Марина Лобачева
Эссе «Моя педагогическая философия»
▼ Скачать + Заказать документы
«Аксиома, не требующая доказательств – ребенок изначально приходит в этот мир с хорошими задатками, со своей великой миссией сделать этот мир лучше. Не ребенок должен быть загнан силой взрослых в авторитарный, удобный для нас педагогический процесс, а педагогический процесс должен стать для ребенка притягательной силой, смыслом его жизни».
(Ш. Амонашвили)
Публикация «Эссе „Моя педагогическая философия“» размещена в разделах
- Эссе воспитателей и педагогов
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» ноябрь 2016
Глобус - модель Земли, целого мира…. На секунду останавливаемся возле нашей маленькой планеты….С каждым новым вращением глобуса, огонек в глазах ребятишек разгорается все больше и больше… Слышу с разных сторон звонкие голоса: «А куда мы сегодня отправимся?». Я не даю ответа на этот вопрос, а предлагаю выбрать детям. Они выбирают…
И уже через какое-то время мы мысленно поднимаемся в космос, с интересом смотрим на нашу Землю глазами исследователей, и даже опускаемся в жерло извергающего лаву вулкана. Спросите, зачем? А нам тесно в стенах нашей группы, поэтому мы всегда в пути, чтобы столкнуться с чем - то неизведанным, сделать открытие.
Всю свою жизнь человек стремится узнать что-то новое, приобрести опыт. Эту жажду познания необходимо пробудить и в детях. И я, как настоящий воспитатель живу вместе с детьми. Мне интересны любые открытия моих воспитанников, я разделяю их радость и восторг, поддерживаю их в неудачах, хвалю за маленькие победы. Стараюсь не открывать перед детьми заветную дверь знаний, а даю им возможность подобрать ключик к этой волшебной дверце.
Готовы к открытиям? Тогда - входите! Купол сознания у детей, совсем, как в сказке Андерсена – он похож на зонтик Оле Лукойе. Он может быть черным и скучным, а может быть ярким и незабываемым. Я никогда не препятствую желанию детей совершать свои открытия!
Как максимально использовать пытливость детского ума и подтолкнуть ребенка к познанию мира? Как способствовать развитию творческого начала ребенка? Я пришла к выводу, что это можно сделать с помощью познавательно- исследовательской деятельности. Именно это направление является приоритетным в моей работе.
Исследовательская, поисковая активность — естественное состояние ребенка, он настроен на познание мира, он хочет его познать. Исследовать, открыть, изучить - значит сделать шаг в неизведанное. Это огромная возможность для детей думать, пробовать, искать, экспериментировать, а самое главное самовыражаться. Мои дети стремятся к активной деятельности, а я стараюсь не дать этому стремлению угаснуть, способствую его дальнейшему развитию, в проведении этих исследований, сделать их полезными.
Проводя с детьми исследовательскую работу, изучая себя и свои возможности, ищем пути развития силы, способы измерения. Поиски приводят детей к уникальному открытию того, что человек обладает великими силами: ума, памяти, мечты, дружбы, добра, любви. Предметно-развивающая среда, созданная в группе, выступает мощным стимулятором личностного развития ребенка и провоцирует его к познавательно-исследовательской деятельности. Здесь созданы все условия, и мы можем без труда провести простейшие опыты с песком, воздухом, водой, бумагой.
Самыми любимыми играми детей моей группы являются игры с лупами, зеркальцами, сосудами с отверстиями (откуда выливается вода, с бросовым материалом (шнурки, ленточки, прищепки, перышки, пробки). Эти игры расширяют кругозор, развивают у детей любознательность, тактильные ощущения, мелкую моторику и ловкость рук. Экспериментируя, дети больше узнают нового, необычного, интересного, становятся любознательными и самостоятельными.
При проведении исследовательской деятельности широко использую новые подходы, методы и формы работы. Новые стандарты дают мне как педагогу такую возможность.
А еще я благодарна родителям ребят. Известно, что ни одну воспитательную или образовательную задачу нельзя успешно решить без плодотворного контакта с семьей. Родители с большим интересом участвуют во многих исследовательских проектах: «Мое Оренбуржье», «Чудеса Кока – Колы» и вместе с детьми познают и открывают увлекательный для всех мир.
Наша команда дети, родители, педагог способна решать задачи космической сложности. Бывает, сама удивишься: неужели, это сделали мы? Сколько счастья приносят удачные проекты! В них есть огромный плюс - «юные почемучки» хотят продолжения. В такие моменты понимаешь, что главное в моей работе – сияние детских глаз! Это и радость исследователей, творцов, победителей, и любовь ко всему миру!
Как сказал В. Вильсон: «Мы должны сами верить в то, чему учим наших детей». И я верю в то, что дошкольное образование – главная ступень в становлении личности. В этой сфере должны быть люди образованные, но «образованный человек тем и отличается от необразованного, что продолжает считать свое образование незаконченным» (К. Симонов).
Так и я, день за днем открываю в себе желание знать больше, чтоб не ударить в грязь лицом, отвечая на вопросы своих маленьких «Почемучек». И чудо происходит! Мы с детьми идем заодно, вместе строим свою деятельность. Здесь я и друг, и помощник, и воспитатель, другими словами, идущий вместе по пути. Считаю, что именно это самое главное для педагога.
Возможно, мои достижения на этом пути слишком малы и незначительны для истории. Но это не важно. Жизнь, как река, и не остановить ее. Начнется новый день, чтобы подарить каждому из нас что-то свое. Никита найдет ответ на вопрос: «Почему белый медведь не ест пингвина?». Полина самостоятельно повторит опыт круговорот воды в природе. А я? Я тихо радуюсь, что когда-то правильно сделала свои первые шаги в этой прекрасной профессии, и значит, много открытий еще впереди… Как и у моих детей!