моя педагогическая философия»
«Детство – это цветущий луч, залитый солнцем,
По которому бежишь без оглядки к далекому горизонту.
И как важно, чтобы рядом с тобой был
Любящий и опытный поводырь».
А. И. Баркан
В чем смысл моей педагогической деятельности?
Ответ на этот вопрос следует искать, наверное, в детстве.
Я росла застенчивым и малообщительным ребенком. Любила и уважала своих родителей и старалась им помогать. С детства я научилась понимать, что такое труд, терпение, ответственность. А еще что такое доброта.
Публикация «Эссе „Моя педагогическая философия“» размещена в разделах
С нежностью вспоминаю свою первую учительницу. Сколько душевной силы и доброты вложила она в нас. Мы были для нее родными детьми. Как она радовалась нашей победе в соревнованиях, будто бы сама получила медаль. Как она угощала нас конфетами в свой день рождения. Как она делилась с нами своими переживаниями о своих детях. Делилась как с равными себе. Она дала мне столько доброты, причем доброты умной, целенаправленной. Умная доброта – самая ценная в человеке, самая к нему располагающая и самая, в конечном счете, верная по пути личного счастья.
Наверное, эта замечательная женщина, повлияла на меня – будущего педагога. Помню в детстве, с удовольствием возилась с куклами, обучала их счёту и письму. Я тогда чувствовала себя такой взрослой и умной.
И вот моя мечта сбылась: я поступила сначала в педагогическое училище, затем продолжила обучение в педагогическом университете по специальности - учитель начальных классов, но ни одного дня не работала в школе. Судьба распорядилась иначе: 17 лет назад я переступила порог замечательного детского сада «Чебурашка», став воспитателем по призванию своей души.
В начале своего профессионального пути было трудно, и вместе с тем - очень интересно. На мне большая ответственность за жизнь детей и их развитие. Как вести себя? Основой всей моей педагогической деятельности стала потребность в постоянном самосовершенствовании. Только хорошо образованный педагог может повести детей в мир прекрасного, только увлеченный воспитатель может заинтересовать их.
Кто такой воспитатель? Задавая себе этот вопрос, невольно возникают образы детей, их взгляды, ждущие от тебя ответов на все вопросы, которые помогут ребенку открыть свой единственный и неповторимый мир. Чувствуя ответственность своей профессии, я каждый раз убеждаюсь в правоте К. Д. Ушинского, что «все должно основываться на личности воспитателя».
Детство – это прекрасная и ответственная пора.
Ребенок как лист чистой бумаги, если напишешь на ней что – то с ошибкой, исправить ее в дальнейшем будет очень трудно. А чтобы этих ошибок было как можно меньше, воспитатель должен обладать большим арсеналом личностных и профессиональных качеств, таких как доброта, мудрость, целеустремленность, отзывчивость, образованность.
Воспитатель детского сада немного волшебник. Почему спросите вы?
Потому что все дети ежесекундно ждут от нас, взрослых, сказки, чуда, открытий. А педагоги по дуновению волшебной палочки приносят в их души новые впечатления.
Каждый день я всматриваюсь в широко раскрытые глаза своих воспитанников. Сколько в них чувств, переживаний. Глаза ребенка – это состояние души, в которых многое можно увидеть. Чтобы побольше узнать о ребенке, сердце воспитателя должно быть не только добрым, но и зрячим.
Да …Воспитатель для ребенка в детском саду – главный человек, кладезь знании и умений.
Я выбрала профессию педагога, а значит взяла на себя ответственность за тех, кого буду учить и воспитывать, вместе с тем ответственность за себя, свою профессиональную подготовку, своё право быть Педагогом, Учителем, Воспитателем.
Задавая себе вопрос: «Кто кого учит?», прихожу к мнению, что с детьми мы равноправны: я так же учусь у них, как из обычного сделать нечто исключительное и интересное. Вместе с ними учусь сотрудничать, уважать мнение каждого, учусь слушать и быть услышанной.
Дети для меня друзья, младшие коллеги. Относясь к ним уважительно, серьезно воспринимая их проблемы, стараюсь заслужить у них доверие и уважение. Испытываю огромное удовольствие, когда вижу, что сумела передать детям частицу своих знаний, воспитала в них доброту и терпимость.
Профессия воспитателя ответственная, серьезная и, в то же время очень светлая, приносящая радость от общения с детьми. Я достаточно требовательна к себе, так как воспитание и развитие ребенка должно начинаться в первую очередь с развития личности педагога. Стремлюсь к созданию оптимальных условий для развития дошкольников, постоянно ищу что-то новое, интересное, чтобы они получали радость от общения со мной, от общения друг с другом. Я тщательно отбираю методы и приемы, технологии и методики для своей работы, учитывая возрастные, индивидуальные особенности детей. Главное – не навредить ребенку!
Непосредственную образовательную деятельность я планирую в игровой форме, открываю широкий путь игре, не навязываю детям свои представления, а создаю им условия для высказывания своих представлений. Детям интересней не узнать, а догадаться, не получить формальный ответ, а использовать свой вопрос, как повод для создания интересной ситуации. Основной путь к освоению детьми умений и знаний пролагаю не через объяснения, а через полуобъяснения, загадки, намеки, образы. Дети то делятся на небольшие компании, то собираются в общий круг, то задумываются и шепотом советуются, то хором шумят, то расходятся в разные стороны – и полгруппы занимаются лепкой, а полгруппы – обсуждением за «круглым столом» познавательных вопросов. Происходящее трудно назвать игровым обучением; идет себе игровая жизнь, а в ней множество обучающих элементов: математическое развитие, звуковой анализ, гимнастика, ориентировка в пространстве и во времени, чтение художественной литературы, познание окружающего мира. Я слежу за тем, чтобы дети не успели устать, предлагаю новые виды деятельности, подбрасываю очередные выдумки, тем самым увлекаю и поддерживаю постоянный накал интересов. Воспитательно-образовательный процесс я планирую так, чтобы предоставить ребенку максимальную свободу, чтобы ребенок мог самостоятельно и сознательно сделать для себя правильный выбор.
Таким образом, игра выступает, как самая важная деятельность, через которую я решаю все образовательные задачи, в том числе и обучение.
Работаю в тесном сотрудничестве с родителями своих воспитанников, моими помощниками и союзниками в нашем общем, ответственном деле – воспитание и обучение подрастающего поколения. Я придерживаюсь следующих принципов взаимодействия в работе с родителями:
1. Доброжелательный стиль общения.
2. Индивидуальный подход.
3. Сотрудничество, а не наставничество.
4. Привлечение родителей к активному участию в жизни группы и ДОУ
5. Динамичность и серьёзная подготовка к различным мероприятиям.
Такая совместная деятельность положительно влияет на наших «общих» детей. Они становятся увереннее в себе, задают больше вопросов о семье, о детском саде, проявляют инициативу в тех вопросах, где видят интерес и активность своих родителей.
Каждое утро, собираясь на работу, я помню о том, что внешность воспитателя играет не последнюю роль в воспитании детей. Они очень любят, если воспитатель обаятелен, опрятно одет и хорошо причесан, жизнерадостен и весел, обладает чувством юмора. Бывает очень приятно слышать от моих ребят комплименты в свой адрес. Поэтому я забываю о всех своих неприятностях, заходя в детский сад, и говорю с улыбкой: «Доброе утро, дети!».
Начиная новый рабочий день, я повторяю про себя очень важные правила, которые всегда стремлюсь выполнять:
1. Получай удовольствие от работы.
2. Уважай в ребенке личность.
2. Поощряй самостоятельность детей, будь верным спутником.
3. Улыбайся чаще детям, родителям, от этого в группе будет светлее.
4. Говори «не знаю», если не знаешь, развивай и совершенствуй свое мастерство.
5. Будь самой собой.
6. Заинтересуй ребенка так, чтобы он вновь и вновь ждал встречи с тобой.
Размышляя о своем жизненном пути, я прекрасно понимаю, что не могу провести грань, где заканчивается моя работа и начинается личная жизнь. Наверно, это и есть моя дорога, зовущая и ведущая к бесконечной жизни в душах моих ребят.
Каждый день я открываю дверь детского сада и захожу в группу. Вновь я вижу взоры моих детей. Их светлые, ясные, любопытные, верящие, добрые, чистые глаза, оценивающие каждый мой взгляд, поступок, шаг. Они многого ожидают от меня.
Счастлива ли я? Счастье у каждого свое, оно складывается из многих показателей. Одно из его составляющих для меня – выбранная профессия.
Я счастливый человек. У меня есть любимое дело. Я нахожусь в постоянном творческом поиске. Ведь только творческий воспитатель может заразить своим теплом, верой, талантом.
Я счастлива, потому что у меня есть возможность вновь и вновь открывать новый мир и вбирать новые знания.
Я счастлива, потому что, отдавая тепло своей души детям, становлюсь богаче. Уверена, что не стоит бояться рисковать, меняться, учиться жизни. Стоит пробовать, дерзать, творить и никогда не останавливаться на достигнутом.
Делая первые, еще совсем неуверенные, робкие «шаги» в педагогической жизни, я мечтала стать хорошим воспитателем, настоящим другом для своих детей. Сегодня я с уверенностью могу сказать: «Моя мечта сбылась!»
Мне говорят, что слишком много любви я детям отдаю
Что материнская тревога до срока старит жизнь мою.
Но что смогу я им ответить сердцам бесстрашным как броня,
Любовь, мной отданная детям, сильнее делает меня.
На вопрос «Почему я работаю в детском саду?» я просто отвечу «потому что люблю детей и не мыслю жизни без них.
Я выбрала профессию такую
Что лучше мне на свете не найти
И с каждым годом убеждаюсь
Что я иду по верному пути.
Я закончу свое эссе словами :
«Каким быть должен воспитатель?
Конечно, добрым должен быть
Любить детей, любить ученье, свою профессию любить
Каким быть должен воспитатель?
Конечно, щедрым должен быть
Всего себя без сожаленья он должен детям подарить!»